Крым курортный: дорого, грязно, больно и нагло

Крым ждет своего звездного часа — курортного сезона, времени, когда зарабатываются те деньги, которые позволяют выжить в остальное время. И каждую весну у полуострова обостряются «хронические болячки» — те стороны курортной жизни, которые раздражают и даже отпугивают туристов, делают отдых не таким радостным и беззаботным событием, как хотелось бы. 

Автор: НАТАЛЬЯ ЯКИМОВА, Первая Крымская

Все решает кошелек

Может быть, вопрос нужно было поставить по-другому: а захотят ли к нам поехать? Уже в середине мая выяснилось, что по сравнению с прошлым годом отдыхающих стало меньше примерно на 20%. С другой стороны, лето еще впереди, возможно, ситуация изменится. Но все-таки в этом году для многих семей решающим аргументом при выборе курорта будет стоимость отдыха. Уже много лет для всех, кто связан с турбизнесом, идеалом отдыхающего остаются россияне: они дают возможность заработать всей курортной инфраструктуре полуострова.

Но в дешевизне Крым пока проигрывает российским (и некоторым турецким) курортам. К тому же, как отметил на последнем совещании, посвященном наступающему сезону, министр по курортам и туризму Андрей Сумцов, российские железные дороги снизили стоимость проезда на черноморское побережье Кавказа на 20%. А Украина, напротив, удешевлять стоимость билетов для пассажиров не собирается, и даже не против опять ее повысить.

Немало крымских здравниц решили оставить цены на уровне прошлого года, причем даже некоторые южнобережные санатории предлагают путевки со стоимостью одного дня (с питанием) от 170 — 230 грн. (например, «Запорожье», «Южнобережный»). Другие же все-таки подняли на 10 — 25% цены на путевки, так что один день там обходится, как минимум, в 700 — 1 тыс. грн. Директор туристической фирмы «Генуя-тур» Людмила Бабич считает, что именно сейчас необходимо что-то менять в ценовой политике: продажи путевок в здравницы упали на 18 — 20%, причем падение зафиксировано по всем направлениям отдыха. Самое время для снижения комиссий, стоимости проживания, бонусов в виде бесплатных экскурсий и развлечений: в борьбе за отдыхающего должны объединиться и здравницы, и туроператоры.

При этом на глазах исчезает дешевый отдых, привлекавший в Крым семьи среднего и невысокого достатка. Цены в частных пансионатах в Восточном Крыму (там можно было отдохнуть с минимальными затратами) взлетели вдвое и даже выше. Например, если прошлым летом за проживание и питание там платили примерно 100 — 110 грн., то теперь не меньше 200 грн.

Метры под солнцем

Из всех очередей самыми нелепыми кажутся те, что возле… пляжей. В этом году все коммунальные пляжи Крыма отдыхающих пропускают бесплатно. Вот только их на побережье автономии все меньше и меньше. Есть, конечно, и исключения из правила: в Евпатории, например, обустроены три новых коммунальных пляжа, идет такая же работа в Керчи и Феодосии. Но все равно нагрузка на полоску песка или гальки у воды очень высокая, на ЮБК она достигает 7 — 10 человек на квадратный метр. К тому же сама пляжная полоса неуклонно сокращается из-за того, что вовремя не производятся берегоукрепительные работы. По мнению Андрея Сумцова, уменьшить нагрузку на пляжи можно, создавая рядом с ними бассейны с морской водой — по примеру европейских курортов.

Неделю тому назад в СМИ прошла информация о том, что пляжи к сезону не готовы, на самом деле речь шла о том, что еще не все здравницы успели оформить санитарные паспорта. Главный санитарный врач Крыма Мария Кровякова сообщила, что пляжи Алупки, Ялты, Гурзуфа, Алушты, Евпатории, Судака, Феодосии и Керчи уже готовы к курортному сезону — СЭС дала разрешение на их работу. В районах, где часть пансионатов открываются только в июне, здравницы заканчивают оформление документов.

Не будут работать в этом сезоне 3 ялтинских пляжа, два из которых коммунальные, там идет реконструкция. Всего же в автономии насчитываются 389 пляжей, то есть тех участков побережья, которые официально имеют этот статус и обладают стандартным минимумом удобств: навесами, туалетами, фонтанчиками с питьевой водой и т.п. По словам Марии Кровяковой, уже проведены исследования морской воды в разных уголках полуострова, ни в одной пробе не были выявлены патогенные (то есть опасные для человека) микроорганизмы.

Эх, дороги…

Несколько недель назад по дорогам Крыма колесила специальная комиссия, изучавшая подъезды к самым известным достопримечательностям полуострова. И здесь приятных новостей для туристов нет. Дорогу из Судака в Новый Свет за два года (с тех пор как ее закрыли) так и не привели в порядок, по-прежнему закрыт проезд для большегрузного транспорта и автобусов. У организаторов экскурсий выбор невелик: либо формировать небольшие группы, до 15 человек, и подбирать микроавтобусы соответствующей вместимости, либо в Судаке пересаживать их в маршрутки.

А летом, как известно, они битком набиты — и сидящими, и стоящими, и полулежащими пассажирами. Туроператоры не раз говорили о том, что рейсовые автобусы как раз превышают по вместимости установленные нормы, почему им можно ездить, а остальным нет? На это у местной власти свои аргументы: за рулем автобусов местные водители, а если на аварийный серпантин выпустить шоферов туристического транспорта, многие из которых незнакомы с этой дорогой, без жертв сезон не обойдется.

В прошлом году по причине аварийности был закрыт проезд автобусов любой вместимости к Большому каньону, и к настоящему времени 9 километров дороги (от села Соколиного) так и не привели в порядок. Из-за этого, по информации Андрея Сумцова, объект в минувшем сезоне посетили на 20 тысяч туристов меньше. Зато хорошо заработали нелегалы, вывозящие туда отдыхающих даже на грузовиках. Не раз поднимали в министерстве вопрос и о видовых площадках — летом их занимают торговцы, поэтому вместо пейзажей путешественникам приходится любоваться бойкими крымчанами, расхваливающими свой товар.

«Пираты» процветают

Кстати, о торговцах: некоторые крымские города, например, Ялта и Евпатория, смогли если не окончательно победить, то убрать с глаз долой незаконно поставленные палатки, кафе, бары. В курортных же поселках положение порой почти катастрофическое.

Например, как рассказал председатель Малореченского сельского совета Игорь Костромцов, шалманный бизнес на этой территории процветает и торжествует: большинство торгующих работают без полного пакета разрешительной документации. Два милиционера и несколько депутатов просто не в состоянии уделить внимание каждому из 500 объектов на территории. Были в прошлом году комиссии и из Алушты, и из Симферополя, но все-таки «торговые пираты» выиграли битву.

Обращений в разные инстанции было множество, но дело с мертвой точки не сдвинулось до сих пор. «Каждый самострой тут же обзаводится вывеской «кафе» и имеет, как минимум, электроснабжение, часто подключенное незаконно, — сообщил сельский голова. — Неужели энергетикам трудно проверить это и отключить их, тогда шалманы не смогут работать. Получается, кто-то «решает» эти вопросы для нарушителей?

В прошлом году на некоторых нарушителей даже не могли составить протоколы, поскольку хозяева «пиратских» кафе не объявлялись. Но на это есть милиция, которая могла бы установить их». Такая же ситуация в Малореченке и с водными аттракционами — каждый год гидроциклы лавируют между головами купающихся. При этом в прошлом году сельсовет выдал всего 2 разрешения на подобный бизнес, а ездили десятки. Зато спасательная станция не работает уже четвертый год — кажется, на ее месте может возникнуть очередная гостиница.

Одни курортные недоделки еще можно устранить к тому времени, как в Крым устремятся отдыхающие. Другие же обсуждаются годами, но редко кто рискует взяться за решение столь запущенных проблем. Вот и получается, что каждый год курортники увозят с собой противоречивые впечатления, вспоминая о теплом море, кипарисах, магнолиях и… о грудах мусора, кафе, где за микроскопические порции сдирают астрономические суммы, переполненных пляжах… А нам остается надеяться, что до следующего лета все плохое забудется — и они приедут снова.

Фото: Хайри Усеинов

You may also like...