Кодекс мести

На расправу с обидчиками людей зачастую толкает слабость государственных институтов. Женщины мстят своим обидчикам чаще и изощреннее. Громкие преступления последних недель: убийство Магомеда Евлоева в Ингушетии и расстрел экс-депутата Госдумы Руслана Ямадаева в Москве в очередной раз возродили споры о кровной мести, как о принципе равного воздаяния за преступление.

Эксперты отмечают, что эта форма отмщения издавна существовала в тех обществах, где государство либо вовсе не существует, либо не в состоянии обеспечить правопорядок. Однако месть бывает не только «кровной», и, по оценкам криминологов, большинство преступлений в мире совершается именно из чувства мести. «НИ» попытались узнать, кто, почему и как мстит сегодня в России.

Кровная месть больше всего распространена на Северном Кавказе, в Албании и на острове Сицилии. Считается, что вендетта, объявленная членам одной семьи (тейпа или клана), – это «дамоклов меч», который будет висеть над семьей убийцы до тех пор, пока не свершится правосудие. Известны случаи, когда кровники мстили обидчикам через десятки лет.

«Этот случай произошел в 1982 году в Урус-Мартане . На совхозном поле 16-летний Али расстрелял пожилого человека, который полол кукурузу,– рассказал «НИ» бывший прокурор Урус-Мартановского района Чечни Муса Хадисов. – Когда его арестовали, Али рассказал, что пятьдесят лет назад в ссоре был убит его дед. Тогда семья Али объявила семье убийцы кровную месть.. С самого рождения мальчик знал о том, что у него есть кровники. И вот Али вырос, окончил школу, выследил сына убийцы своего деда и его расстрелял».

Муса Хадисов говорит, что в своей прокурорской практике часто сталкивался с кровной местью. «Кровниками бывают только сыновья по отцовской линии. Если в пострадавшей семье несколько братьев, то, как правило, исполнение вендетты поручается младшему брату. Был случай, когда старший брат случайно встретил кровника и убил его. Вину за это преступление взял на себя младший брат», – вспоминает Хадисов.

Машина вместо убийства

Впрочем, если объявлена кровная месть, то это совсем не значит, что она обязательно осуществится. В большинстве случаев примирение возможно.

В советское время в райисполкомах существовали специальные комиссии, которые старались помирить враждующие семьи и не допустить совершения кровной мести. В эти комиссии входили авторитетные люди: старейшины, прокурор, начальник милиции, мулла. «Я был членом одной из таких комиссий, – вспоминает Муса Хадисов. – Мы вызывали кровников и с ними беседовали. Бывало, что они отказывались от кровной мести. За это их поощряли: давали машины вне очереди, выделяли земельные участки, могли продвинуть по службе».

Как правило, кровная месть не объявляется за случайные, непреднамеренные убийства. Виновник дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб человек, обычно не становится кровником пострадавшей стороны.

«Месяц назад мой племянник стал виновником серьезного ДТП, – рассказал «НИ» Умар Джавтаев, глава хасавюртской (Дагестан) организации «Альтернатива насилию». – Пострадали два брата. Один погиб, а другой выжил. Мой племянник повел себя достойно – не скрылся, отвез пострадавших в больницу. Наши родственники пришли просить прощения у семьи пострадавших, и они нас простили».

Процедура примирения проходит в несколько этапов. Сначала в дом к пострадавшей стороне приходят переговорщики. Если убийцу согласны простить, кому-то из членов его семьи разрешается присутствовать на похоронах и на поминках. А уже потом, через некоторое время, происходит и само примирение. Бывало, что «кровника», совершившего убийство, родственники приносили на погребальных носилках завернутого в саван. При «прощении крови» один из близких родственников убитого совершал ритуал бритья головы и бороды кровника. Это было знаком большого доверия.

«Я никогда не забуду, как к нам в дом просить прощения пришел человек, который случайно сбил на машине моего пятилетнего брата, выехавшего на проезжую часть на велосипеде, – рассказал «НИ» житель Чечни Магомед Алхазуров. – Он был небрит. В длинном одеянии, на голове – капюшон. Лицо закрыто. Мы, три брата, стояли перед ним и смотрели ему в глаза. Когда глава республиканской примирительной комиссии Бату-Хаджи из Гехи, известный в Чечне человек, сказал, что мы должны простить убийцу брата и весь его род, мы его простили».

Умар Джавтаев рассказывает другой случай: «В одном чеченском селе человека убили ножом в спину. У него осталось шесть братьев, и они не хотели прощать убийцу. Тогда мы пригласили старейшин из этой семьи на мавлид (религиозный обряд) в другое село. Туда же приехали родственники убийцы. Там они обговорили процедуру примирения. Однако кровную месть отменили только через два года».

Сам себе судья

Эксперты говорят, что из мести совершают преступления обычно в тех государствах, где население не доверяет правоохранительной и судебной системе. «Известен случай, когда одна семья косовских албанцев мстила другой на протяжении 400 лет, – пояснил «НИ» завсектором Центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов. – Люди не верят, что их обидчики будут наказаны. Когда правоохранительные органы играют по своим правилам, которые, по мнению граждан, далеки от закона, то в обществе верх берут архаические традиции. Однако мстители очень обидятся если вы скажете им, что они вершат самосуд. Они уверены, что, убивая обидчика, действуют по справедливости».

В 2000 году в одном из районов Москвы молодая женщина убила отчима из мести: он посадил в тюрьму ее жениха. Рассказывает следователь Андрей Котов: «Наталья Прохорова жила с матерью и отчимом в коммунальной квартире. Познакомилась с парнем, у которого уже была судимость. Отчиму будущий зять чем-то не понравился. Он написал заявление в милицию и обвинил его в хулиганстве. Парня посадили. Наталья затаила обиду на отчима. Решила ему отомстить – и зарезала его ножом. На допросе она призналась, что совершила это убийство из мести. Ей дали условный срок, признав, что она действовала в состоянии аффекта. При вынесении приговора суд учел и то, что у нее был маленький ребенок».

В нескольких статьях российского Уголовного кодекса месть фигурирует как состав преступления. В 105-й статье («убийство») упоминается кровная месть. В статье 63 «месть» признается обстоятельством, отягчающим наказание. Криминолог Яков Гилинский говорит «НИ», что в некоторых случаях суд может посчитать мотив мести смягчающим обстоятельством: «Это касается преступлений, совершенных в состоянии аффекта, вызванного насилием или издевательствами со стороны потерпевшего».

«Я расследовал несколько убийств, когда мотивом была месть, – вспоминает бывший следователь, а ныне адвокат Владимир Волков. – Дело было в Перми. Немолодая актриса отомстила мужу за то, что он ей изменял, а потом рассказывал про своих любовниц. Она облила его бензином и подожгла. Был случай убийства из мести и в колонии строгого режима в Соликамске. Один из осужденных убил другого, которому осталось сидеть всего месяц. Как выяснилось на суде, убийца хотел наказать сокамерника за донос в администрацию колонии».

«Многие люди сводят счеты друг с другом в карьерной игре, за местью порой стоят детские обиды. Маньяки, насилуя женщин, как правило, мстят матери, первой девушке, – объясняет психолог Сергей Ениколопов. – В любом случае месть – это всегда решительное действие, вызванное обидой».

Не называй некрасивой

Тема возмездия, как мотив преступлений, всегда привлекала писателей. Самым известным «мстителем» в классической литературе по праву считается герой Александра Дюма граф Монте-Кристо. Сидя в тюрьме, он годами вынашивал месть своим бывшим друзьям, которые засадили его за решетку. Убежав из неприступного замка Ив, герой Дюма осуществил задуманное. Автор детективных романов Александра Маринина считает, что в современной России редко можно встретить «графов Монте-Кристо», способных годами разрабатывать сценарии возмездия. «О мести действительно интересно писать. Но что считать местью? – спрашивает писательница.– Можно ли считать местью обиду, за которую ты готов немедленно отомстить? Что же касается «оставленной мести», той самой, которая «подается холодной», то такие случаи бывают крайне редко. Люди, способные на подобные преступления, обладают таким интеллектом, при котором они со своим чувством справляются другими способами».

История, которая полтора месяца назад потрясла город Шахты Ростовской области, доказывает обратное: в России еще встречаются «холодные мстители». 68-летняя пенсионерка убила свою школьную подругу. Она забила ее молотком, потом расчленила труп и вынесла из дома по частям. Придя к выводу, что в убийстве виновна именно Анна Ивановна (имя изменено. – «НИ»), сыщики пришли к ней домой. Пенсионерка призналась, что убила свою сверстницу за то, что та много лет назад назвала ее некрасивой. За умышленное убийство Анне Ивановне грозит от 6 до 15 лет лишения свободы.

Зоя Светова , Новые известия

Вы как мстите своим обидчикам?

Валерий БОРЩЕВ, член экспертного совета при Уполномоченном по правам человека:

– Я стараюсь не мстить и отрицательно отношусь к людям, которые мстят за обиды. Хотя желание возникает. Но месть – это грех. Если человек мстит, это потом отразится полосой неудач. Нужно прощать врагов и придерживаться заповедей Христа.

Анатолий ТРУШКИН, сатирик:

– Серьезно меня никто не обижал, а к мелким обидам я старался относиться с юмором. А так, чтобы из-за угла с арбалетом – нет. Я соблюдаю закон, я так воспитан. На Кавказе, например, другие традиции, там честь семьи важнее закона. Есть вещи, которые нельзя простить, но для этого существует правосудие.

Геннадий СЕЛЕЗНЕВ, экс-спикер Госдумы:

– Местью проблему не решишь. Мне встречались люди, которые причинили много зла, обид. Но я вычеркивал их из своей жизни, старался не контактировать. Нужно прощать врагов, но не всех. Во Второй мировой войне мы не прощали врагов, и это правильно.

Елена ИЩЕЕВА, телеведущая:

– Для того, чтобы мстить, нужны время и силы, которые на такие вещи мне не хочется тратить. К тому же все может вернуться бумерангом. И есть Бог, который все видит. Я живу по принципу: «Мы – добрые люди, но помнить будем».

Александр ДУГИН, философ:

– На обиду нужно отвечать небольшим злом. Я ограничиваюсь колкостями в адрес обидчика. Зло заставит человека задуматься о содеянном, а добром ты его только унизишь. Если никак не реагировать, тебя так и продолжат унижать.

Ирина ХАКАМАДА, политик:

– Нужно прощать незначительные обиды. Месть может повлечь за собой много агрессии и неудач на жизненном пути. Но если причинили зло вашему ребенку или близким, прощать нельзя.

Аскольд ЗАПАШНЫЙ, дрессировщик:

– За обиды мстить не надо, это мелочно. А вот когда человек делает плохо близким, тогда приемлемы и радикальные действия. Но сам я не мстительный, я – дипломат.

Александр МОСКАЛЕЦ, первый зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству:

– Если человек мне причиняет зло, я перестаю о нем думать. Он больше для меня не существует. А наказывать человека, держать под давлением не нужно. Иначе он сойдет с ума.

Людмила АЛЕКСЕЕВА, председатель Московской Хельсинкской группы:

– Унизительно не только мстить, но даже помнить обиду. Если со мной кто-то поступил непорядочно, я просто не буду иметь с ним дело. Не знаю, можно ли назвать это местью.

Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, поэт:

– Не стоит держать в себе обиды, ни к чему хорошему это не приведет. Лучше просто не общаться с тем человеком, который сделал тебе больно. За тяжкие преступления, возможно, была бы к месту смертная казнь. Но нельзя заниматься самосудом.

Марина ХОДОРКОВСКАЯ, пенсионерка:

– Меня обижают, но я не могу отомстить и буду держать обиду при себе. Остается только молить Бога, чтобы он наказал этих людей.

Лариса Бочароваа, Юлия Дрынь, Наталья Цой

You may also like...