10 мифов о медицинской реформе в Украине
В последнее время распространяется много мифов и «страшилок» о медицинской реформе в Украине. В МОЗ собрали 10 самых популярных и написали правду об изменениях, которые произойдут с украинской системой здравоохранения, после того, как парламент примет правительственные законопроекты.
Миф 1. Медицина станет платной и очень дорогой
Реформа вводит новые четкие правила в медицинской системы, одинаковые для любого гражданина. Для каждой медицинской услуги будет четко известно — оплачена она государством или нет, оплачена она полностью или частично?
Появится четкий список услуг, которые будут полностью, на 100% профинансированы государством.
Так, всегда бесплатной для пациента будет первичная помощь – услуги семейных врачей, терапевтов, педиатров.
Бесплатной будет также экстренная помощь — если вы попадете в больницу вследствие резкого ухудшения состояния здоровья (сердечный приступ, инсульт, острый аппендицит и т. п), после ДТП или бытовой травмы.
Безвозмездной со стороны пациента будет и паллиативная помощь, которую оказывают смертельно больным (прежде всего адекватное обезболивание).
Всегда будет на 100% оплачено ведение беременности, роды и лечение детей. Этого требуют международные Конвенции о правах ребенка и о защите материнства, ратифицированные Украиной.
Лечение в части услуг вторичного (специализированного) и третичного (высокоспециализированного) уровня также будут оплачиваться государством, но за отдельные из них возможна небольшая сооплата пациента. Она будет гораздо меньшей, чем то, что мы платим сейчас.
Будут понятны четкие механизмы каким образом ее можно покрыть для тех людей, для которых даже небольшие деньги являются проблемой. Такими механизмами являются отдельные программы, например, медицинские субсидии, программы по лечению отдельных заболеваний. Для дорогостоящего лечения, как и сегодня, будут существовать целевые программы, никуда не денутся программы по лечению онкологии, гепатитов, СПИДа и др.
Миф 2. Медреформа приведет к закрытию больниц и увольнению медиков
В законопроектах о медреформе нет ни слова о закрытии лечебных учреждений или сокращении медперсонала. На первом этапе реформы договоры Национальной службы здоровья будут заключены со ВСЕМИ больницами, чтобы никто не остался без медицинской помощи. Но со временем конкуренция и принцип «деньги идут за пациентом» приведут к упорядочению сети медучреждений — маломощные, плохо оснащенные и главное — мало загруженные больницы, в которых просто опасно лечиться, будут перепрофилированы под реальные потребности населения, например, на реабилитационные, диагностические центры, хосписы, которые будут получать средства за конкретные услуги.
Лучшие больницы будут дополнительно технически и кадрово усилены, чтобы каждый, кто к ним обращается, имел возможность получить качественную медицинскую помощь.
Что касается возможного увольнения врачей, то без работы могут остаться лишь те, к кому не захотят идти люди. Хороший врач всегда будет иметь поток пациентов и достойные деньги за свою работу! Реформа будет способствовать тому, что врачи будут конкурировать за пациента.
Стоит подчеркнуть, что упорядочением сети лечебных заведений будет заниматься местная власть.
Именно громады должны решить, какие из них нужно усилить, а какие перепрофилировать, государство выставляет только технические требования относительно проезда к больнице и ее минимальной нагрузки (количество родов, оперативных вмешательств).
Благодаря децентрализации местные бюджеты имеют достаточно средств для того, чтобы улучшить сеть медучреждений, создать надлежащие условия для работы врачей, отремонтировать дороги к больницам, оплачивать дополнительные медицинские услуги для жителей громады. Государство со своей стороны выделяет целевую инвестиционную субвенцию на усиление опорных учреждений и перепрофилирование слабых и малозагруженных.
Миф 3. Села останутся без врачей
В селах людей больше всего беспокоит судьба фельдшеров и ФАПов. ФАПы никуда не исчезнут. Фельдшеры не будут заменять работу врача, но станут его сателлитами, помощниками для того, чтобы доступ к медицинской помощи был в самых отдаленных селах.
В 2018-м году средняя выплата на первичном звене составит около 370 грн на одного пациента, в 2019-м — 450 грн. На 2000 пациентов это создаст годовой доход в 740 000 грн в 2018 г. и 900 000 грн в 2019 г. В этот бюджет входит аренда, работа врача, фельдшера и медсестры, простые расходные материалы и частичное покрытие по анализам. Лекарства в этот бюджет не входят.
До сих пор в селе никогда не было таких средств в медицине и мы рады, что реформа позволяет наконец развернуть прямое финансирование.
У местного самоуправления будут свои возможности для повышения качества жизни врача. Например, если громада построит качественную амбулаторию и жилье для врача, которое сдаст в аренду за 1 грн, будет значительно легче найти и пригласить врача на работу.
Размер финансирования, которое будет выделяться из госбюджета на медицинское обслуживание одного пациента, одинаков на всей территории страны. Однако жизнь в сельской местности дешевле, чем в городе, а значит при условии обслуживания одинакового количества пациентов, сельский врач будет иметь лучшее материальное положение, чем городской. Кроме того, в отличие от врача в городе, сельский фактически не будет иметь конкурентов.
Выбирать его будут всей громадой и декларацию с врачом заключат все жители села — а врач будет получать деньги за их медицинское обслуживание. Впрочем, это не означает, что в селах смогут работать непрофессиональные врачи и у жильцов не будет альтернативы – громада может отказаться от плохого врача и пригласить другого.
Миф 4. Придется платить дважды: официально в кассу и взятку врачу
Поскольку будет определен тариф на услугу, который будет известен, то основания давать взятки исчезнут. Государство напрямую оплачивает все необходимые расходы для оказания конкретной услуги.
В случае неправомерных действий врача, пациент всегда сможет пожаловаться в Национальную службу здоровья, которая будет осуществлять контроль за соблюдением врачами и медицинскими учреждениями условий контрактов на обслуживание населения. НСЗУ имеет право расторгнуть контракт с врачом или медучреждением на обслуживание пациентов в случае нарушения условий контракта.
Миф 5. К врачу-специалисту можно будет попасть только через семейного врача
Не соответствует действительности. Каждый человек в случае необходимости сможет обратиться к любому врачу-специалисту без направления семейного врача и получить помощь. Но в этом случае пациенту придется оплатить полную стоимость услуг врача и лечения.
Если же вы обращаетесь к нему по направлению семейного врача, стоимость вашего лечения и необходимых медицинских средств полностью или с небольшой сооплатой возместит государство.
Миф 6. Реформа противоречит Конституции
Благодаря медреформе государство наконец начнет выполнять статью 49 Конституции Украины. Этот вопрос был урегулирован благодаря разграничению понятий медицинская помощь и медицинская услуга. Ведь компонент медицинской помощи в тарифе услуги будет всегда оплачен государством, как того и требует Конституция.
Это подтвердило Министерство юстиции Украины, которое отмечает:
Проект Закона «О государственных финансовых гарантиях оказания медицинских услуг и лекарственных средств» разработан в соответствии со ст. 49 Конституции Украины в системной связи со ст. 95 Конституции Украины.
В ст. 49 Конституция Украины устанавливает, что государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания.
В государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно. Бесплатность, согласно решению Конституционного Суда Украины от 29 мая 2002 г. No 10 – рп/2002 означает, что лицо не должно возмещать стоимость медицинской помощи ни в виде каких-либо платежей, ни в любой другой форме, независимо от времени оказания медицинской помощи. Не запрещает указанное положение возможности предоставления гражданам медицинских услуг, которые выходят за пределы медицинской помощи, за отдельную плату.
Согласно Законопроекту о государственных финансовых гарантиях, медицинская помощь всегда и в полном объеме предоставляется гражданам за счет средств государственного бюджета. На первичном уровне и в случае наступления экстренной ситуации государство будет оплачивать 100% всего необходимого лечения и, что важно, медикаментов в соответствии с детализированным описанием. Это будет покрывать около 80% всех обращений за медицинской помощью.
На вторичном и третичном уровнях государство гарантирует 100% оплату медицинской помощи и частичную оплату других медицинских услуг и лекарственных средств, входящих в состав лечения.
Законопроект не предусматривает взыскание с граждан никакой платы за необходимую им медицинскую помощь. Медицинские услуги, выходящие за рамки медицинской помощи на вторичном и третичном уровне, могут сооплачиваться государством и самим гражданином (например, за счет добровольного медицинского страхования).
Например, медицинская помощь во время родов всегда покрывается государством. Вместе с тем, сооплата может взиматься за улучшенную одноместную палату или за вызов персонального врача. Таким образом, сооплата не будет барьером для получения помощи.
Согласно Законопроекту, пациенты смогут получать необходимое им лечение за счет бюджетных средств у поставщиков медицинских услуг по всей Украине, независимо от места регистрации по принципу “деньги идут за пациентом” (в отличие от существующей системы, где человек может получить бесплатную медицинскую помощь только в тех заведениях, к которым он “прикреплен”). Это будет способствовать повышению доступности медицинского обслуживания для населения.
Миф 7. На реформу не хватит денег
Конечно, реформы не бывают бесплатными. Будут нужны инвестиции на перестройку, переоборудование и перепрофилирование больниц. Будут нужны отдельные инвестиции для переобучения врачей.
Владельцы больниц и других медучреждений – города, районы, ОТГ – уже сейчас заинтересованы в развитии своей медицинской инфраструктуры. Поэтому Правительство решило выделить на цели переоборудования и перепрофилирования заведений отдельную инвестиционную субвенцию.
Кроме того, Минздрав Украины рассчитал прогнозные объемы расходов на здравоохранение согласно Календарного плана реформы, который предусматривает последовательные изменения в течение 2018-2020 гг.
Согласно прогнозным данным, в течение этого периода ожидается рост реального валового внутреннего продукта Украины в среднем на 3,19% в год. Введение официальной сооплаты за медицинские услуги предлагается начать постепенно, с поэтапным увеличением доли соответствующих поступлений по мере расширения услуг вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи, которые будут оказываться по новому принципу. Согласно проведенным расчетам, доля расходов за счет официальной сооплаты не будет превышать 13,3% от общего объема расходов отрасли в 2020 году.
Относительно оплаты самого лечения, самое важное то, что сейчас у нашей системы такой высокий уровень неэффективности, что запуск денег за услугу для реального пациента позволит создать за те же деньги значительно больше здоровья, лечения, профилактики, чем сейчас.
Но также важно и увеличение средств на лечения, которые выделяются из бюджета.
Миф 8. Реформа усугубит кадровый голод, врачей не будет хватать еще больше
Реформа наоборот создает финансовую мотивацию для молодежи идти в профессию врача. По статистике, в Украине насчитывается 31 врач на 10 тысяч населения, что сопоставимо с показателями европейских стран. Вместе с тем, действительно есть определенный дисбаланс в специализации. Так, имеем избыток стоматологов, акушер-гинекологов и дефицит семейных врачей и тому подобное. Медицинская реформа урегулирует эту проблему, ведь оплата за услугу и существенное повышение зарплаты в первичном звене позволит убрать этот дисбаланс на рынке труда.
Миф 9. НСЗУ – это финансовый «монстр», который будет распоряжаться 80 млрд грн.
НСЗУ не владеет этими средствами. Деньги аккумулируются в государственном бюджете и хранятся на казначейских счетах. Национальная служба здоровья является оператором, который контрактует закупку медицинских услуг и подписывает договоры с медицинскими учреждениями и врачами-ФЛП.
Из всех возможных вариантов модель Национальной службы здоровья имеет самые маленькие коррупционные риски, поскольку она, как центральный орган исполнительной власти, будет подконтрольна контролирующим органам – таким как Счетная палата, КРУ, а также антикоррупционным органам НАБУ и НАПК. В законе выписана прозрачная процедура выбора руководителя через конкурс, которая является аналогичной выбору руководителя НАБУ. Это является предохранителем от того, чтобы НСЗУ не возглавил человек с сомнительной репутацией
Миф 10. НСЗУ не может предоставлять услуги и одновременно контролировать их качество
Это не так. Контроль качества услуг может быть разным – на уровне качества медицинской помощи и на уровне соблюдения условий договора. Если речь идет о врачебной ошибке, то в этом случае контроль остается за органом, который предоставляет лицензию – за Минздравом.
Если речь идет о качестве обслуживания, то это компетенция НСЗУ. Например, вместо 4-местной палаты, как это прописано в договоре, пациента положили в 6-местную, или сказали, что нет лекарств, хотя они должны быть, поскольку за них уплачены бюджетные средства и они входят в стандарт лечения. То есть, НСЗУ заключает договор и проверяет его выполнение, так же как страховая компания проверяет выполнение условий страхового договора.
Tweet