Шенген: вход усложнен. Упрощение до абсурда

Запад глумится над Украиной: действующая визовая практика, в первую очередь, бьет по украинскому среднему классу – категории общества, настроенной наиболее проевропейски. 

 Украинский писатель Тарас Прохасько историю, приключившуюся с ним 1 октября в польском консульстве во Львове, называет абсурдной: именно там от него впервые потребовали привести веские доказательства того, что он писатель. «Мало того, что существует упрощение визового режима, так у меня же было именное приглашение от уважаемой польской организации – Института Книги. Да и поездка моя не была частной, я должен быть принять участие в международном форуме, – рассказывает «Профилю» г-н Прохасько. – Тем не менее от меня сначала потребовали справку из Союза писателей, а когда я ответил, что не состою в нем, посоветовали принести в следующий раз несколько своих книг, и лучше готовиться к подаче документов».

Несмотря на грозное «Не верю» сотрудницы консульства, писатель не чувствует себя обиженным. Просто сожалеет, что из-за его персоны случилось столько шума. Кроме того, рассказывает, что раньше у него никогда не возникало проблем с «шенгеном»: приглашающая сторона и консульства всегда содействовали поездке.

Но случай с писателем Прохасько – не единичный. Это тенденция. И сегодня именно украинский средний класс становится главной жертвой невыполнения соглашения об упрощении визового режима. Ведь те, кто уезжает на заработки в страны ЕС, все равно визы получают по отработанным схемам, нет проблем и у так называемого истеблишмента: украинские VIPы тоже в очередях за визами не стоят.

«Особенно страдают те, кто просто хочет поехать на уикенд в Рим или Париж, – рассказывает «Профилю» Ирина Сушко, эксперт Центра мира, конверсии и внешней политики. – Безусловно, в такой ситуации у них нет приглашения под рукой. Однозначно, те, кто может поехать, – это представители самой активной и прогрессивной части нашего общества. Я уже не говорю о тех, кто просто планировал совершить поездку, но отказался от своей идеи, лишь ознакомившись с требованиями того или иного государства».

По данным Государственной пограничной службы Украины, количество украинцев, выехавших в страны ЕС за первые четыре месяца 2008-го, снизилось в 2,6 раз по сравнению с тем же периодом прошлого года. По мнению Ирины Сушко, реальные показатели гораздо выше: ведь исследования не принимали во внимание тех граждан, кто отказался от поездки еще на предварительном этапе.

Особые приметы «упрощенного шенгена»

Лина Мирошниченко работает в шведской рекрутинговой компании, офис которой находится в Киеве. Этой весной она вместе с мужем собиралась в Испанию – супругов пригласил вице-консул Украины в Малаге. Выезжая в Европу по несколько раз в году, Лина была знакома с особенностями визовой процедуры, однако случившееся в испанской дипмиссией потрясло ее. «Такого откровенного хамства в общении я никогда не встречала в других консульствах, – рассказывает «Профилю» Лина. – И если так обращались со мной, выезжавшей по приглашению дипломата, то я представляю, насколько грубо это происходит с обычными заявителями».

Несмотря на приглашение официального лица, которое обеспечивает пребывание Лины и ее мужа в Испании, от нее потребовали дополнительное доказательство платежеспособности. Пришлось купить дорожные чеки, которые, к слову, в самой Испании не принимались к оплате нигде. Кроме того, из-за затянувшегося рассмотрения визовой заявки Лине пришлось поменять билет. О возможности расширения срока действия визы не могло быть и речи. «Девушка, это ваша проблема – что хотите, то и делайте», – ответили сотрудники консульства.

«Больше я в жизни туда не пойду», – говорит Лина.

По результатам первого общественного мониторинга выдачи виз консульскими учреждениями стран ЕС в Украине, проведенного консорциумом НГО и аналитическими центрами Киева и шести областных центров, в консульстве Испании украинцам отказывают чаще всех: визы не открывают почти каждому четвертому.

Дипмиссии Испании, Италии и Бельгии – в числе тех, кто выдает меньше всего бесплатных виз. А консульство Греции – самое скупое на многоразовые визы.

Консульства с самой лучшей репутацией – немецкое, где меньше всего отказывают, и французское, где самая быстрая процедура и где выдают больше всего бесплатных виз.

«Этот вопрос на ежедневном контроле представительства Украины при ЕС, мы знаем об огромном количестве проблем, существующих в этом вопросе, и постоянно их поднимаем, – рассказывает «Профилю» Василий Филипчук, заместитель главы Представительства Украины при ЕС. – Хотя и вынуждены констатировать, что не всегда ЕС адекватно подходит к решению проблем, которые возникают у наших граждан».

В Представительстве Еврокомиссии в Украине «Профилю» ответили, что готовы комментировать ситуацию с визами только после заседания мониторингового комитета, назначенного на октябрь. Пока же данные рассредоточены по дипмиссиям стран-членов ЕС.

Дипломатические источники «Профиля» в нескольких странах-членах ЕС едины в оценке ситуации: их коллеги из Евросоюза советуют общаться непосредственно с дипмиссиями стран-членов, находящимися в Украине. Вот только Киев, в свою очередь, не может никак влиять на политику этих учреждений. В посольствах говорят, что их национальные МВД очень недовольны ситуацией с миграцией, поэтому и вводят такие жесткие меры. А некоторые государства Шенгена открыто заявляют: упрощение – это не наш приоритет.

«Если смотреть на ситуацию так, что действительно существуют европейские ценности, то практику европейских консульств с их абсолютно бюрократическими процедурами можно смело назвать нарушением прав человека, – считает Ирина Сушко. – С другой стороны, консульства действуют в четко установленных рамках – так называемых общих консульских инструкциях. И они просто выполняют то, к чему их обязывает их законодательство. Но однозначно можно сказать, что когда от человека в консульствах требуют дополнительные данные, например, подтвердить знакомство с человеком при помощи фотографий, переписки, банковской информации, то здесь абсолютно понятно, что идет речь о нарушении приватности – того, что так ценит и защищает европеец, и о двойных стандартах, применяемых ЕС к гражданам Украины».

Ирина Сушко, член мониторингового комитета экспертов за соблюдением соглашения об упрощении визового режима, признается «Профилю», что даже для проведения независимого исследования получить данные от консульств стран ЕС оказалось большой проблемой. Эти учреждения в высшей степени закрыты. С другой стороны, неохотно отвечали авторам исследования и сами украинские заявители. Когда «Профиль» обратился за комментарием к нескольким украинским нумизматам, собирающимся на аукцион в Нижнюю Саксонию, коллекционеры отказались от общения, хотя имели проблемы с получением виз. «Мы едем тратить большие деньги, а приходится сталкиваться с кучей проблем, будто ты потенциальный нелегал, – говорит один из них. – Но проблемы надо решать по-тихому: не в последний же раз обращаемся».

Симметричный ответ

Украинские дипломаты приводят случай, который произошел несколько лет назад в посольстве Украины в Бельгии. Тогдашний посол Украины много раз получал жалобы из Киева на неэффективную визовую процедуру. Последней каплей стал отказ в бельгийских визах родственникам сотрудников украинского посольства. Тогда посол отдал негласное распоряжение: в течение двух недель визы в Украину бельгийцам не выдавать. Когда в число недовольных попал высокопоставленный брюссельский чиновник, украинского посла вызвали в МИД Бельгии. На упреки о нарушениях прав человека дипломат передал увесистую папку с аналогичными официальными документами из Киева. И ситуация значительно улучшилась.

После введения безвизового режима для граждан ЕС Украина не имеет никаких инструментов влияния на ситуацию. Как наиболее радикальная мера рассматривается возможность возобновления визового режима, правда, эксперты отговаривают чиновников от такого шага – из-за негативных последствий для имиджа страны.

Как более мягкий вариант Украина может перенять практику Турции, взимающей с иностранцев сбор при въезде в страну – его сумма может быть симметрична той, что платят за визу украинцы, то есть €35 или €60. Такая мера поможет наполнить государственную казну Украины, однако вряд ли существенно изменит визовую процедуру для рядовых украинцев.

«Фактически соглашение об упрощении визового режима охватывает около 5% граждан Украины, и еще до его появления мы говорили о дифференцированном подходе, который может негативно повлиять на общую атмосферу в обществе – произойдет расслоение. Наша элита, получившая возможность безвизового въезда в ЕС, теперь абсолютно незаинтересована лоббировать идею безвизового режима для остальных граждан», – рассказывает Ирина Сушко.

А источники «Профиля» горько шутят, что в украинских властных структурах на сегодня идет настоящая охота за рангом чрезвычайного и полномочного посла, а также за другими, дающими право на безвизовый въезд.

В свою очередь европейцы признают: у них нет унифицированного подхода в вопросе виз для украинцев. Положения соглашения – это одно, а принятая практика – совершенно другое. Да и сам документ – это эксперимент, пилотный проект, аналогов которому в ЕС не существует.

«Первая причина того, что соглашение выполняется лишь частично, в том, что оно не имеет прямого действия на внутреннее законодательство каждой из стран ЕС, – рассказывает Ирина Сушко. – Например, что касается необходимости обоснования причин отказа. В тексте соглашения содержится лишь призыв Украины к странам-членам ЕС изменить существующую практику. Это означает, что каждое государство должно провести эти изменения в своем законодательстве и потом сделать этой общей практикой всех стран ЕС. По сути, соглашение выполняется каждой из стран ЕС в том объеме, в котором она считает нужным».

Уже несколько лет ЕС работает над единым визовым кодексом. Консульские инструкции стран-членов не отвечают современным реалиям, в том числе и в отношении Украины. Вместе с тем европейские дипломаты и чиновники МВД имеют немало претензий и к Киеву: до сих пор не проведена демаркация границ, украинские документы, удостоверяющие личность, плохо защищены от подделки, не решена проблема нелегальной миграции. Не прибавляет оптимизма и постоянный политический кризис. Отсюда и давление на новичков ЕС со стороны старых членов, требующих соответствовать существующим стандартам и ужесточать визовую процедуру для украинцев.

Украинские эксперты признают: система работает неэффективно – она рассчитана на среднестатистического заявителя и не принимает во внимание ни позитивную визовую историю, ни род занятий конкретного человека. Кроме того, сотрудники консульств позволяют себе не сообщать заявителям о том, что те подпадают под льготные категории и имеют право на бесплатную визу. Дипмиссии не оставляют украинцам выбора, отправляя всех в визовые центры. Да и само положение о визовом сборе в €35 – фикция: де-факто заявители платят больше. Очереди за «шенгеном» по-прежнему существуют, просто они стали виртуальными. Ожидания самих украинцев по поводу визовой процедуры крайне низкие, они не знают собственных прав при общении с сотрудниками дипмиссий.

А тем временем именно в консульствах ЕС у граждан Украины неумолимо падает уровень доверия к европейским ценностям, задекларированным теми, кто не имеет проблем с получением «шенгена».

Ольга Река, Профиль
 

You may also like...