Обзор боевых действий второй половины августа 2018: закончилось еще одно военное лето
Последние 10 дней августа выдались богатыми на события — украинские войска продвинулись у Горловки, шли ожёсточенные стычки на Бахмутке, опять собираются в школу дети, и опять у нас самое крепкое перемирие, которое обычно проживает меньше недели. Бои как раз вполне понятны — парад в Киеве и День Независимости просто требовали любого обострения, ибо тяжело пятый год сидеть под комендантским часом и слушать, как уже завтра каратели начнут наступать на Донецк.
А они по-прежнему отжимают посадки и посёлки по окраинам агломераций и не собираются биться головой о кварталы. Выходит обидно — собирался идти на границы областей, а потерял очередной дачный участок под Горловкой. А тут ещё и государственный праздник, и парад — обязательно должно было что-то произойти.
24 ОМБР и бойцы роты глубинной разведки 74 ОРБ продвинулись вперёд в районе посёлка Шумы (сам посёлок был под контролем ВСУ ещё с зимы 2015-го). Занят посёлок Шахты 6-7, дачные участки у самих Шум и дорога в «зелёнке» по линии водопровода. Судя по тому, что у ВСУ был погибший и раненые — шёл встречный бой, но в самих посёлках у гибридов были только секреты и наблюдательные посты. Потому что писать о наступлениях и Дебальцево 4 года назад — это одно, а посадить гарнизон в каждую посадку, высоту и посёлок — немного другое.
Кадровые россияне не очень-то хотят хлебать окопное дерьмо под минами и ВОГ, да и просто 35 тысяч состава двух корпусов с тылом и ротациями неважно тащат службу на 430 км линии боевого соприкосновения — маловато их на каждом ОП. Украинские войска возле Шумов дошли до руин ЦРСУ и кладбища, несмотря на сопротивление. Сам посёлок — это частный сектор да школа, причём уже здорово поклёванные входящими, но его ценность в том, что ВСУ охватили вражеские высоты.
С освобождением Южного, с занятием дефиле по реке Железной и Чигирей позиции противника терриконах и на рудном отвале простреливаются с обеих сторон. Теперь части «ДНР» находятся по факту на передовом плацдарме, ближайший опорный пункт, который не долбят во фланги, только на Ртутном комбинате. Снабжение НП, «глаз», огневых точек, с которых кошмарили украинские блоки, теперь будет проходить под аккомпанемент наших «сапог», АГС и миномётов. Да и просто это хороший признак — у противника не хватает сил занимать серую зону, он сидит, прикрываясь «мирняком» в застройке, и располагает батареи поближе к жилым кварталам. Теперь до частного сектора или Дебальцевской улицы в самой Горловке сотни метров — любой недолёт по позициям ВСУ будет ложиться по своим, а выезжающие в капониры на отвалах «коробки» или машины снабжения на последнем километре рискуют получить ПТУР.
Можно бесконечно говорить, что эти операции незначительны и не влияют на оперативную обстановку, но факт налицо — цепочка тактических проблем для гибридов нарастает как снежный ком. Плацдарм в Приморье. Высоты у Докучаевска. Промышленная зона Авдеевки и давление на ЯБП. Горловка и движения вокруг линии посёлков в пригороде — Южное, Зайцево, Шумы, Гольма. Светлодарская дуга и Кикимора. Блоки вокруг Желобка и дальше по выступу у Славяносербска. Нигде за ближайшие месяцы у противника не было даже тактического продвижения, во всех точках проблемы с потерями, ротацией и давлением ВСУ, любые попытки активности непризнанных республик не выходят за беспокоящий огонь и рейды малых групп, в то время как мы занимаем территорию.
Хотя на Бахмутской трассе в преддверии Дня Независимости сводные части обоих корпусов решили попробовать подвинуть линию боевого соприкосновения. Трасса Р-66 контролируется линией НП и секретов ВСУ, саму трассу часто пересекают диверсионные и рекогносцировочные группы и обваливают позиции гибридов в секторе — как у Желобка, так и в глубине. Размещая 122-мм артиллерию в застройке у Славяносербска, в Сентяновке (Фрунзе) и за Донецким, враг решил, что сбить наши посты за дорогой и попробовать развить наступление в направлении Крымского и Сокольников (в случае успеха прижать батальоны ВСУ к реке и восстановить периметр безопасности перед Р-66 и Желобком) будет хорошей идеей.
В районе 5 утра 23 августа боевики начали короткую артподготовку как по позициям на передовой, так и по тактическому тылу в Крымском и Новотошковском, пытаясь пресечь выдвижение резервов. По огневым позициям на передке долбили танковым огнём и бортовым оружием бронемашин, было прямое попадание в блиндаж. Под прикрытием огня один из НП был занят, его гарнизон из трёх бойцов 24 батальона «Айдар» погиб в ближнем бою. Во время выдвижения манёвренной группы были накрытия минами и снарядами — с ранеными и погибшим.
Ожесточённый бой продолжался пять часов — как контактный артиллерией, так и стрелковый со штурмовой группой на НП. Противник отошёл, оставив оружие, боеприпасы и амуницию, унося своих убитых и раненых. Были запросы на эвакуацию, но на поле боя, которое осталось за ВСУ, погибших или элементов тел не обнаружено. У «Айдара» 4 убитых и 7 раненых, из них двое в достаточно тяжёлом состоянии. Ни один из НП и огневых постов вдоль трассы не был оставлен, по артиллерии противника вели огонь как средства усиления батальона, так и бригадная артиллерийская группа, над полем боя работали беспилотные аппараты.
С 2014 года «Айдар» тащил одни из самых тяжёлых боев в секторе «А», и этот не стал исключением, но у противника не получилось восстановить периметр безопасности у Р-66. На сегодня реальность такова, что обе стороны могут занять НП или ВОП внезапной атакой, но удерживать его под артиллерийскими ударами с хорошо подготовленных в инженерном плане позиций достаточно тяжело, а терять десятки людей за посадку или «глаза» на терриконе — странное занятие. Пока в секторе подразделения ВСУ занимают позиции у высот 195.3 и 175.9, опираясь на сеть наблюдательных пунктов, корректировщиков и работу контрбатарейных радаров, все попытки наступления по полям у трассы без штурма высот — экзотическая попытка суицида.
Несмотря на «школьное перемирие», стычки продолжаются — за 10 последних дней августа у ВСУ 11 погибших, до трёх десятков раненых. Помимо «Айдара», потери у 128-й бригады, погиб ротный от пули снайпера, были подрывы на минах и боевые травмы в 53 ОМБР, погибший у 58 ОМБР. У противника тот же стабильный поток сообщений о подрывах, осколочных ранениях, попаданиях снайперов — позиционная война может быть не слишком громкой, но свою жатву она собирает. На этом фоне вполне логичны заявления Курта Волкера, что Украине необходимо наращивать помощь летальным вооружением, усиливать флот и противовоздушную оборону — война на истощение будет замедлять темпы перевооружения ВСУ, и точечными поставками из США решатся многие вопросы, как решились они с закрытой связью, контрбатарейными радарами и техникой для пограничников.
Просочившиеся от посла Украины в США слухи по поводу переговоров о закупках нескольких батарей ЗРК MIM-104 «Patriot», конечно не означают, что комплексы завтра встанут на боевое дежурство. Та же не слишком богатая Румыния выделяет за опцион из 7 батарей противоракетного комплекса 4,6 млрд долларов, а первый будет поставлен только к 2020 году. Но сам факт переговоров означает, что направление модернизации ВСУ выбрано то же, что у поляков и румын, и в перспективе мы будем способны создать не только совместную с поляками и литовцами бригаду, но и элементы единой системы ПРО и РЛС поле.
На дипломатическом фронте на РФ усиливается давление: ограничения в самом скором времени коснутся полётов российского Аэрофлота в США, а это серьёзные финансовые и репутационные потери. Ограничения в рамках «дела Скрипалей» также направлены на прекращение кредитных гарантий от структур, как-либо связанных со США. Озвучили ограничения экспорта товаров военного и двойного назначения: стоит называть вещи своими именами — против РФ выкатили оружейное эмбарго.
Если в СБ ООН россияне, пользуясь правом вето, сумели избежать санкций против шести судовых компаний, обвинённых в сотрудничестве с северокорейским режимом, то вне ООН чумную Бензоколонку обкладывают флажками по полной программе. Практически каждый квартал выкатывается или новый пакет, или расширяются фигуранты у старых — в Кремле уже объявили это экономической войной против РФ.
И движение Грузии в НАТО, и наращивание армий стран Балтии, и подготовка Украиной разрыва договора о сотрудничестве с РФ и подготавливаемое внесение в Конституцию курса на вступление в Альянс — это чёткий сигнал о том, что соседи ощущают растущую неадекватность и угрозу от российского режима, а значит путь на сегодня только один. Милитаризация, интеграция в НАТО и ЕС, траты на НИОКР и разработку ракетного щита, высокоточного оружия и боеприпасов. Зачем это нужно?
Да хотя бы ситуация на Азовском море. Годами Украина спокойно себе строила терминалы к празднику футбола и отмывала деньги на плитке и косметических ремонтах в ЖКХ, декларируя нейтралитет. Как началось противостояние и попытки блокады, оказалось, что у нас на сотни километров побережья катера пограничников и ствольная артиллерия. А серия из 4 корветов украинского производства — 5-7 лет и миллиард долларов, и что-то желающих открыть нам кредит, как в случае с французскими вертолётами, не наблюдается.
Особенно если учесть затраты на инфраструктуру, подготовку экипажей и закупку ракетного вооружения. Приходится терпеть, документировать действия агрессора, обращаться в суды и нести убытки. На сегодня интеграция в международные структуры безопасности — самый логичный путь для соседей чумного барака под названием РФ, и движение на Запад будет усиливаться с каждым годом.
Ну и касаемо десерта — убийство главы непризнанной «Донецкой республики» Захарченко. Прелесть ситуации в том, что сделать это мог кто угодно. Вот вообще — кто угодно. ССО Украины или Вагнер и его компания. Ближайшие конкуренты в борьбе за власть и отстранённые, отправленные на подвал ранее.
Кураторы в борьбе за потоки топлива, социальных денег и угля и кураторы в преддверии зачистки республик под возврат Украине или в рамках будущего ввода в ОРДЛО миротворцев.
Такая у нас «гражданская война»: убитый главарь донецких боевиков оказался гражданином России?
Фанаты «русского мира» спокойно себе обсуждают, что это Дремова взорвали за то, что он полез отжимать завод, а Плотницкого вон просто вывезли бесследно в РФ, как будто его и не было. Вот она мечта — жить в XXI веке в военной диктатуре, не выходить ночью на улицу и на новости об убийстве первых лиц переключать канал на российские новости — что сказал Путин по этому вопросу. Плевок это в лицо РФ или надо колебаться с линией партии. Чтобы ни строила Россия — всегда получается помойка, зона и нищая дыра.
Самое лучшее, что произошло с Украиной после Майдана, несмотря на потери территории и жертвы — разрыв с неадекватным соседом. На сегодня эту пропасть нужно максимально углублять и расширять. Ещё одно военное лето завершается.
Автор: Кирилл Данильченко ака Ронин; Петр и Мазепа
Tweet