Жестокие игры, или один день из жизни медика

Ты никогда не видел, как в истерике бегает невеста вокруг полуживого парня, которого зажало в покореженной после ДТП машине? А как, в ожидании скорой для своего сына, гнет металл разъяренный отец? Мы видели… И видели, как потом винят во всех смертных грехах медиков, которые ехали на место происшествия 30 минут! Думаешь, после поступления вызова бессердечные врачи доигрывают в домино и попивают чаек? Нет. Они НЕ МОГЛИ доехать!.. 

Доброго здоровья, здравствуйте… Эти приветствия мы давно заменили на сухое «хэллоу» или просто «привет». Но зато мы научились пропускать друг друга в пробках и благодарить аварийкой. Согласитесь, приятно, когда ты делаешь мааааленькое добро человеку, за что тот говорит тебе «спасибо», пусть и жестами! А теперь представьте, что в один «прекрасный» день вас не просто никто не пропустит, а еще и станет поджимать! Именно в тот момент, когда рожает ваша жена, истекает кровью лучший друг, рыдает в телефон ваш маленький сын или собирается свести счеты с жизнью ваша дочь…

Несмотря ни на что, вы добираетесь к месту назначения. Но вы опоздали. Теперь вы ничем не можете помочь. Уехал не Ваш поезд, а поезд близкого вам человека, но, увы, без вас. Однако, все могло быть по-другому… всего 30 секунд могли бы изменить ВСЁ! Если бы дядя в фуражке пропустил вас на перекрестке, если бы девушка в красной кофте позволила бы вам перестроиться, если бы врачи приехали на 10 секунд раньше… если бы, если бы… ЕСЛИ БЫ ТЫ, КОТОРЫЙ ЧИТАЕТ ЭТО, пропустил скорую, то быть может сейчас в Украине было на одного человека больше! Но ты ведь спешил побухать с друзьями, хотел побыстрее усесться в свое кресло и посмотреть футбол.

Ты никогда не видел, как в истерике бегает невеста вокруг полуживого парня, которого зажало в покореженной после ДТП машине? А как, в ожидании скорой для своего сына, гнет металл разъяренный отец? Мы видели… И видели, как потом винят во всех смертных грехах медиков, которые ехали на место происшествия 30 минут! Поверь, и то, и другое зрелище не из приятных. Думаешь, после поступления вызова бессердечные врачи доигрывают в домино и попивают чаечек?

Хочешь понять человека — поставь себя на его место. Следуя этому принципу, мы решили хотя бы на один день стать частью бригады скорой помощи, да не просто кареты скорой помощи, а реанимобиля. Ну, уж эту машину-то точно должны пропускать, думали мы. Да и сотрудники ГАИ просто обязаны помогать и давать зеленую улицу…

Крик души

Согласно ПДД, не говоря уже о жизненных принципах, участники дорожного движения обязаны уступить дорогу приближающемуся автомобилю с включенными звуковыми и световыми спецсигналами. «Типичная ситуации: едем по Грушевского, перед нами светофор и на каждой из полос стоят по три автомобиля, сирена у нас включена за 150 метров до светофора. И хоть бы один сдвинулся с места! Полное игнорирование» -, возмущается Андрей, фельдшер реанимобиля. Более того, в час пик карету скорой помощи очень часто подрезают, обгоняя и влезая прямо перед ней в пробке, когда и так некуда всунуться.

Также, при вынужденной езде «скорой» по встречной полосе, идущие навстречу автомобили зачастую не просто не принимают вправо, а вдобавок еще и мигают дальним. Одним из последних примеров стал срочный выезд на возгорание автомобиля дорожной службы, которое произошло в эту субботу на Парковой дороге (см. видео горящего грузовика «Печерский р-н: взрыв в центре города!»). Несмотря на то, что это был выходной день, бригада с огромным трудом добиралась до места из-за элементарного непонимания со стороны водителей. Реанимобилю не уступали дорогу, подрезали. А ведь на месте полыхающего грузовика мог оказаться любой автомобиль и, не дай Бог, могли серьезно пострадать люди.

А теперь немного грустной статистики, поведанной нашим собеседником. Как бы это дико не звучало, но ставка у фельдшера бригады скорой помощи на сегодняшний день составляет аж… 700 гривен (дорого оценивают нашу жизнь, не правда ли?). Оборудование в автомобилях давно устарело, в основном это аппараты 80-х годов, иногда попадаются и более древние экспонаты. Правда, реанимобили оборудовали относительно новыми кардиографами и дефибрилляторами. Но это лишь капля в море. Наш собеседник Андрей жаловался также на не так давно закупленные для «скорой» китайские автомобили Foton. По его словам, в них пострадавшие просто могут не доехать до больницы. Даже ГАЗели, которые сейчас находятся в резерве, были мягче на ходу и быстрее своих китайских коллег. А если к этому добавить состояние наших столичных дорог, то картина получается весьма кровавой.

Со стороны власти, медики, скажем так, первой линии обороны, тоже не находят поддержки, а скорее наоборот. С Нового года станциям скорой помощи сократили количество выездов. Теперь «скорая» может просто не приехать по «несерьезной» проблеме, хотя если человек набирает «103», медики обязаны реагировать в любом случае. Да и все слышали, что на днях для многих машин скорой помощи попросту может не хватить бензина!!!

Наш собеседник связывает это с возможным сокращением штата станции скорой помощи, которое необходимо подвязать под ненадобность содержать столько бригад, когда половина из них якобы простаивает. Парадокс, не правда ли? А разговоры о приобретении городом спецализированных вертолетов Андрей вообще не воспринимает в серьез: «сначала нужно навести порядок с наземным транспортом, а потом уже в небо подаваться, ведь одним вертолетом ничего не изменишь», — говорит он. И это при мизерной зарплате и ответственной работе.

Но больше всего непонимания, а скорее, возмущения, у нашего собеседника (и у нас тоже) вызывает работа и отношение к медикам сотрудников ГАИ. Казалось бы, два ведомства должны работать с высочайшей координацией совместных усилий, но в реальности зачастую это не так. ГАИ частенько игнорирует кареты скорой помощи, не предоставляет им помощь в скорейшем подъезде к месту ДТП, даже не помогает выезжать со станции скорой помощи в час пик, когда просто необходимо пересечь двойную сплошную. Андрей напомнил один интересный факт.

Сотрудники ГАИ, которые первыми прибывают на место ДТП, обязаны оказывать пострадавшим медицинскую помощь до приезда «скорой», чего они не делают вовсе. Зато кортежам, состоящих из машин со стробоскопами (что уж там говорить об автомобилях-членовозах или, если хотите, автомобилях членовозов) везде дадут зеленую дорогу. А скорая пусть стоит! Море расступись – начальство плывет (ну, или просто большой человек, который и погоны сорвать может)… Кстати, властьимущие и зажиточнее персоны все чаще вызывают обычную «скорую», а не элитную бригаду, поскольку в пробках простаивают все, ведь навіщо платити більше? Поскольку даже элитным бригадам скорой помощи дорогу не дают.

В итоге складывается мрачная картина жестокой реальности. Готовя этот материал, мы наткнулись на публикацию в еженедельнике «Зеркало недели» о нелегкой службе сотрудников харьковской скорой помощи. Сообщения напоминают фронтовые сводки, на бригаду нападают пьяные, неуравновешенные граждане. То есть, помимо каждодневных выездов на кровавые ДТП, которых на наших дорогах стало лишь немного меньше, несмотря на высокие штрафы и взятки, фельдшерам и врачам приходиться, в прямом смысле этого слова, отбиваться от пациентов.

Так может все-таки стоит включить мозг, отключить броню, и просто задуматься над тем, что именно медики могут спасти жизнь человеку?! Человеку, которого от смерти будет отделять один или два автомобиля, стоящие на светофоре и не пропустившие бригаду. Не важно, кто ты — водитель отечественного ретро, пилот «гоночного болида» или владелец танкоподобного внедорожника… ТАМ все это уже не имеет значения! Но здесь ты и только ТЫ, зажав в кулак свои понты, можешь сделать этот мир хоть чуточку лучше, пропустив бригаду скорой помощи и вообще любую другую экстренную службу. И что важнее всего – спасти жизнь!!! Ведь эти люди в самом деле спешат. Не на свиданье, не на вокзал и не в театр…

Михаил Козлов, Алексей Черняк-Самойленко, Друга смуга 

Читайте также: