Украина: проклятие автомобилизации

Цивилизационная маргинальность (другими словами – дикость) Украины видна в ее автомобилях. Автомобильная палитра отечественных дорог отражает внутреннее интеллектуальное и моральное уродство общества, его подростковые комплексы и старческие маразмы.

Пожалуй, даже среди братьев и сестер по постсоветской семье нельзя найти таких контрастов. Буйство автомобильных страстей характерно для России – но у нее на это было гораздо большее право, сверхдоходы от нефти – на то и сверх доходы, чтобы тратить их, не особо заморачиваясь. 

Маразм первый – это любовь к представительскому классу. Огромные черные машины в центре Киева столь же естественны, как каштаны. Нередко хозяин за рулем – смешной водитель самого себя.

Характерно, что правящие прослойки других стран очень редко используют представительский класс для подчеркивания своего статуса. Они предпочитают либо ездить на лимузинах (на важных событиях в США, например, иногда образовываются целые пробки из длиннющих машин), либо, если уже захотелось посидеть за рулем, – всевозможные спортивно-развлекательные игрушки.

Отечественные же представители «высшего» класса тянутся к суровости, что выражается в неприятии лимузинов – наверное, это слишком по-декадентски. То же самое со всяческими дорогими спорткарами – возможно, украинских хозяев страны отпугивает искренняя ребячливость вождения таких машин.

Тот же маразм – джипы как представительские же авто. Это уже – проявление отношения к стране. Себе – дорогую машину, способную преодолеть любое бездорожье, соотечественникам – плохую дорогу. Хотя, в теории, всем владельцам джипов в Киеве можно было бы скинуться и сделать в столице супердороги, по которым свободно проедет какая-нибудь «ламборджини» с 7-сантиметровым клиренсом. Но нет, доминирует тяга к индивидуализации, джип – средство для углубления классового неравенства.

Второй маразм – это поддержка отечественного автопроизводителя. Выражающаяся в том, что в Украине по-прежнему производят «Славуты» и «Таврии» – авто, за которые уже 20 лет как автопроизводителям должно быть стыдно. Это полностью изжившие себя модели, являющиеся оскорблением водителя (небезопасностью) и природы (выбросами).

Нужна ли нам такая отечественная автопромышленность, с обсевшими ее олигархами, через парламент лоббирующими себе безбедную жизнь за счет простых украинцев? Наверное, нужны, раз простые украинцы терпят.

Ну и маразм третий – это сочетание первого и второго. Улицы заполнены дорогущими авто, что при «защитных» пошлинах и невысоком среднем уровне жизни в стране вызывает шок у иностранцев.

Наверное, ни одна страна с сопоставимым доходом на душу населения не обладает такой плотностью мерседесовского S-класса на эту же душу. И даже если умножить официальные цифры вдвое – все равно не найдется столь безумно тратящейся на премиум-авто страны.

И это все соседствует рядом с теми же «славутами» и «тавриями» да родственными им по плоти вазовскими экипажами.

В чем причина?

В слишком простых представлениях народа.

Автомобиль – чуть ли не единственное средство самореализации, чересчур простой способ визуально выразить свое превосходство над себе подобными и защититься от аналогичного выражения превосходства со стороны других.

Интеллектуальность общества слаба, культурная насыщенность – низка. С начала перестроечных годов и до сегодня доминирует примитивная сигнальная система успешности, которая в основном завязана на авто.

Это характерно и для любой другой страны – тяга к авто. Безусловно, машина владеет человеком, апеллируя в нем к ребенку (красивая, функциональная игрушка) и ко взрослому (элемент демонстрации своего статуса).

Но именно для Украины характерен тот факт, что более умных способов демонстрации своего статуса нет, как и нет других, более полезных для личности и общества игрушек.

Этим и порожден пресловутый класс «ланосов» и «шевроле» – люди, только-только начавшие зарабатывать, ложатся костьми, чтобы получить возможность приобрести хоть какую-нибудь машину, отказывая себе во многих насущных потребностях. Чем вызывают ставшее уже классическим презрительное отношение к классу кредитомобилей.

Ну а от кредитоланоса до S-класса рукой подать – в голове горе-потребителя, естественно.

И последнее – автомобильные траты украинцев временами попросту аморальны. По улицам столицы косяками ездят аппараты за 100 тысяч долларов, в то время как рядом, за ободранными окнами больниц умирают люди от отсутствия медицинского оборудования, собирающие последние копейки, чтобы оплатить «бесплатное» лечение.

Изменятся ли вредные автомобильные привычки украинцев вследствие кризисного отрезвления?

Игорь Луценко, Trust.ua 

You may also like...