Логика азарта: украл, выпил – в тюрьму

На днях ФБР арестовало управляющего парой хедж-фондов из Беверли-Хиллс Брэдли Радермана. История Брэдли типична: он собрал с инвесторов порядка $44 млн, обещая им доходность до 60%. Радерман говорил, что дело надежное, деньги он вкладывает в успешные компании типа Apple, Microsoft или Wal-Mart. Никому, конечно, не пришло в голову проверить, растут ли акции, допустим, Wal-Mart, на 60% в год: управляющему лучше знать.

К тому же Радерман заверял, что в его фондах скопилось уже $800 млн, а среди инвесторов – Ларри Эллисон из Oracle (ага, Эллисон инвестирует в Microsoft).

Когда в конце апреля суд-таки прикрыл лавочку Радермана, он пару недель колебался, а потом все-таки сдался федеральным агентам. Хотя сам Брэдли уже наверняка давно понял, что дело пропащее: деньги на счету кончились, и в январе ему пришлось уговаривать еще двух инвесторов внести по $500 000, чтобы было чем вернуть обещанный процент одному из первых вкладчиков (классическая «схема Понци» ).

Интересно здесь другое: Радерман не только потратил около $9 млн на излишества вроде аренды особняка в Малибу и пары автомобилей «Порше», но и проиграл в покер $5,2 млн. Хотя и это скорее типично для финансовых аферистов: они спускают средства инвесторов на бирже, тратят их на отдых, коллекции плюшевых мишек и прочие радости жизни, в итоге остаются ни с чем. С чем связана такая расточительность?

Напрашивается ответ эмоциональный: слишком легкие деньги «жгут руки», от них хочется поскорее избавиться. Отсюда дорогостоящие покупки и азартные игры, ведь так проще всего спустить поступающие из воздуха десятки миллионов. Но нужно заметить, что речь идет об образованных людях, способных продумать и запустить сложные мошеннические схемы и годами поддерживать убедительность своего обмана. Трудно представить, что им близка подобная «народная» мораль.

Есть другое объяснение: годам к тридцати-сорока потенциальные жулики начинают понимать, что честный бизнес никак не приближает их к осуществлению мечты о шикарном образе жизни, гоночных автомобилях, дорогих женщинах и т.д. Может быть, они всегда мечтали проигрывать миллионы в подпольных казино, и мошенничество – вполне рациональный способ достижения цели. Однако мечта мечтой, но почему так много аферистов остается на бобах? Нет ни резервных фондов, ни запасов золотых слитков, ни счетов на Каймановых островах.

Что, если эта видимая иррациональность имеет вполне рациональное, экономическое объяснение? Конечно, организаторы афер, многие из которых застали прошлые финансовые кризисы, не могли не понимать, что рано или поздно кран будет перекрыт. И произойти это может в любой момент, и не только из-за глобального обвала, но и потому, что к тебе в дверь постучится ФБР. Но этот неизбежный коллапс отличался непредсказуемостью: он мог произойти завтра, через месяц или через пять лет.

Люди обычно тратят больше, если их горизонт планирования сужается. А экономика бесплатных или почти бесплатных денег и бесконечно растущие пузыри на рынках акций, кредитов, недвижимости сводили к минимуму потребность беспокоиться о завтрашнем дне. Израсходуешь сегодня всю свою наличность, завтра можно взять еще.

И когда непредсказуемость экономики складывается с текущей доступностью денег, все подталкивает к тому, чтобы тратить как можно больше и как можно быстрее, не задумываясь о «подушке безопасности». Эти факторы запрограммировали поведение не только легально действующих потребителей и финансовых компаний, но и разного рода аферистов.

В русском языке подобный образ действий описан знаменитой фразой «Украл, выпил – в тюрьму!». Спустя 40 лет этот афоризм, похоже, характеризует не столько групповую психологию, сколько логику экономического момента.

slon.ru

You may also like...