Автомафия Германии торганула «утилем»: ждем распродажи качественного «металлолома»

За последние недели в Германии было зафиксировано более 500 случаев недобросовестной утилизации старых автомобилей. Предназначенные на металлолом машины незаконно вывозились из страны на продажу за границу.

Автомобильные премии – хит нынешнего сезона. Сумма размером в 2500 евро смогла подстегнуть немецких покупателей к приобретению новых автомобилей. В мире кризис, крупнейшие автоконцерны несут миллиардные убытки, а в Германии зафиксирован небывалый рост автопродаж.

Однако у каждой медали, как известно, есть оборотная сторона. Не прошло и двух месяцев с начала работы программы, как стали известны случаи многочисленных махинаций со сданными на металлолом автомобилями. Председатель германских криминалистов Вильфрид Альбисхаузен (Wilfried Albishausen) сообщил, что за последнее время было выявлено свыше 500 случаев нелегальной продажи автомобилей, отправленных на утилизацию. «Речь идет о профессиональных мошенниках. Действуя предусмотрительно, они занимаются сбытом списанных машин», – заявил чиновник.

Случилось то, о чем хором предупреждали противники новой правительственной инициативы. Изначально правительством не было выдвинуто строгих мер по контролю процедуры утилизации. Главным приоритетом акции стало максимально быстрое, без особых бюрократических издержек оформление выплаты премий.

Так, клиент, желающий сдать старую машину на металлолом и приобрести новую, получал от фирмы, занимающейся утилизацией, справку об избавлении от старого авто. Машина, списанная на утилизацию, вычеркивается из регистра, то есть формально не существует. Это и оказалось лазейкой для особо предприимчивых торговцев металлоломом. Зачем же отправлять под пресс все сданные владельцами автомобили? Тем более что большинство из них находится в исправном состоянии. В менее развитых странах они разойдутся как горячие пирожки – поразмыслили сборщики утиля.

Так и возникла схема нелегальной продажи «несуществующих» автомобилей. Каждая машина обзаводится новыми фальшивыми документами и продается мошенниками за рубеж. Только на прошлой неделе в портах Гамбурга полицией были обнаружены десятки автомобилей, предназначенных для нелегального вывоза из страны. Подобные случаи были зарегистрированы в Нижней Саксонии, Баден-Вюртемберге и Баварии. Как правило, машины переправляются в Африку или Польшу.

Комментируя ситуацию, Вильфрид Альбисхаузен отметил, что для пресечения массовых продаж списанных автомобилей необходимо ввести усиленный контроль в портах и участить внеплановые проверки фирм, занимающихся утилизацией. «Только так можно решить эту проблему», – считает эксперт.

Скептики, однако, уверены, что программа по выплате автомобильных премий была изначально плохо продумана правительством. В погоне за стимуляцией авторынка политики закрыли глаза на очевидные «пробоины» в законопроекте. К примеру, выплата премии не зависит от того, в какой стране был произведен приобретенный автомобиль. А так как спросом пользуются в основном недорогие малолитражки, которых у таких немецких производителей, как BMW, Mercedes или Audi, просто нет в наличии, то в выигрыше оказались иностранные автоконцерны. Так, румынская Dacia, французские Citron, Peugeot и Renault, многочисленные «японки» и «корейцы» должны петь оды щедрости немецкому правительству.

Сопредседатель фракции «зеленых» Фриц Кун (Fritz Kuhn) заметил: «Это равносильно распитию спиртного в холодную зимнюю ночь. Вначале становится теплее, но спустя какое-то время холод все-таки побеждает». Мнение, что в условиях кризиса, когда бюджет страны и так трещит по швам, учреждение автомобильных премий крайне неразумно, разделяет большинство политиков. Государство тем самым вгоняет себя в долги, выплачивать которые предстоит в итоге налогоплательщикам.

Отношение простых граждан к выплате премий также неоднозначно. По результатам опроса, проведенного на одном из немецких сайтов, 35 процентов посетителей выступают против автомобильных премий, считая, что поддержка автоиндустрии происходит на их деньги. 29 процентов расценивают инициативу правительства как отличную идею. 17 процентов пользователей уверены, что премиальные деньги служат ложным искушением и только увеличивают долги граждан, толкая их на покупку автомобиля в кредит. И, наконец, 16 процентов считают, что с введением премий государство добровольно увеличивает свои долги.

Что ж, всем угодить, как известно, невозможно. В то время как рабочие автомастерских обеспокоены – их заработок на 80 процентов состоит из починки старых машин, владельцы многих автосалонов ликуют – после долгого затишья от покупателей нет отбоя.

А пока в Германии идут споры вокруг государственной инициативы, в Европе заговорили о немецкой «моде на металлолом». Надо признать, своей главной цели правительство ФРГ все же достигло – цифры автопродаж продолжают расти. Что ж, для того чтобы популярность нового тренда была до конца оправданной, чиновникам надо было попросту довести законопроект до ума. Но кто сказал, что уже поздно что-либо менять?..

Справка

Федеральное правительство решило потратить 5 миллиардов евро на антикризисную программу по поддержке автопромышленности. Так, каждый владелец машины, возраст которой превышает 9 лет, получает 2500 евро при покупке нового (этого года выпуска) и утилизации старого автомобиля. Выделенных средств должно хватить примерно на 2 миллиона потенциальных покупателей.

Наталья Миллер, Германия, РГ

Читайте также: