Путешествие по токсичным местам Киева. Где в столице лежит опасная гадость

Может создаться впечатление, что Киев специально нашпиговали химическими «минами». В районе станции метро «Лесная» земля на несколько метров в глубь пропитана ртутью. Музей в Пирогово стоит в двух шагах от радиоактивного могильника, а в Академгородке – запасы смертельно опасного металла, журналисты побывали на трех самых опасных объектах столицы: «Запад», «Радон» и «Радикал».

Побывав на всех трех предприятиях, журналисты убедились: до этих потенциально опасных объектов по-прежнему никому нет дела.

Бериллия в Академгородке хватит, чтобы отравить всю Украину

Бериллий – крайне токсичный элемент, предельно допустимая концентрация пыли или паров которого в воздухе составляет всего 0,001 мг/м3. Вдыхание бериллиевой пыли приводит к смертельно опасному легочному заболеванию бериллиозу, а определить ее присутствие в воздухе можно только с помощью специальной химической лаборатории, у которой сейчас нет денег даже на реактивы. 111 контейнеров с бериллием уже 20 лет хранятся посреди жилых кварталов Академгородка – на территории бывшего секретного завода «Запад».

111 контейнеров с бериллием уже 20 лет хранятся посреди жилых кварталов Академгородка – на территории бывшего секретного завода «Запад».
Видео ТСН

Главный инженер завода Николай Тищенко выглядит уставшим. На момент нашего прихода он составлял очередное письмо в Кабмин с просьбой помочь погасить долги предприятия, в том числе по заработной плате. «Ее мы, – признался Николай Дмитриевич, – не видим уже второй год.

– Когда-то секретный завод «Запад» работал «на Космос», – объясняет нам главный инженер. – Бериллий нужен был потому, что он в полтора раза легче алюминия и в то же время прочнее многих специальных сталей. После распада СССР производство свернулось, а пыль, плитка из цехов, инструменты – все было собрано в контейнеры и оставлено в бывшем цеху.

Контейнеры с бериллием – приблизительно три на три метра, черные металлические ящики – сложены в несколько рядов в холодном помещении с тусклыми лампочками, лужицами воды на полу и проводами пожарной сигнализации. Если не знаешь, какая опасность здесь спрятана, можно подумать, что ты на обычном складе. В соседних цехах еще теплится жизнь. Интересуемся у рабочих: не страшно ли им возле целого склада отравы?

– Да мы же сами работали на «Западе» во времена его расцвета, – говорит фрезеровщик Иван Макаренко, – в том числе и с бериллием. Работал в настоящем скафандре, собирал мельчайшие пылинки, поэтому за чистоту я спокоен. Хотя контейнеры нужно отсюда убирать – не дай Бог разгерметизируется хоть один. Бериллий легкий, ветер разнесет его частицы по городу за несколько дней. А бериллиоз может проявляться и через двадцать лет после контакта с металлом, при этом медики, скорее всего, не смогут его правильно диагностировать, приняв за тяжелую форму ОРЗ.

– Для вывоза и захоронения контейнеров нужно приблизительно тринадцать миллионов гривен. Их нет, – сетует Николай Тищенко. – Ряд сотрудников увольняется с конца марта. Возможно, вскоре даже нести охрану у контейнеров с бериллием будет просто некому.

Фирменный тритий из могильника в Пирогово

Резонансная авария с попаданием радиоактивных элементов в окружающую среду произошла в далеком 1995 году, когда в реке Вита обнаружились следы «фонящего» трития. Тогда же киевляне и узнали о существовании в Пирогово могильника радиоактивных отходов. Который и сегодня принимает радиоактивные отходы промышленности и медицины из шести соседних областей.

– После той аварии три хранилища отходов были выведены из эксплуатации, над ними построили укрытие. Но ликвидация последствий продолжается и сейчас: за счет горадминистрации мы вынимаем и перевозим зараженные отходы, – заверяет журналистов «Газеты…» директор комбината Владимир Андриевский. – Однако, если эта работа вдруг остановится, радиоактивные изотопы снова смогут появиться не только в Вите, но и в Днепре.

По словам Владимира Захаровича, от Министерства чрезвычайных ситуаций, которому подчиняется «Радон», предприятие получило деньги только на зарплату. На энергоносители, на налоги, на поддержку нормальной работы спецкомбината не перечислено ни копейки.

– Нам обещают, что, как только под Чернобылем будет введен в эксплуатацию комплекс «Вектор», наши отходы перенесут из Киева туда. Но когда это будет – неизвестно. Тем временем, если через месяц не начнет поступать финансирование, нормальное функционирование комплекса окажется под угрозой, – говорит он.

Ртуть «вывезли» на полигон, который давно закрыт

200 тонн ртути, просочившиеся в почву и фундаменты корпусов бывшего завода «Радикал», кажется, не интересуют никого. С 1954 года там использовали ртуть для выпуска каустической соды, а несовершенство технологии предполагало наличие так называемых «плановых утечек».

Сегодня завода как такового уже не существует: он признан банкротом, а его корпуса, расположенные недалеко от метро «Лесная», заняты многочисленными офисами и небольшими предприятиями. Вплотную к заводу примыкает рынок. Новые владельцы заводских корпусов неохотно отвечают на вопросы о ртути.

Фото: Exquisitor
Завод «Радикал. Фото: Exquisitor

– У нас есть разрешение на работу в этом помещении, значит, санитарные службы считают, что все в порядке, – говорят предприниматели. Но что можно сделать со ртутью, которая проникла на несколько метров в землю?

– Думаю, никакой серьезной детоксикации на «Радикале» не проводилось, – сообщил «Газете…» свое видение ситуации глава информцентра УЭА «Зелений світ» Сергей Федоринчик. – Ртуть въелась здесь не только в грунт, но и в стены. Конечно, есть способы справиться и с этим, но задача на серьезную очистку просто не ставилась. А еще на «Радикале» в пятидесятых производили и дуст, тонны этого мощнейшего канцерогена и сегодня разбросаны по территории.

При этом с «Радикалом» связаны всевозможные «химические ЧП»: например, недавно из дырявого грузовика на проходной завода вылилось девять килограммов ртути. Да и обещания властей вывезти зараженный грунт на могильник в Донбасс (о них сообщала официальная городская газета «Хрещатик») вряд ли осуществимы. Во всяком случае, как сообщил нам Сергей Федоринчик, в Никитовке, где был когда-то ртутный комбинат, сейчас никаких ртутных отходов на переработку не принимают.

Где в Киеве лежит опасная гадость

  1. Предприятие «Запад» (пр-т Вернадского, 38): контейнеры с токсичным бериллием
  2. ЗАО «Киеврыба» (Воздухофлотский пр-т, 62): несколько лет назад здесь произошла авария с выбросом аммиака
  3. Спецкомбинат «Радон» (поселок Пирогово, ул. Коммунальная, 1): радиоактивные
  4. отходы
  5. Хладокомбинат №4 (ул. Ак. Билецкого, 34): в производстве используется аммиак
  6. Хладокомбинат №2 (пос. Красноармейский): в производстве используется аммиак
  7. Днепровская водная станция (поселок ДВС): в процессе очистки используются хлор и аммиак, дополнительный фактор риска – изношенное оборудование
  8. Деснянская водная станция (пр-т Навои, 1): в процессе очистки используются хлор и аммиак, дополнительный фактор риска – изношенное оборудование
  9. Завод «Радикал» (район станции метро «Лесная»): ртуть, проникшая на несколько метров в землю
  10. Бортническая станция аэрации: ил из отстойников – это потенциальный рассадник тифа, дизентерии, к тому же он содержит токсичные вещества
  11. Институт физической химии (пр-т Науки, 31):отходы радиоактивного кобальта

Николай ПОЛИЩУК, «Газета по-киевски»

You may also like...