600 миллиардов настоящих долларов – за поддельный товар ежегодно!

Перед собравшейся в бальном зале отеля солидной публикой к микрофону подошел элегантно одетый господин и после протокольного приветствия распахнул лацканы пиджака. «Все, что сейчас на мне, подделка, – заявил он. – Костюм от «Армани» – подделка, а вот поддельная рубашка «Данхилл», поддельный галстук «Версаче»; а вот, хотите верьте, хотите нет, поддельный ремень «Хааген-Дазс», поддельные носки «Живанши» и, наконец, мои изумительные поддельные туфли от «Луи Виттона»! В Брюсселе прошла выставка контрафакта. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу(третий слева) осматривает поддельный «Феррари»

Так президент Фонда в защиту подлинных товаров (Authentics Foundation) Фредрик Мостерт открыл выставку контрафактных товаров. Она была приурочена к проходившему в Брюсселе Всемирному саммиту против контрафакта — собранию представителей правительств, бизнеса и неправительственных организаций. Гвоздем экспозиции был, конечно, вызывающе блиставший в центре зала красной эмалью гоночный болид «Феррари Р4». Естественно, поддельный. Настоящих было сделано всего три штуки, а этот создали умельцы в Таиланде, поставив под капот движок от маленького «Субару». Этот экспонат не совсем по теме. Даже автолюбитель поймет, не говоря уже о покупателе-миллионере. Скорее, игрушка для молодого повесы, который хочет пустить пыль в глаза друзьям и подругам. «Феррари» на этой камерной выставке играл примерно ту же роль, что и британская модель Ясмин Ле Бон с французской актрисой Алис Тальони: привлечь внимание к менее зрелищным экспонатам и слогану «Подделка стоит дороже».

Поддельный «Феррари» и дешевые «Патек Филиппы» могут вызвать улыбку, но не смешно, когда в продаже обнаружены фальшивые подушки безопасности для машин. И совсем грустные мысли навевают оценки рынка поддельных лекарств…

По словам Мостерта, лет двадцать назад подделывали в основном предметы роскоши, а сейчас индустрия контрафакта охватила все. В последние года два она развивается лавинообразно и, по данным Интерпола, приносит прибыль в 600 миллиардов долларов. Таможни ЕС захватили в 2006 году 23,2 миллиона CD и DVD (в 2005-м — 9,7 миллиона). 93% этой продукции сделано в Китае. Всего в 2006 году на внешних границах ЕС задержано 130 миллионов единиц фальшивых товаров, в том числе 80% — китайского производства. В октябре Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с тревогой отметила замедление роста производства кино, телепрограмм и музыкальных записей в развитых странах из-за конкуренции пиратского материала. По подсчетам Торговой палаты США, контрафакт ежегодно отнимает у американцев 25 миллиардов долларов, не поступивших в бюджет, и 750 тысяч рабочих мест.

В числе подделок замечены детское питание и виски, паста «Колгейт» и средство виагра (она может быть не просто бесполезной, но и вредной — таблетки из цемента, сбрызнутые свинцовой краской). Подделываются антибиотики, противораковые препараты, контактные линзы, хирургические имплантаты, сиропы от кашля, презервативы, духи, электропредохранители, тормозные колодки (из опилок и сена), запчасти для вертолетов и самолетов…

Производители дают советы, как отличить их товары от подделок. Главный принцип: если кажется, что это слишком дешево для настоящего, значит, оно так и есть. «Ролекс» призывает обратить внимание на микроскопическую «корону» в стекле чуть ниже шести часов. Если минутная стрелка движется судорожными рывками, то это не «Ролекс». Хорошие французские духи состоят из сотен, а то и тысяч ингредиентов. Для одной капли нужно перегнать шестьдесят роз. Они не могут стоить дешево. Стабилизатором в контрафактных духах могут быть моча или антифриз.

Есть «фирменные подделки» — имитация настоящих предметов роскоши, выполненная самими фирмами. На улицах Нью-Йорка, Милана и Гонконга можно дешево купить часы известных брендов. И продавец, и покупатель знают, что это подделка. Хотите «Ролекс» за двадцать долларов? Пожалуйста! Сувенир-реклама. «Паленые» DVD, CD и компьютерный «софт» — это отдельная песня. Там продавец и покупатель вместе воруют у автора. В последние годы родилось целое направление контрафакта — «цифровые подделки». Цифровые технологии позволяют выполнять точные копии «фирменных» упаковок, и очень быстро. Только при лабораторном исследовании можно отличить оригинал от подделки. Но не будешь же каждую упаковку сердечного средства компании «Байер» нести на экспертизу. А в ней может оказаться в лучшем случае спрессованный тальк. Бизнес сверхприбыльный: инвестировать достаточно только в упаковку. Представители фонда сообщили «Свободному пространству» о том, что около 80% фармацевтического рынка стомиллионной Нигерии — контрафакт. Оценок по России у них под рукой не было…

Когда килограмм контрафактных CD стоит в ЕС, как полтора килограмма марихуаны, такой бизнес просто не могут обойти стороной организованный криминал и террористы. По мнению участников саммита против контрафакта, борьбу надо вести прежде всего на стадии спроса.

«В прошлых кампаниях обычно старались напугать покупателя, что он нарушает закон, — напомнил председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу, приглашенный на открытие выставки. — Этого мало. Бороться против фальшивки нужно на обоих фронтах — спроса и предложения».

«Люди не знают последствий покупки, радуются выгодной сделке. Но, может быть, в этом товаре — детский труд. Или их деньги пошли террористам. Надо разъяснять», — сказала актриса Алис Тальони.

А нью-йоркский Harper’s Bazaar тем временем ведет кампанию под лозунгом «Подделка — это немодно». «Сдайте нам ваши поддельные сумочку, солнечные очки и другие предметы роскоши. Вы автоматически станете участником лотереи и можете выиграть купон на тысячу долларов фирменных товаров», — сообщает журнал в своей рекламе.

Александр Минеев, Брюссель, Новая газета

You may also like...