Внимание! VIP-убийцы на дорогах!

Что ни день, то приходят сообщения об очередном дорожно-транспортном происшествии с участием высокопоставленного чиновника. Причем картина всегда одна – кортеж на огромной скорости несется по встречной полосе, создавая аварийную ситуацию и подвергая огромному, часто смертельному риску жизни людей. Почему после массового и публичного снятия маячков с крыш автомобилей госчиновников, после ужесточения штрафов за выезд на встречную полосу на наших дорогах не стало меньше VIP-нарушителей? Почему российские автоинспекторы боятся их останавливать? Как западные страны приучили чиновников соблюдать правила дорожного движения? На эти вопросы попытались ответить «НИ».

В развитых странах высокопоставленный чиновник или представитель органов правопорядка – это образец поведения, в том числе на дороге. В России сложилась другая традиция. «Как ни странно, самые злостные нарушители – это милиция, прокуратура, ФСБ – те, у кого есть «отпугивающее» удостоверение, – говорит «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – А кто еще способен на глазах у автоинспекторов вылететь на «встречку» на личной машине, да еще и пьяный?».

Сами чиновники во всем винят пробки. Так, например, председатель комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенинников сообщил «НИ», что многочасовые заторы и его порой заставляют нарушать ПДД: «На прошлых выборах мне пришлось выехать на встречную полосу, и другая машина въехала мне прямо «в лоб». Между тем, далеко не всегда VIP-кортежи нарушают правила из-за пробок: скажем, водитель трагически погибшего губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова нарушил правила на относительно свободной трассе. Что характерно, пострадавший в этой аварии водитель Олег Щербинский вынужден был более года доказывать свою невиновность и лишь благодаря массовым протестам этого добился. Как правило, водители «с корочками» признаются либо невиновными, либо и вовсе пострадавшими.

Так, директор подмосковного дома отдыха «Воскресенское» Юрий Спицин, оказавшись пострадавшим, едва тут же не стал обвиняемым: «Я ехал вечером с работы домой по узкой улочке, когда на меня с встречной полосы вывернул джип и протаранил мою машину, – рассказал «НИ» Юрий. – Из джипа вывалился совершенно невменяемый водитель, от которого сильно разило алкоголем. Он был, видимо, настолько пьян, что даже не заметил удара. Этот тип сразу же начал орать о том, что я разбил его машину, хотя все было совсем наоборот». По словам Юрия Спицина, пьяный мужчина на джипе оказался лейтенантом МВД Алексеем Шкарниковым. «Это выяснилось тогда, когда приехали его родственники, которые сначала уговаривали меня мирно решить все на месте, а потом, когда подоспели автоинспекторы, родственники вдруг достали свои милицейские корочки. Они пытались заставить их поверить в то, что это я виноват в ДТП». Потом в адрес Юрия начались звонки с угрозами. «От меня требовали, чтобы я отказался от претензий, иначе они подадут на меня в суд! Пообещали, что скажут о том, будто бы я избил лейтенанта, – возмущенно говорит Юрий Спицин. – Причем даже сказали, что найдут свидетелей. Сейчас я собираю все документы, чтобы подать на лейтенанта в суд».

В милиции уверены, что беспокоиться гражданам не о чем: «Проблема выезда VIP-персон на встречную полосу и связанные с этим ДТП в большей степени характерны для Подмосковья, – заявил «НИ» заместитель начальника Управления ГИБДД Москвы Владимир Томчак. – В столице эта проблема практически сошла на нет: везде, на всех основных магистралях, установлены отбойники, которые четко разделяют полосы. Так что никакие кортежи при всем желании не могут выехать на «встречку». На всех новых, строящихся или ремонтируемых магистралях, как, например, на Ленинградке, эти отбойники устанавливаются сразу. За последнее время мне не известен ни один случай ДТП из-за выезда чиновника на встречную полосу. Кроме всего прочего, недавно были ужесточены штрафы за выезд на «встречку». Сейчас за это предусмотрено лишение права управления транспортным средством».

Опрошенные «НИ» в случайном порядке десять московских таксистов подтверждают: после повышения штрафов кортежей на встречной полосе стало чуть поменьше, но все же они никуда не исчезли и летают на немыслимых скоростях. При этом в столице развита такая услуга, как платные милицейские кортежи, – после отмены мигалок именно ими теперь прикрываются чиновники и депутаты. При этом сотрудники ГИБДД ссылаются на то, что они имеют право выезжать на встречную полосу, хотя согласно ПДД делать это они могут, лишь «выполняя неотложное служебное задание» и «убедившись, что им уступают дорогу».

«Самое интересное состоит в том, что зачастую ни «скорая» помощь, ни пожарные, которым при исполнении своих обязанностей разрешено выходить на «встречку», этого не делают, – рассказал «НИ» директор Института верховенства права Станислав Маркелов. – Зато любят нарушать закон чиновники, которые по своим негласным привилегиям решили, что им позволено все. А водители им в этом еще и потворствуют, пропускают. Хотя попробуй их не пропусти, попросту раздавят».

Ситуацию на дорогах могли бы исправить автоинспекторы, но и им смертельно не хочется связываться с VIP-нарушителями. Это может сказаться на карьере и даже лишить их работы. Об этом «НИ» в открытую заявил председатель профсоюза сотрудников милиции г. Москвы Михаил Пашкин: «С нашими чиновниками очень опасно сталкиваться, и зачастую им все спускается с рук, – рассказал Михаил Пашкин. – Не так давно на члена нашего профсоюза была устроена настоящая травля за то, что он остановил работника прокуратуры». По словам Михаила Пашкина, после этого «необдуманного» со стороны автоинспектора поступка, через час данный сотрудник вместе со своими начальниками оказался в Управлении ГИБДД Москвы. Там уже находился нарушитель с прокурорскими корочками, который потребовал от инспектора заявление об увольнении. В противном случае грозил возбудить на него уголовное дело. «Автоинспектор отказался уволиться, – продолжает Михаил Пашкин. – Тогда в подразделении начались проверки. Дошло до того, что в оружейной комнате проводившие проверку чиновники «вдруг» обнаружили на фотографии главы МВД Нургалиева подрисованные усы и занесли это в книгу проверок. По этому вопросу было инициировано серьезное разбирательство. Начальству дали понять, что проверки не прекратятся, пока сотрудник не будет уволен. В результате с нашей помощью инспектора перевели в другое отделение».

Не помогают и попытки сменить законодательство. «Я уже дважды предлагал оставить спецсигналы только за машинами оперативных служб, но все безрезультатно, – посетовал в интервью «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Но наши чиновники всегда были против лишения их привилегий. Когда было решено снять с машин спецномера, чиновники готовы были зубами землю грызть, только бы не отдавать своей привилегии. Естественно, за спецсигналы они тоже будут биться до конца».

Между тем в западных странах с проблемой распоясавшихся водителей с корочками справиться удалось. Так, например, в Великобритании дорожные полицейские не имеют права перекрывать дорогу для проезда чиновников, зато могут останавливать и арестовывать любого водителя. В США на дорожных полицейских переложены функции обычных полицейских. Они могут ловить преступников самостоятельно, применять оружие и досматривать автомобили, если им что-то покажется подозрительным. Впрочем, все действия полицейских контролируются – в их машинах установлены камеры. Во Франции и в Перу нашли другой способ повлиять на ситуацию – там автоинспекторами работают в основном женщины. Считается, что они серьезнее относятся к соблюдению ПДД, и высокий чин для них не преграда выписать штраф. Чтобы нарушители не могли откупиться, в ряде стран введены ограничения на наличие денег у полицейских. А в Германии и в других странах Европы вообще ограничены контакты между полицейскими и водителями. За нарушителями следят видеокамеры. На основании их записей водителям по почте отправляются штрафные квитанции.

Контраст между западными странами и Россией так велик, что иногда приводит к удивительным казусам. Так, в Москве по этой причине во время официального визита потерялся президент Франции Жак Ширак. «В 2005 году на 60-летие Победы было открытие памятника Шарлю де Голлю, – рассказал «НИ» один из столичных автоинспекторов. – Для кортежей Владимира Путина и Жака Ширака, направлявшихся на это событие, перекрыли практически все центральные улицы, в том числе и проспект Мира, на котором дежурил я. Свита российского президента пролетела на высокой скорости. А кортеж французского главы правительства мы потеряли. Долго нам пришлось его искать. Оказалось, французские водители ехали по дорогам Москвы, соблюдая ПДД».

ЮРИЙ КОЧЕМИН, АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА, ЕВГЕНИЙ ШИПИЛОВ, АЛЕКСЕЙ ОЛЬШАНСКИЙ, Новые известия

Германия – ПОРЯДОК ВО ВСЕМ

иновник в Германии – профессия пожизненная, высокооплачиваемая, сопряженная со множеством льгот по выходе на пенсию. Что, в свою очередь, накладывает на бюрократов строгую ответственность в особых судах за любые их неправомерные поступки. Неоднократно приходилось наблюдать и в столице, и в иных мегаполисах ФРГ, как та же Ангела Меркель, к примеру, передвигалась по городским улицам пусть и в бронированном лимузине, но без кавалькады, шума и пыли. Останавливаясь на красный свет и соблюдая все разметки.

Выезд на встречную полосу в законопослушной стране, где смертность от аварий в семь раз оказалась меньше российской, конечно же, случается. Но причиной тому, как правило, служат ошибки новичка, пьяного или человека, напичканного наркотиками. При этом самые строгие санкции к нарушителям в Германии применяются «невзирая на лица». В местной прессе периодически освещаются факты задержания за превышение скорости и министров, и знаменитых артистов, и футбольных «звезд». VIP-персонам приходится платить по суду очень и очень серьезные штрафы. Исчисляемые порой десятками тысяч евро.

Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин

Украина – ГЛАСНОСТЬ НЕ ПОМОГАЕТ

Известные украинские чиновники нередко оказываются виновными в трагических ДТП, и сегодня к этой проблеме, наконец, стали привлекать внимание, хотя и без особого результата. К примеру, 13 сентября в крупное ДТП угодил один из автомобилей кортежа Юлии Тимошенко, за рулем которого находился Виталий Д., бывший сотрудник Управления по охране высших должностных лиц страны, он не уступил дорогу «Ланосу», за рулем которого находился старший опер УСБУ в Черкасской области капитан Геннадий Субботин. Обе машины сильно пострадали. Субботина с сотрясением головного мозга и переломом левой ключицы увезла «скорая». Очевидцы рассказывают: скорость джипа была такой, что от удара двигавшийся по главной дороге «Ланос» перевернулся и очутился на крыше джипа. В официальном заявлении, распространенном спустя сутки после ДТП, пресс-служба БЮТ полностью отмежевалась от причастности к ДТП в Черкассах.

А на днях из частной киевской клиники сбежал виновник другого скандального ДТП Сергей Калиновский – пасынок газового магната Дмитрия Фирташа (одного из владельцев «Росукрэнерго»). 30 мая он врезался в припаркованные «Жигули». Владелец «Жигулей» погиб на месте. С Калиновским в машине ехала его 25-летняя подруга, которая через несколько дней умерла от полученных травм. Обоих пострадавших молодой повеса бросил истекать кровью на месте проишествия. Столичная прокуратура уже объявила его в розыск и направила инструкции украинским пограничникам. Впрочем, все уверены, что Калиновского уже давно вывезли за пределы страны. Вероятнее всего, в Россию.

Яна СЕРГЕЕВА, Киев

Грузия – НАРУШИТЕЛЕЙ СНИМАЮТ СКРЫТОЙ КАМЕРОЙ

ДТП с участием чиновников в последнее время происходят нечасто, но они есть. Вот последний случай – на днях автомобиль премьер-министра Грузии Зураба Ногайдели пострадал во время аварии на дороге вблизи поселка Цхнети недалеко от Тбилиси. Самого главы правительства в тот момент в машине не было, водитель отделался неопасной для жизни травмой головы. Раньше аварий было больше, очень уж любят быструю езду грузинские чиновники, особенно среднего звена. О дорожной безопасности более высокопоставленных руководителей заботится их охрана. Изменения начали проявлять себя с сентября 2004 года, когда стали действовать новые правила безопасности дорожного движения. Водителям запрещается пользоваться мобильным телефоном, а на загородных трассах и водители, и пассажиры обязаны пользоваться ремнями безопасности. Кроме того, недавно для слежения за нарушителями на основных тбилисских магистралях были установлены специальные видеокамеры. Теперь штрафы и другие санкции к лихачам применяются на основании видеозаписей. На презентации полицейского пункта видеонаблюдения лично побывал президент Грузии Михаил Саакашвили.

Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

УЛЬЯНОВСКИЙ МЭР ВЪЕХАЛ В ДЕРЕВО

Недавно в Ульяновске в серьезную аварию попал мэр города Сергей Ермаков. Градоначальник возвращался на служебной «Ауди» домой, за рулем был водитель. На улице Локомотивной, в районе Моторного завода, иномарку занесло, она вылетела на встречную полосу, после чего врезалась в растущее у обочины дерево. Водитель получил травму грудной клетки, а мэр, сидевший на заднем сиденье, разбил нос. Дорожно-транспортное происшествие с участием высокопоставленного чиновника получило широкий резонанс еще и потому, что на этой «Ауди» ранее ездил бывший ульяновский губернатор Владимир Шаманов. Очевидцы аварии утверждают, что иномарка неслась на очень высокой скорости – вероятно, именно это обстоятельство и стало причиной произошедшего. Лишь по счастливой случайности на встречной полосе, куда перелетела «Ауди», не оказалось автомобилей. После ДТП госномера покореженной иномарки градоначальника поспешили завесить от посторонних глаз тряпками.

Михаил БЕЛЫЙ, Ульяновск

КРАСНОДАРСКИЙ ЧИНОВНИК ОТРЕКСЯ ОТ РУЛЯ

Чиновники в Краснодарском крае, нарушающие ПДД, редко оказываются в центре внимания, а еще реже признаются виновными. Последним вопиющим случаем был наезд, который привел к гибели ребенка, несколько лет назад. «Волга» тогдашнего мэра Краснодара Николая Приза, выехала на встречную полосу и со скоростью около 140 километров в час сбила в центре города 11-летнего школьника Диму Сысенко. Ребенок погиб на месте. Неподалеку очевидцы якобы видели самого расстроенного мэра-коммуниста, однако на состоявшемся суде было заявлено, что за рулем был водитель, а мэр присутствовал на партсобрании, свидетели тоже поменяли показания. Водитель отделался небольшим условным сроком, мать мальчика получила после препирательства с адвокатом подсудимого 50 тыс. рублей.

Сергей ПЕРОВ, Краснодар

В ПЕТЕРБУРГЕ ЛЮДИ ЯРОСТНО БОРЮТСЯ С VIP-НАРУШИТЕЛЯМИ

Борьбу с безнаказанной ездой важных чиновников питерцы ведут под черным флагом – этот устрашающий символ поднимался уже на двух акциях автомобилистов. Поводом для последней стало ДТП 20 июля на Дальневосточном проспекте. Тогда 24-летний студент Евгений Григоровский на своем «Опеле» погиб, врезавшись в столб на обочине, потому что попытался уклониться от столкновения с торопившимся в объезд пробке по встречной полосе с сиреной и включенными мигалками «Фордом» дорожно-патрульной службы. Руководство ГИБДД до сих пор отрицает факт участия в том ДТП служебного «Форда», несмотря на многочисленные снимки номеров этой машины, сделанные водителями, стоявшими в той злополучной пробке. Благодаря давлению общественности прокуратура возбудила уголовное дело.

Наталья ШЕРГИНА, Петербург

ОСТОРОЖНО: VIP-УБИЙЦЫ НА ДОРОГЕ

Количество серьезных ДТП с участием высокопоставленных чиновников и их родственников в последнее время резко возросло. К примеру, карьера руководителя Следственного комитета Генпрокуратуры Александра Бастрыкина началась с нескольких аварий.

Не успел Бастрыкин приступить всерьез к исполнению своих обязанностей, как он уже «засветился» несколько раз по совершенно иному поводу. Заголовки информагентств уже второй раз пестрят сообщениями о том, что Бастрыкин попал в аварию. 17 сентября в Москве на Кутузовском проспекте машину Бастрыкина буквально «протаранил» начальник хозяйственной части Генштаба Минобороны Александр Путивцев.

Гаишникам, можно сказать, повезло, что военный оказался пьяным и не очень высокого ранга. Иначе виновным в ДТП с участием двух высокопоставленных чиновников явно был бы признан прибывший на место происшествия автомобиль дорожно-патрульной службы.

Авария произошла ближе к ночи. В 12-м часу «Мереседес» Бастрыкина, которым управлял его личный водитель, ехал в сторону Рублевского шоссе с включенными спецсигналами. Рядом по дороге за рулем служебного БМВ проезжал Путивцев. На съезде с Кутузовского проспекта начальник хозчасти Генштаба не сориентировался и врезался в правый бок «Мерседеса». Как позже отметили сотрудники ГИБДД, авария произошла из-за несоблюдения военным бокового интервала.

На дороге моментально образовался небольшой затор, но сотрудники ГИБДД ситуацию быстро «разрулили». Бастрыкин осмотрел «увечья» служебного авто, после чего вызвал другую машину и уехал. Разбираться с гаишниками и нетрезвым водителем БМВ Бастрыкин оставил своего водителя.

Гаишники долго церемониться не стали и увезли обоих водителей на медицинское освидетельствование. В итоге выяснилось, что сотрудник Генштаба Путивцев был нетрезв. Уровень алкоголя в его крови составил 1 промилле (при максимально допустимой норме до 0,5 промилле).

Сейчас по факту ДТП проводится проверка. Поскольку обошлось без пострадавших, весьма вероятно, что виновнику аварии грозит лишь штраф и лишение водительских прав.

Любопытно, что это уже не первая авария, в которой непосредственное участие принял Александр Бастрыкин. И если аварию на загруженном Кутузовском еще как-то можно понять и простить, то приземление вертолета на оборудование съемочной группы телеканала вызывает множество вопросов о профпригодности «обслуги» силовика.

Напомним, что на следующий день после подрыва «Невского экспресса» в Новгородской области Бастрыкин вылетел к месту ЧП. При этом вертолет главного следователя приземлился не совсем удачно и повредил антенну, передававшую через спутник сигнал ряда телеканалов. Спутниковая станция «РТР – Петербург», сообщили после аварии в пресс-службе ВГТРК, не подлежит восстановлению. При этом стоимость подобной станции доходит до полумиллиона долларов. Глава Следственного комитета при «жесткой» посадке не пострадал.

В целом же наблюдается тревожная тенденция: количество серьезных ДТП с участием чиновников или их родственников возрастает. Только за последний месяц в серьезных авариях с человеческими жертвами «засветились» председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, родственница министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова и помощник министра экономического развития и торговли Германа Грефа Игорь Коньков.

Последнее ДТП произошло буквально на днях. Кортеж председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева на 25-м километре Калужского шоссе выехал на встречную полосу. «Ауди» с чиновником занял правый ряд, а патрульный «Мерседес» сопровождения — левый. На пути кортежа оказались встречные «Жигулями» четвертой модели. От столкновения с «Ауди» ВАЗ ушел, а вот милицейский «Мерседес» на полном ходу протаранил «четверку». Отечественный автомобиль подлетел в воздух и, несколько раз перевернувшись, упал на обочину. В итоге три человека из «четверки» были доставлены в больницу, позже один из них – подполковник ВВС в отставке — от полученных травм скончался.

Кстати, милицейский автомобиль сопровождения уже не в первый раз становится «убийцей». Так, 20 июля в Петербурге погиб Евгений Григоровский, управлявший автомобилем «Опель-калибра». Причиной аварии, по свидетельствам очевидцев, стал милицейский «Форд-фокус» с мигалкой на крыше и надписью «Специальный батальон сопровождения». Как следует из показаний свидетелей, ведомственная машина выехала на встречную полосу, и водитель «Опеля», вынужденный избежать лобового столкновения, врезался в бетонный столб и погиб на месте происшествия. Автоинспекторы даже не остановились. После этого случая 4 августа в Петербурге прошла первая акция протеста автомобилистов против ДПС «Черные флаги». Около 100 автомобилей проехали с черными флагами по улицам города.

Вспомним и еще один случай. 15 сентября на 28 км Минского шоссе подполковник милиции, начальник штаба ОВД района «Раменки» на джипе «Гранд-Черроки» выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с четырьмя автомобилями. С диагнозом «разрыв селезенки» и «тупая травма живота» водитель «Волги» был госпитализирован, у пассажира – перелом ребер, ушиб голени, перелом нижней челюсти. Медики, освидетельствовавшие виновника аварии, выявили в крови 2,41 промилле алкоголя.

Трагедия с участием родственницы Михаила Зурабова произошла в конце августа и в центре Москвы. 25 августа 37-летняя беременная Евгения Пугачева и ее жених Алексей Ставровский возвращались из ювелирного магазина, где они купили себе обручальные кольца. Свадьба была назначена на 29 сентября. Дождавшись зеленого сигнала светофора, они вышли на проезжую часть, чтобы перейти Смоленскую улицу по пешеходному переходу. Автомобили стояли под зажженным для них красным сигналом светофора, пропуская пешеходов, как вдруг из-за них выскочил автомобиль Nissan Almera под управлением Анастасии Мальцевой. Автомобиль сбил Пугачеву, которая шла на шаг впереди своего жениха. Подцепив жертву на капот и протащив ее около 15 метров, «Нисан» остановился. При ударе об лобовое стекло автомобиля Пугачева сломала шею и скончалась на месте.

ДТП было зафиксировано камерой видеонаблюдения, и, казалось бы, вопросов у следствия никаких не должно возникнуть. Однако уголовное дело было заведено только через 13 дней и только после того, как Алексей и родственники Евгении забросали прокуратуру жалобами. Возможно, такая задержка связана с тем, что еще на месте трагедии довольно быстро появился человек, сообщивший о родстве Анастасии Мальцевой с небезызвестным министром Зурабовым.

На этом странности не закончились. Следователь, который занялся рассмотрением этого уголовного дела, неожиданно ушел в отпуск. А несостоявшемуся жениху и отцу незнакомые люди уже не раз намекали, что лучше с этим делом ему не связываться. При этом, по словам Ставровского, ему стало известно, что только в этом году Мальцева дважды попадала в ДТП, и ее машина не прошла техосмотр. Ставровский говорит, что будет добиваться наказания виновной в гибели его невесты.

Добавим, что уголовное дело против Мальцевой было заведено по части 2-й статьи 264-й УК РФ — «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, по неосторожности повлекшее смерть человека». Максимальное наказание по данной статье — пять лет лишения свободы и лишение права на управление транспортным средством на три года.

Еще одно из недавних VIP-ДТП, в котором погиб помощник министра экономического развития и торговли Германа Грефа 43-летний Игорь Коньков, отличается еще большими странностями, чем дело с родственницей Зурабова. Инцидент произошел на Кутузовском проспекте. По словам очевидцев, молодая блондинка вела шикарную иномарку «Лексус JS 300», причем скорость автомобиля превышала сотню километров в час. Затем иномарка вылетела на встречную полосу и столкнулась с пятью автомобилями, в том числе с «десяткой». В ДТП погибли двое: 22-летний пассажир «десятки» Дмитрий Басмаев и пассажир «Лексуса» Игорь Коньков. Водителя «десятки» — 22-летнего Дмитрия Курносова — доставили в больницу с множеством переломов. Также в больницу в бессознательном состоянии доставили и виновницу ДТП — 27-летнюю жительницу Твери Анну Походину. Как оказалось, машина ей не принадлежала. Она принадлежала некоему москвичу, а Походина управляла автомобилем по доверенности. При этом номера «Лексуса» помимо цифр содержали не всем понятную аббревиатуру ВМР 77. Посвященные знают, что этот номер могли выдать только в администрации президента.

На месте аварии многие очевидцы видели разбросанные бокалы и даже женские трусы. Также из показаний свидетелей аварии можно было понять, что девушка находилась в состоянии сильного опьянения, то ли алкогольного, то ли наркотического. Между тем экспертиза показала, что девушка была трезва. Водительские права, которых вроде как при ней не было, тоже вдруг «нашлись». Более того, следствие уже выяснило, что и скорость она не превышала, а виновной в катастрофе предварительно признана мокрая дорога на проспекте. Якобы из-за мокрого асфальта автомобиль свалился в колею, что привело к выезду на встречную полосу. Между тем многие автолюбители на форумах говорят, что «дорога на Кутузовском идеальная, и эту колею следователи просто выдумали».

Все вышеизложенное — далеко не полный список VIP-аварий, произошедших по вине чиновников или их родственников. Можно вспомнить и бывшего мэра Пятигорска, оставившего умирать на дороге целую семью. Напомним, по вине экс-градоначальника Игоря Тарасова погибли пять человек, при этом суд закончился «примирением сторон».

А самое неприятное во всех этих авариях то, что виновные, как правило, отделываются легким испугом. Последующее разбирательство им самим или их высоким покровителям удается спустить на тормозах. А иногда еще и жертв могут сделать виновниками.

По словам президента Института верховенства права Станислава Маркелова, проблема в том, что дела, в которых фигурируют силовики и чиновники, чаще всего вообще не доходят до суда. «А если и доходят, то провинившимся устанавливаются минимальные сроки наказания. Чем выше ранг подсудимого, тем меньше шансов на то, что дело будет разрешено в пользу истцов», — сказал он.

Кстати, в действительности количество аварий с участием чиновников и силовиков происходит гораздо больше, чем это подается в новостях. Дело в том, что в ежедневных милицейских сводках эти инциденты упоминаются в особом разделе под строгим грифом «не для печати». Даже представители пресс-служб силовых ведомств не имеют доступа к этим спецсообщениям, поскольку они сразу отправляются на стол руководителей подразделений.

По словам президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, «если бы мелкие нарушения с участием автомобилей чиновников фиксировались, то они однозначно были бы лидерами среди правонарушителей. «Дело в том, что правонарушения с участием представителей ведомств фиксируются, только когда в ДТП не обошлось без жертв и большого ущерба, — рассказал Травин. — Но даже тогда в большинстве случаев вип-водители остаются безнаказанными, а виноватыми зачастую оказываются простые граждане. Я сейчас веду десятки подобных дел».

Между тем именно безнаказанность провоцирует на новые нарушения. Ведь если бы автоинспекторы задерживали VIP-нарушителей, независимо от весомости их «корочек», то последние лишний раз задумались бы о том, нарушать ли на дорогах ПДД. Но гаишники «своих» не трогают, и в результате сотрудники правоохранительных органов и чиновники стали в России самыми злостными нарушителями правил дорожного движения.

Вот и выходит, что до тех пор, пока «корочки» на дороге будут важнее любых правил, люди будут гибнуть. Но не надо забывать — все мы смертны, и даже, как говаривал мессир Воланд, внезапно смертны, так что в следующий раз по капризу судьбы чиновник и его родня могут оказаться не в списке виновных, а в списке жертв. А тут уже никакие «корочки» не спасут.

ВОТ ЛИШЬ НЕКОТОРЫЕ ДТП С УЧАСТИЕМ ЧИНОВНИКОВ, СИЛОВИКОВ И ИХ РОДСТВЕННИКОВ:

20 сентября в районе Сергиева Посада на Ярославском шоссе произошло ДТП, в котором погиб губернатор Костромской области Виктор Шершунов. По первой версии, «Мерседес» губернатора столкнулся с «Фордом-фокусом», выехавшим на встречную полосу, но водитель «Форда» выжил и заявил, что ехал в одном направлении с «Мерседесом» Шершунова.

6 сентября 2007 года в Екатеринбурге за совершение аварии задержан начальник отдела управления по экономическим и налоговым преступлениям ГУВД Свердловской области Марат Идрисов. Проверка показала, что чиновник находился за рулем в нетрезвом виде. Однако сам Идрисов заявил, что есть результаты медосвидетельствования, доказывающие, что он не пил.

20 августа 2007 года в Самаре 26-летний инспектор ГИБДД в нетрезвом состоянии на своем личном автомобиле «Жигули» сбил двух пешеходов. Один из пострадавших скончался, второй – госпитализирован.

12 августа 2007 года в Спасском районе Пензенской области автомобиль Audi депутата Госдумы Владимира Асеева выехал на встречную полосу и врезался в грузовик МАЗ. По официальной версии, за рулем была жена депутата. Находившиеся в иномарке были госпитализированы.

22 июля 2007 года в селе Плешково Оренбургской области 20-летний лейтенант милиции во внеслужебное время на личном автомобиле на нерегулируемом пешеходном переходе сбил трех человек. Водитель был сильно пьян.

2 июля 2007 года в городе Омутнинске Кировской области начальник отделения по делам несовершеннолетних районного ОВД сбил девочку. Пострадавшая госпитализирована в тяжелом состоянии. Сотрудник милиции отказался от медобследования на состояние алкогольного опьянения.

17 января 2005 года неподалеку от Обнинска автомобиль «Тойота Ленд Крузер», за рулем которого сидел губернатор Брянской области Николай Денин, совершил наезд на женщину. От полученных травм потерпевшая скончалась.

7 апреля 2005 года в Москве произошло ДТП с участием 22-летней дочери министра здравоохранения и социального развития России Михаила Зурабова — Анастасии. «Мерседес-200», которым она управляла, столкнулся с автомобилем «Мерседес», за рулем которого находился житель Московской области.

7 августа 2005 года в ДТП погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. По официальной версии, его «Мерседес» задел по касательной другой автомобиль, после чего иномарка вылетела с трассы и врезалась в дерево. В аварии обвинили водителя Олега Щербинского, в чей автомобиль врезалась машина губернатора. Его приговорили к четырем годам лишения свободы, но в защиту осужденного по всей России прошли акции протеста. В итоге Щербинский был оправдан.

12 августа 2004 года микроавтобус из кортежа губернатора Волгоградской области Николая Максюты сбил велосипедиста, который скончался в больнице. Губернатор продолжил свой путь.

12 июня 2004 года руководитель представительства Мурманской области в Правительстве России Ренат Карчаа в Псковской области на автомобиле «Тойота» сбил 17-летнего подростка. Юноша скончался на месте, чиновник с места происшествия скрылся.

8 мая 2003 года в Кемерове водитель из кортежа губернатора Кузбасса Амана Тулеева сбил насмерть 9-летнюю девочку.

15 мая 2003 года «Нива» племянника тульского губернатора Василия Стародубцева Юрия выехала на встречную полосу и столкнулась с «Окой». Семейная пара с полугодовалым ребенком — пассажиры «Оки» — погибли, Стародубцев не пострадал.

31 августа 2001 года недалеко от райцентра Белая Курской области машиной из кортежа курского губернатора Александра Михайлова был сбит 9-летний мальчик. Михайлов даже не вышел из машины.

Лишь в нескольких из перечисленных случаев уголовное дело на водителя машины было передано в суд. Остальные дела в отношении милиционеров, чиновников или их родственников либо прекращались, либо виновным признавался пешеход.

Иван Петров, РосБалт

Читайте также: