Безответственные игры. В Украине проиграло общество

Бесспорен факт: азартный бизнес подлежит строгому ограничению со стороны государства, так как его существование приносит ощутимый вред обществу в целом и отдельным гражданам в частности. Игра на деньги не только может разорить целые семьи. Но при широком распространении оказать крайне негативное влияние на социальное здоровье всего общества, воспитывая у населения (особенно у молодой его части) психологию потребления. Как регламентируются азартные игры в Европе?

Принципы ответственной игры (Responsible Gambling) внедрены практически всеми операторами азартных игр Европы. Сегодня осуществляется процесс унификации стандартов ответственной игры, придания им общеобязательного характера путем введения в национальное законодательное поле государств Европы, а также отображение в корпоративных нормах европейских объединений организаторов азартных игр.

Возможно, с точки зрения украинских организаторов азартных игр, правила, призванные ограничить игру на деньги как таковую, а следовательно, и доход операторов от ее проведения, не будут восприняты с пониманием. А тем более тот факт, что инициатива введения таких правил в других странах исходит от самих операторов. Почему же крупные европейские операторы с миллиардными оборотами выступают инициаторами ограничения собственных прибылей?

Может, потому, что подавляющее большинство из них являются государственными или частично государственными организациями, для которых вопрос прибыли второстепенен по отношению к вопросу пользы общества от их существования? Таким образом, все дело в правильной модели организации рынка, правильном построении отношений собственности и контроля? И да, и нет. Ведь модель рынка азартных игр — это производное от чего-то другого, более важного и глубокого, а именно — понимания сущности игры на деньги как таковой, если хотите, философии азартной игры.

В основе философия азартной игры цивилизованного мира лежит понимание ее как вредного, но неизбежного явления. Полный запрет игры повлечет за собой создание нелегального игорного рынка, сопряженного с мошенничеством и ростом преступности. Поэтому именно в удовлетворении минимального спроса населения на игру и состоит первая и основная задача цивилизованного оператора азартной игры, который не имеет права стимулировать человеческий азарт более чем для целей блокирования возможности проведения нелегальной игры. В этой связи показательным является решение Конституционного суда ФРГ от 2006 г., согласно которому строгая ориентация на ограничение проблемного поведения и игровых нарушений должна быть выражена в самой структуре государственной монополии на рынке азартных игр как в законе, так и на практике.

Конечно, государства зарабатывают на игре немалые деньги. В крупных европейских странах оборот только от лотерей исчисляется десятками миллиардов евро. Это и является вторым исходным началом для понимания игр на деньги в Европе. Ведь именно использование денег от азартных игр (игровых автоматов, лотерей, казино) на благие цели является тем дополнительным оправданием бизнеса на пороке, которое позволяет государству монопольно его легализовать. Естественно, достижением благих целей (мощный источник финансирования социальной сферы) не может быть оправдана деятельность, которая наносит обществу ощутимый вред.

С первыми двумя принципами очень тесно связан третий, основополагающий в организации игорных рынков за рубежом, — принцип усиленного государственного контроля за проведением азартных игр. Он распространяется не только на сопровождение всего процесса игры, выплаты выигрышного фонда и уплаты налогов, но и на добросовестность, добропорядочность персонала и собственников государственных и негосударственных операторов азартных игр.

Очень показательным в этой связи является пример правового регулирования организации азартных игр в Лас-Вегасе. Так, знаменитому Ф.Синатре, являвшемуся в середине 50-х годов собственником девяти процентов паевых взносов в крупнейшем казино Лас-Вегаса «Пески», пришлось продать свой пакет корпоративных прав за 391 тыс. долл. США.

Комиссия по азартным играм штата Невада предъявила претензии к певцу за то, что некий Сем Дж., фигурирующий в черном списке нежелательных элементов, подготовленном комиссией, был гостем Синатры в его отеле «Кел Нев Лодж», на севере штата. Это лишь один из примеров, демонстрирующих уровень государственного контроля за организацией азартных игр даже в тех странах, где частная собственность на игорные заведения является традиционной.

Именно общепризнанное в развитых странах понимание экономической и социальной природы деятельности по организации азартных игр (наверное, мы даже не имеем права определять ее термином «азартный бизнес») легло в основу создания целого ряда жестких правил осуществления такой деятельности, общепринятых во всех таких странах. Однако, схожие по своей сущности, они разнятся в отдельных элементах и деталях, что до последнего времени не позволяло говорить о существовании признанной на международном уровне системы правил ответственной игры. Кроме этого, до последнего времени была недоступна сертификация операторов на соответствие таким правилам.

Поэтому международными объединениями организаторов азартных игр с 2003 года разрабатывались стандарты Responsible Gambling. Сегодня необходимость сертификации всех операторов азартных игр на предмет их соответствия стандартам не вызывает сомнения в странах Европы. Так, Комитет Европарламента IMCO, ответственный за разработку проектов решений в сфере государственного регулирования азартных игр, в своем отчете от 17 октября 2008 года указал не только на необходимость проведения фундаментальных исследований в области предотвращения негативного влияния игр, но и на поддержание государствами мер и механизмов, ограничивающих игру, установление жестких правил рекламирования азартных игр, их промоушна и инструментов, стимулирующих игру.

Основное внимание операторов азартных игр в сфере Responsible Gambling направлено на защиту так называемых уязвимых слоев населения, которые делятся на две группы: (1) патологические игроки и (2) игроки в зоне риска, которые поддаются соблазну системной (опасной) игры только при стечении определенных обстоятельств (сюда относятся безработные, лица, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками и т.д.).

Европейские стандарты ответственных игр, подписанные практически всеми крупными операторами азартных игр Европы, систематизируются по 10 разделам, каждый из которых максимально детализирован. Остановимся лишь на некоторых сторонах каждого из разделов.

Исследования. Организаторы азартных игр обязаны организовывать и финансировать исследования влияния игр на общество и психику человека, а также обнародовать результаты таких исследований, обращая особое внимание на негативное влияние игры. Согласно уже упомянутому решению Конституционного суда ФРГ, государство (в лице операторов) должно предоставлять игроку возможность полного знания о потенциальном риске игры.

Обучение персонала. Операторы азартных игр должны на ежегодной основе обучать персонал стандартам ответственной игры. По результатам обучения персонал получает сертификаты.

Работа с агентами сети продаж. Все распространители лотерей и персонал на точках продаж должены быть снабжены в достаточном количестве информационными материалами, касающимися вреда азартной игры. Перед допуском к работе агенты должны пройти обязательное обучение Responsible Gambling и получить сертификат. Агенты должны быть письменно уведомлены о запрете принятия ставок на игру в кредит, включая в некоторых юрисдикциях и кредитные карты. Систематическое обучение и тестирование распространителей (агентов) осуществляется на ежегодной основе.

Так, в Швейцарии, Швеции, Финляндии и других странах запрещено принимать от игроков слишком большие ставки на игру. Очень интересным является правило, запрещающее предложение игроку игры на деньги, полученные им в качестве выигрыша. По общему правилу распространителям запрещается играть в игры, которые они продают. Некоторые операторы (Швейцария) запрещают оборудование игровых автоматов стульями для игры (чтобы игрок не мог провести за игрой слишком много времени).

Дизайн игры. Перед запуском каждого нового игрового продукта организатор азартной игры должен провести исследование социального влияния продукта, а также оценку всех рисков, связанных с его запуском. Оператор азартной игры не может проводить игры высокого риска, кроме случаев, если такая игра уже проводится нелегально и проведение ее оператором повлечет за собой минимизацию негативного влияния нелегальной игры на общество.

Удаленные игровые каналы. Если азартная игра предполагает участие игрока посредством использования удаленных каналов (Интернет, почта и т.д.), необходимым является идентификация игрока путем указания им своего адреса и т.д. Кроме того, интерфейс игры должен быть оснащен устройствами, ограничивающими игру: таймер, фиксирующий время игры, денежные лимиты игры, сумма денег, которые были проиграны игроком и т.д.

Так, шведский оператор Svenska Spel оснастил интерфейс своих электронных игр специальным инструментом — Playscan. Тремя цветами (зеленый, желтый и красный) программа показывает потребителю его отношение к проблемам, связанным с играми. Если у игрока на мониторе загорается желтый сигнал, он может обратиться за консультацией в компанию ICU Intelligence в Готенбурге, которая на основании научно обоснованной технологии окажет ему помощь.

Реклама и маркетинг. Реклама игры не должна безосновательно побуждать к игре по принципу: больше играешь — больше выигрываешь. Вероятность выигрыша должна описываться правдиво, исходя из реальных шансов, без преувеличений. Реклама крупных выигрышей невозможна без указания шансов на их выигрыш. Реклама не должна содержать даже намека на то, что игра является альтернативой работе, а также не может использовать финансовые трудности игрока как стимул для игры. Маркетинговые мероприятия не должны каким-либо образом касаться рекламы быстрых ссуд, возможности игры в долг и т.д. В рекламе запрещены все формы дискриминации.

Лечение зависимых от игры. Организаторы игр должны сотрудничать с организациями и учреждениями, занимающимися разработкой проблем зависимости от игры, и учитывать их пожелания в своей деятельности и рекламе. Организаторы игр информируют игроков о таких организациях в местах проведения игр.

Образование игроков. Меры организаторов игр, направленные на образование игроков, должны включать:
— детализированную информацию о ставках и шансах выиграть и о том, какие риски проигрыша существуют в каждой игре;
— информацию по ограничению возраста игрока;
— организацию бесплатной горячей линии для игроков;
— другую информацию о программе ответственных игр, а также о том, где получить помощь в случае проблем с игрой.

Работа с заинтересованными лицами. Организаторы игр должны на постоянной основе осуществлять контакт с лицами и организациями, интересы которых прямо или косвенно связаны с игрой с целью учета их требований в своей деятельности. К таким организациям и лицам относят персонал операторов, государственные органы, организации игроков, прессу, научные организации и др. Так, например, в финском операторе Veikkaus Oy создан постоянно действующий совещательный орган в составе 12 знаменитых людей, собирающийся на заседания не менее пяти раз в год для решения этических вопросов, связанных с игрой.

Отчеты и сертификация. Деятельность операторов азартных игр должна быть публичной и прозрачной. Для этого операторы должны составлять ежегодные отчеты о своей деятельности, в том числе и в сфере Responsible Gambling. Уже упомянутый нами оператор Veikkaus Oy рассылает свой ежегодный отчет не только всем депутатам парламента, государственным органам, но и партнерам. Причем государственные органы и депутаты ежемесячно получают отчет о деятельности оператора в форме письма. В Германии операторов азартных игр на законодательном уровне обязали подавать контролирующим органам отчеты о работе в сфере Responsible Gambling, которые включают, в частности, информацию о санкциях, примененных к распространителям за нарушения правил ответственной игры (например, продажа лотерейного билета несовершеннолетнему).

Сравнивая вышеизложенные правила с украинскими реалиями, необходимо отметить, что у нас они воспринимаются как экзотическое явление. Ведь, учитывая уровень «развития» украинского игорного бизнеса, основной задачей регулирования этого сектора экономики остается выведение его из тени. Задача, справиться с которой нашему государству пока не под силу.

Однако именно разительные отличия в задачах правового регулирования игорной деятельности у нас и за границей позволяют нам более объективно оценить состояние нашего законодательного поля. Тем более явной и очевидной является необходимость немедленных и фундаментальных изменений в подходах к правовому регулированию азартного бизнеса в Украине. Изменений не столько отдельных правовых норм, сколько понимания этой сферы деятельности в целом. Без этого отсутствие четкой сформулированной государственной политики в данной сфере может иметь для нашего общества катастрофические последствия.

Даниил Гетманцев, Зеркало недели 

Читайте также: