Частные детективы в Украине: как, сколько и зачем

Люди, занимающиеся частным сыском, в Украине работают нелегально. Тем не менее, их услуги становятся популярнее день ото дня. Расценки услуг частных детективных агентств. Прейскурант услуг детективов-одиночек. Украинцы обращаются к услугам частного детектива, минуя правоохранительные органы, как минимум, по двум причинам. Во-первых, есть проблемы, решая которые, нельзя не нарушить закон, соответственно, в милицию обратиться невозможно; во-вторых, не всегда люди в погонах в состоянии решить проблему. В основном, по этим двум причинам и прибегают граждане к услугам детективов, платя им за работу, мягко говоря, немаленькие деньги.

Не секрет, что треть всех дел, которые выпадают на долю частных детективов, касаются разоблачения неверных супругов. Чаще всего с такими просьбами обращаются к ним женщины. С одной из таких клиенток и удалось пообщаться корреспонденту.

ЦЕНА ИЗМЕНЫ

С Натальей мы встретились в уютном кафе в центре Киева. Стильно одетая женщина средних лет пригласила меня отужинать, и по серьезности ее заказа я поняла, что разговор у нас будет долгим.

– А все так хорошо начиналось… Большая любовь, свадьба, дети, – начала свою печальную историю Наталья. – Потом мы совместно строили наш бизнес… Это сейчас мой бывший муж ездит на шикарных иномарках, шьет костюмы на заказ и обедает в фешенебельных ресторанах. А тогда, в голодные 90-е, мы оба мотались по стране в пыльных электричках в надежде перепродать подороже имеющийся товар и валюту. В общем, начинали как все, с нуля.

Дальше, как стало ясно из рассказа Натальи, финансовое положение супругов заметно улучшилось. Вот только муж все больше отдалялся от семьи, а потом и вовсе перестал нуждаться в помощи своей супруги. Он решил работать самостоятельно и все реже появлялся дома. До Натальи стали доходить слухи об увлечении ее супруга молодыми длинноногими моделями. Видимо, правду говорят люди – что богатый мужчина старым не бывает. Чтобы разоблачить неверного супруга, Наталья по совету подруги решила обратиться к частному детективу.

Изложив специалисту суть своей проблемы, моя собеседница, помимо графика времяпрепровождения мужа, потребовала от сыщика предоставить ей и конкретные доказательства измены в виде фотографий. За все это она уплатила аванс в размере $500. Через неделю у нее потребовали такую же сумму, мотивируя это насыщенным графиком работы с частыми выездами за пределы Киева и большими расходами на бензин и аренду дорогой фототехники.

А еще через неделю к ней явился разъяренный супруг с пакетом каких-то фотографий и горячим желанием развестись. Толчком для этого, как выяснилось позже, стал шантаж со стороны неизвестных ему лиц, которые требовали от него за компрометирующие фото, где он был запечатлен в объятиях своей любовницы, приличную сумму– $10 тыс. Выкупив фото, неверный супруг тут же узнал, что слежку за ним установила его собственная жена. После этого он решил расторгнуть брак, пообещав оставить ревнивицу без гроша, детей и нажитого совместно имущества.

Но отчаиваться Наталья не стала. Она сразу же набрала номер телефона своего горе-детектива, чтобы «поблагодарить» за оказанную услугу, но услышала в ответ, что тот готов ей помочь. Женщина должна обратиться в правоохранительные органы и к журналистам с имеющимся на ее супруга компроматом. На вполне резонный вопрос Натальи, откуда ей взять такую информацию, детектив ответил: «У нас», и, назвав цену – $15 тыс. – сразу же предложил встретиться.

В этот раз Наталья осталась довольна работой сыщика, который пообещал устроить массированную информационную атаку на ее бывшего мужа, и не обманул. Вскоре в прессе появилось все: и любовные похождения супруга Натальи, и его финансовые махинации, и не совсем нормальные увлечения… Короче, через месяц такой войны в СМИ бывший супруг Натальи, обещавший ей голодное будущее, внезапно решил пересмотреть свои планы и отписал ей огромную квартиру в центре города, машину, сеть косметических салонов и дачу в придачу. Более того, в своем договоре он обязался ежемесячно выплачивать приличные алименты детям взамен на полное молчание бывшей супруги. Это устраивало Наталью, а еще больше – ее предприимчивого детектива, который открыл с помощью экс-супруга своей клиентки собственное детективное агентство. Вот только зарегистрировал его как консалтинговую (!) компанию.

МАСКИРОВКА

Такая маскировка детективного агентства – наиболее удачный вариант для ведения сыскного бизнеса, утверждают частные детективы, пожелавшие остаться неизвестными. Ведь в Украине, в отличие от соседней России и большинства цивилизованных стран ближнего и дальнего зарубежья, частный сыск не регламентирован законом. Потому детективам приходится регистрировать свою деятельность под видом предприятий, связанных со сбором информации. Таковыми являются консалтинговые компании, занимающиеся исследованием рынка.

В их компетенции – проверка благонадежности партнеров по бизнесу по нескольким составляющим: продолжительность и стабильность существования предприятия; наличие либо отсутствие дочерних и/или материнских компаний, судебных либо административных разбирательств, случаев мошенничества в истории фирмы; частота изменения фактического адреса предприятия, состава учредителей, руководителей; исполнение обязательств по кредитам и долгам (есть ли долги и какова динамика их погашения); связи с криминалом и недобросовестными партнерами. По этим данным руководители компаний, действуя по принципу «доверяй, но проверяй», могут сделать вывод, стоит ли клиенту связываться с тем или иным предпринимателем.

Отличие настоящей консалтинговой компании от детективного агентства заключается в том, что одним лишь сбором информации дело не заканчивается. Ведь главная задача сегодняшних бизнесменов зачастую состоит не в том, чтобы проверить на «чистоплотность» партнера по бизнесу или выяснить планы конкурентов, а найти на них компромат, который потом всегда можно обратить в свою пользу.

РУКАМИ ЖУРНАЛИСТОВ

Кстати, детективные агентства активно привлекают к работе журналистов – для сбора информации. Последние имеют на это намного больше прав и полномочий, чем частные сыщики. К тому же у «акул пера» имеется доступ не только к различным источникам, но и к средствам массовой информации, что на руку частным детективам. Поскольку клиенты таких агентств, дабы подмочить репутацию конкурентов или же своих партнеров, помимо сбора информации, заказывают еще и ее обнародование.

А происходит это следующим образом: сначала псевдоконсалтинговая компания обращается в газету с просьбой опубликовать заказной материал, обличающий финансовые махинации того или иного бизнесмена, обещая за это немалые деньги. Так как солидные издания не отваживаются с бухты-барахты печатать сомнительную информацию, для ее проверки редактора подключают своих штатных корреспондентов, которые должны разведать ситуацию или, как минимум, взять комментарии о происходящем у обвиняемой во всех смертных грехах персоны.

Выполняя свою работу, журналисты зачастую и не догадываются, какие цели на самом деле преследуются. Но те из них, кому выпала доля поработать напрямую с псевдоконсалтинговыми компаниями, рассказывают, что методы работы таких фирм ничуть не отличаются от тех, которые применяются в настоящих детективных агентствах. Ярким тому подтверждением служит штат сотрудников, состоящий, в основном, из бывших оперов и работников СБУ. Но, как говорят, бывших силовиков не бывает. Поскольку, выходя на пенсию, они продолжают умело пользоваться наработанными за время службы связями. В результате, имеют доступ к базе данных и засекреченной информации. К работе по сбору компромата привлекают и опытных программистов, вернее, хакеров, которые могут мониторить информацию в Интернете, и не только… Вот и спрашивается – ну чем не штат настоящего детективного агентства?

Клиентами подобных компаний являются чрезвычайно богатые люди. Соответственно, и прибыль у этих контор солидная. Так, мой коллега божится, что лично видел оставленную заказчиками на столе сотрудника компании 10-сантиметровую пачку 100-долларовых купюр, которая на языке сотрудников псевдоконсалтинговой фирмы называется «пакетом».

И таких «пакетов», по словам журналиста, поступает немало: от 10 до 20 штук в неделю. Из этого можно сделать вывод, что это дело – довольно прибыльное.

Но детективные агентства скрываются не только под видом консалтинговых компаний. Некоторые функции частного сыска выполняют и сотрудники охранных контор, которые специализируются на наружном наблюдении и слежке за человеком или объектом. Как правило, у них в распоряжении несколько дорогостоящих автомобилей, напичканных различной радиотехникой, экипаж которых состоит из трех человек – шофера, фото- и видеотехника, специалиста по радиоаппаратуре.

Их задача – не только слежение, но и прослушка помещений. Для этого используются специальные радиозакладки, то есть «жучки». Срок работы одного такого устройства стоимостью в $600 не превышает 2-3 месяцев. У дешевых «жучков» он гораздо короче. Стоимость переносной радиостанции, которая способна обеспечить хорошую связь с радиозакладкой на расстоянии в два км – не менее $2 тыс. В целом, чтобы заниматься частным сыском, необходимо вложить в транспорт, аппаратуру и спецтехнику до $70 тыс. Как видим, удовольствие не из дешевых…

А СИЛОВИКИ – ПРОТИВ…

Но фирм, занимающихся «темными делишками», по заверениям главы правозащитной организации «Международная лига по защите прав граждан Украины» Эдуарда Багирова, не так уж и много.

– В основном, частные детективы – это бывшие работники силовых структур, которые стараются работать в одиночку или, в крайнем случае, с напарником, о чем свидетельствуют объявления в Интернете, где указаны только лишь мобильные телефоны отдельных частных лиц, – утверждает правозащитник. – Эти ребята выполняют ту черновую работу, связанную с угрозами, хулиганством или розыском пропавших людей, на которую у наших правоохранительных органов из-за страшной загруженности просто не хватает времени. Преимущество таких детективов-одиночек в том, что они мобильны, легки на подъем и, в отличие от больших детективных агентств, в которых многочисленный штат сотрудников, более надежны в плане безопасности и конфиденциальности, – резюмирует Багиров.

Сами же детективы неохотно делятся с журналистами секретами своей работы, так как желают оставаться в тени. Поскольку их деятельность в Украине не узаконена, им приходится работать под «крышей» высоких чинов СБУ или МВД, которые борются за право шефства над ними. «Ведь мы – лакомый кусочек для людей в погонах, которым платим дань за получаемую информацию и за мнимую защиту», – утверждает частный детектив-одиночка Вадим.

Сами милиционеры в разговоре с журналистами отрицают какие-либо связи с криминальными структурами (так они называют частных сыщиков. – Авт.). И на все вопросы о частном сыске отвечают приблизительно так: «Не уполномочены давать комментарии, обращайтесь к высшему руководству». А оно, как оказалось, признавать детективные агентства не спешит. И на это, по словам министра внутренних дел Украины Юрия Луценко, у милицейских чинов есть все основания. Ведь с легализацией частного сыска у детективов появится законное право на ношение оружия. А из-за этого могут окончательно развязаться руки у криминалитета, что недопустимо.

Точку зрения Багирова разделяет и исполняющий обязанности главы Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко, который считает, что легализация частной сыскной деятельности может привести к нарушению прав и свобод граждан, которые гарантированы Конституцией. Не секрет, что уже сегодня частные детективы прибегают к незаконной прослушке украинцев. Так, по словам г-на Наливайченко, во время проведения одной из операций СБУ у сотрудников частной фирмы было изъято устройство для мониторинга каналов мобильной связи, предназначенное для прослушивания разговоров путем перехвата сигналов сотовой сети GSM. Согласно украинскому законодательству, использовать его в специальных целях имеют право только подразделения СБУ, Службы внешней разведки и Главное управление разведки Министерства обороны Украины.

ОДИН В ПОЛЕ – ВОИН

Но частный детектив Вадим заверяет, что для сыщиков-одиночек такое оборудование не по зубам. Это прерогатива детективных агентств, работающих под легальным прикрытием. «Максимум, что есть у нас на вооружении, – так это автомобиль и фотоаппарат, всю остальную технику для наружного наблюдения приходится брать в аренду, – рассказывает Вадим. – Поэтому я не очень-то и люблю заниматься вычислением измен мужей и жен. Мне больше по душе розыск людей, где необходимо включать аналитическое мышление. Среди таких заданий запомнилось одно.

Как-то в небольшом городке на Западной Украине у главврача сбежала из дому несовершеннолетняя дочь. Боясь огласки, отец беглянки не стал обращаться в милицию, а по совету местного авторитета нанял частного детектива. Пришлось мне с этим делом немного повозиться. Сначала я обошел всех друзей и знакомых сбежавшей девушки, чтобы выяснить, с кем в последнее время она контактировала. И узнал от ее лучшей подруги, что та сбежала с великовозрастным кавалером, который сейчас живет в Киеве.

Сам герой-любовник оказался врачом и лучшим другом отца беглянки. Осознав, что родители будут против ее возлюбленного, девушка решила бежать с ним в столицу. Когда же я по своим каналам пробил о нем информацию, то узнал, что тот – страстный почитатель юных красавиц. Вскоре мне удалось выяснить и домашний адрес похитителя. Встретив однажды его у дома, я с ребятами постарался популярно ему объяснить, сколько он может получить за растление несовершеннолетних. После чего тот сам приволок ко мне девчонку. Но это далеко не единственный случай, который мне пришлось расследовать. Бывали дела и посерьезнее. Но об этом я бы не хотел распространяться», – предупредил сыщик. И на вопрос о том, нужна ли ему лицензия на осуществление детективных услуг, безапелляционно ответил, что предпочитает работать в тени, мол, сейчас нужно делиться только со своей «крышей», а с легализацией придется давать взятки всем, начиная с налоговиков и заканчивая службами по защите прав потребителей.

ПО ЗАКОНУ

Кстати, по рассказам украинских детективов, их российские коллеги жалуются, что закон о детективной деятельности, на самом деле – фикция, так как он фактически запрещает им заниматься частным сыском в привычном для большинства людей смысле. По закону, детектив имеет право лишь задавать вопросы объекту с его собственного согласия, но не более. Так что, по сути, даже наружное наблюдение в России не совсем законно. А законность для детективных агентств – самое больное место. Ведь потеря с большим трудом полученной лицензии – это закрытие конторы, утрата работы и постоянных клиентов, которые переметнутся к конкурентам.

Поэтому украинские детективы не очень горят желанием заниматься частным сыском на законных основаниях, но им в ближайшем будущем это и не грозит, так как первая попытка парламента узаконить частную детективную деятельность с успехом провалилась. С тех пор народные депутаты больше не возвращались к этой теме. Подобный законопроект «О частной детективной деятельности» депутата от НУ–НС Владимира Мойсика давно зарегистрирован в парламенте. «Но его принятие сегодня полностью зависит от приоритетов БЮТ и ПР, поскольку законы от депутатов нашей фракции просто не выносятся на голосование», – объясняет народный депутат от НУ–НС Николай Катеринчук. И добавляет: «Несмотря на то, что наше общество еще не дозрело, пора урегулировать правовой статус частных сыщиков.

Это поможет вывести их из теневого бизнеса и обязать платить налоги. Да и по своей правовой природе детективы, сродни адвокатам или нотариусам, и должны иметь аналогичный статус, соответствующее образование и подготовку. Они не могут распространять собранную информацию без ведома клиентов, а правоохранительные органы – обыскивать детективные агентства и изымать материалы, собранные в ходе работы. К тому же необходимо подумать о правах клиентов частных сыскных контор, которые так же, как и детективы, не защищены законом».Несмотря на это, риск и тех, и других вполне оправдан – так как сыщики за свою работу получают увесистые гонорары, а их клиенты – интересующую их информацию. Делается это под прикрытием силовых структур, и, что самое страшное, государство к этому полностью безразлично.

Александра Тимощук, Киевское слово

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ РАСЦЕНКИ УСЛУГ ЧАСТНЫХ ДЕТЕКТИВНЫХ АГЕНТСТВ

Работа по наружному наблюдению – от $200 (за сутки);

Фото- и видеосъемка – $200 (за сутки);

Запись на видео стационарного объекта – от $100 (за сутки);

Проверка помещения на возможность прослушивания – $500 за кв. м;

Проверка одной телефонной линии на возможность прослушивания – $50;

Прослушивание помещений – от $1 тыс.

Примерная цена операции по травле бизнес-партнеров и конкурентов – от $100 тыс.

ПРЕЙСКУРАНТ УСЛУГ ДЕТЕКТИВОВ-ОДИНОЧЕК

Работа по наружному наблюдению – от $100 (за сутки);

Фото- и видеосъемка – $100 (за сутки); Запись на видео стационарного объекта – от $100 (за сутки);

Операция по разоблачению неверных супругов – от $1000;

Розыск человека – от $2000 до $3000 тыс.

КСТАТИ

По неофициальным данным, в Украине работает около двух тысяч частных детективов и агентств. Примечательно, что половина таких контор находится в Киеве, а остальные – в крупных городах Восточной Украины. Сравнительно небольшой процент частных сыщиков работает в Западном регионе страны.Годовой доход каждого детективного агентства может составлять от $500 тыс. до $1 млн, в зависимости от объема работы.

You may also like...