Кровопийцы наших дорог: когда ГАИ «прессует»

Если вдруг, поднявшись с утра, вы почувствовали себя хозяином жизни, от этого есть прекрасное лекарство: попробуйте убедить в своей правоте инспектора ГАИ. Особенно если вы разошлись во мнениях – было нарушение или не было, а инспектору срочно нужны деньги. Это только большие гаишные чиновники убеждают нас с экранов, что-де в ведомстве у них все в порядке, и никто взяток не берет. А по факту – водители не дадут соврать! – честные гаишники встречаются раз в год по обещанию, не чаще. Поэтому сразу договоримся: о честных сотрудниках ГАИ речь не идет. Ну а остальным, цитируя классику, «нечего на зеркало пенять».

Грозное слово «протокол»

Как это бывает обычно? Вас останавливают, просят показать документы, заявляют, что нарушены Правила дорожного движения, пункт такой-то, за что полагается штраф такой-то, а для вящего устрашения еще могут показать брошюрку с суммами новых, пугающих количеством нулей штрафов. Ну а дальше вам начинают нагло пялиться в лицо и, помолчав для вящей деморализации, «спрашивают совета»: «Ну, что будем делать?». Или показательно приступают к оформлению правонарушения: «Так, какое там у вас имя-отчество?..». Это – проверка на вшивость. Гаишник вас «пробует на зуб», выясняет, насколько сложно будет «развести» клиента на деньги, знаете ли вы свои права и его должностные обязанности. «Повелся» – значит будет добыча, значит попался, пардон за лексику, лох, с которым не возникнет проблем.

А как должно быть? Прежде чем начать составление протокола, инспектор обязан представиться (не вяло махнуть ладошкой в районе виска и неразборчиво что-то буркнуть, а отдать честь и назвать свое имя и звание) и разъяснять вам ваши права и обязанности. То есть произнести следующую формулу: «Вы подлежите административной ответственности только за правонарушения, в отношении которых установлена ваша вина. Вы не считаетесь виновным, пока ваша вина не будет доказана и установлена вступившим в силу законным постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Вы не обязаны доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в вашей виновности толкуются в вашу пользу». Вряд ли вы слышали нечто подобное и наверняка удивлены.

Вместо этого вы слышите нечто совсем иное – сообщение о вашей несомненной вине, сумму штрафа, а потом, после давящей на нервы паузы (если вы еще не достали кошелек), грозный окрик: «Ну что, мне протокол составлять?!» И в слово «протокол» вкладывается столько обещания бесконечных проблем и трудностей в вашей жизни… что вы незамедлительно протягиваете деньги. Хотя по сути протокол – не такой уж страшный зверь. В него вносятся следующие данные: дата и место составления, ФИО и должность инспектора, место жительства и ФИО водителя, потерпевших, свидетелей, номер нарушенной статьи и ваши разъяснения. Другие сведения инспектор может требовать с вас лишь при условии, что они необходимы (!) для разрешения дела. При составлении протокола у вас будет возможность написать свое объяснение. В бланке протокола для этого отведено совсем немного места – буквально несколько строк, поэтому лучше сразу крупными буквами напишите там: «Объяснение прилагается», чтобы оно потом не потерялось «совершенно случайно». А в составленном на отдельном листке объяснении уже распишите по пунктам списки «С чем я не согласен» и «В чем инспектор нарушил мои права». В конце не забудьте подписать предложение «Обвинение в свой адрес считаю необоснованным». Ну и ваша подпись, разумеется. Без нее все это – только бумага. Впрочем, до составления протокола дойдет вряд ли, если вы сразу дадите инспектору понять, что готовы не только молча наблюдать за заполнением этой бумаги, но и активно поучаствовать. Зачем ему мучиться со сложным «клиентом»?!

ПДД, кодекс и «новый» сигнал светофора

Непременное условие победы – знание своих прав и ПДД. Откройте правила, перечитайте, даже если вам кажется, что знаете все давным-давно и чуть ли не наизусть. Поверьте, практически каждый водитель обнаруживает там для себя много нового. А еще есть Кодекс об административных правонарушениях – увлекательное чтение. Прежде чем садиться за руль, стоит приобрести эту маленькую, но очень полезную книжечку и внимательнейшим образом с ней ознакомиться. Потому что именно нормами этого кодекса регулируются отношения водителя и гаишника. Среди положений кодекса, например, есть пункт о том, что правонарушение в силу сложившихся обстоятельств (вынужденная необходимость) освобождает вас от административной ответственности. Кроме того, нарушение может быть незначительным. Таким считается нарушение, после которого отсутствуют последствия. В таком случае можно ограничиться замечанием: устным или письменным, но не налаганием штрафа. Ну, короче говоря, прочтите внимательно, не пожалеете.

Потому что среди «гайцев» существует не предающаяся огласке (естественно!) статистика: 50 % оштрафованных водителей по сути ничего не нарушали. То есть в каждом втором случае нарушение притягивается за уши, потому что водила просто не знает правил и своих прав и не может ничего возразить.

Вот, скажем, для примера одна из множества возможных ситуаций. Вас обвиняют в проезде на желтый и завершении маневра на красный. Но вы, хоть убей, не помните за собой такого! По ходу дела выясняется, что инспектору «немного показалось» или он неправильно сформулировал свою претензию, в общем, ехали вы на мигающий (!) зеленый. Но в итоге-то попали на красный – значит нарушили. «Как же, а пункт о завершении маневра?» – интересуетесь вы. «Я смотрю, вы, товарищ, умный такой, проблем захотелось?» – вопрошает гаишник. После такой «прямой атаки» большинство водителей решают не осложнять себе жизнь… А если задуматься – где здесь нарушение? Зеленый мигающий – это что, новый вид сигнала светофора? Если да, то пускай «страж дорожного порядка» ткнет вам своим изящным пальчиком в пункт, где идет речь о таком сигнале. Желтый мигающий есть. А зеленый остается зеленым – мигает он или нет. Поэтому немного терпения, умения стоять на своем, и содержимое вашего кошелька останется нетронутым.

А вообще, купите диктофон (mp3-плеер или сотовый телефон с диктофоном), и включайте его каждый раз, как увидите отмашку инспектора. Для начала нужно успеть наговорить информацию о дате и месте остановки, например: «Сейчас 23 часа 55 минут 31 декабря, перекресток улицы Решетникова и Московского проспекта». Ни в коем случае не выключайте диктофон на протяжении всей беседы. Прятать диктофон или нет – дело ваше. В Интернете описаны случаи «случайных» падений на асфальт как диктофона, так и его хозяина. Однако закона, который бы запрещал запись разговора с инспектором, нет.

Скоростные уловки

Любимая игрушка работника ГАИ – радар. Если вас остановили за превышение скорости – помните, не вы должны доказывать свою невиновность, а инспектор должен доказать вашу вину! Если радар не выдал никаких подтверждений того, что была измерена скорость именно вашего автомобиля и именно в приписываемое время, ловить инспектору нечего. Просто спросите: «А почему вы решили, что это моя скорость?»

Далее: радарами считаются лишь устройства, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Можете попросить у доблестных сотрудников ГАИ акт проверки (либо паспорт, где есть отметки о проверке) данного измерительного прибора. Ксерокопия не устроит, только оригинал. Но учтите, возможно, что вам будет отказано в требовании, а документ «обнаружится» лишь в дежурной части.

Кстати, при пользовании радаром необходимо еще и четко следовать инструкциям завода-изготовителя. В зависимости от типа радара важно, закреплен радар или нет, какова дальность его действия, объект удалялся или приближался к радару, измеряли ли вашу скорость в окружении других машин и т. д. Даже нагрев радара на солнце может привести к значительному искажению показателей.

Как противостоять произволу «орадаренного» инспектора? Лучший способ – приобрести маршрутный компьютер с «черным ящиком». После остановки вы сможете увидеть свою максимальную скорость за последний километр пути. Если разница в показаниях радара и вашего компьютера принципиальна, хватайте свидетелей, показывайте свой чудо-прибор, обращая внимание на тип маршрутного компьютера, заводские пломбы и заводской номер прошивки. Инспектор говорит, что ваш прибор – никакой не прибор? Нет проблем. «В суде потребую проведения экспертизы».

Моргать или не стоит?

Сотрудники ГАИ очень любят останавливать водителей за то, что те помигали фарами встречному автомобилю, дабы предупредить о затаившемся в кустах доблестном слуге дорожного порядка.

Вообще-то, моргание фарами на языке водителей означает «Внимание, опасность!». В ПДД ни слова не сказано о том, что водителю запрещается подавать сигналы другим участникам дорожного движения внешними световыми приборами. Обычно водители в таких случаях безропотно платят, чувствуя себя уличенными на месте преступления. Некоторые начинают оправдываться, что случайно задели рычаг. Самые умные придумывают, что хотели предупредить встречный автомобиль о неровностях дорожного покрытия.

А можно просто сказать правду: «Да, я хотел предупредить встречные машины о том, что впереди их ждет электронный контроль скорости. Это не запрещено. К тому же на дорогах и так висят предупреждения “Пост ГАИ через … км”, “На трассе осуществляется скрытый контроль скорости”. Цель ведь не в том, чтобы оштрафовать, а в том, чтобы предупредить нарушение?»

Вас не оштрафуют и, тем более, не начнут составлять протокол, ведь инспектор обязан указывать в нем статью КоАП, соответствующую правонарушению, и пункт ПДД.

Суха теория, мой друг…

Если бы речь шла о теории – нормах и законах, европейских конвенциях, общепринятых мировых стандартах и тому подобном, – материал вышел бы совсем другим. Потому что если уж правила есть, они должны соблюдаться, и это более чем справедливо. Но на практике-то все иначе! Потому что если вас, абсолютно трезвого, но одного, без пассажиров, ночью остановили, заставили дыхнуть в трубочку, отвезли в пункт медицинского освидетельствования к скорее всего «своим» врачам, объявили пьяным, и записали все данные в протоколе – рыпаться, что называется, бэс-по-лез-но. Даже если вам удастся ночью в течение пары часов найти независимую экспертизу и засвидетельствовать там свою трезвость, в суде учтут данные, предоставленные сотрудниками ГАИ.

Почему бесполезно? Потому что у инспектора всегда есть свидетель. С 1999 года по соответствующему приказу работают гибэдэдэшники как минимум по два человека. Вашим же свидетелем может быть как любой случайный прохожий (если очень повезет, и такой найдется), так и ваш пассажир. В последнем случае вам наверняка придется услышать от «гайца», что это, мол, заинтересованное лицо, которое свидетелем не считается. Так вот, знайте – еще как считается! Любой, абсолютно любой человек, видевший произошедшее, считается свидетелем. Его показания должны быть тщательно записаны в протокол. Возможно, только они и помогут в суде.

В общем, рассчитывать на теорию, пожалуй, не стоит. Порядка в госавтоинспекции не было, наверное, со сталинских времен, что бы там ни говорили с экранов гаишные генералы. Поэтому вся надежда – только на себя самого, на умение держать лицо и не поддаваться на провокации. Ведь в нашей стране закон ни за что не заработает, если вы настоятельно не потребуете его исполнения.

Ну, ни гвоздя, ни жезла вам. Удачи на дорогах!

Ирина Панкратова, Белая полоса

Читайте также: