Автомобиль заблокирован. Что делать?

Представьте себе: вы выходите из офиса и обнаруживаете, что колесо вашего автомобиля «обуто» в металлическую «туфлю», а на водительской двери красуется наклейка «Автомобіль заблоковано». Что же делать тем, кто оказался в такой ситуации? Советы юриста.

В столице едва ли найдется человек, который на собственном опыте или же по рассказам друзей не ознакомился подобной «услугой». Еще несколько месяцев назад большинство пострадавших автовладельцев просто платили требуемую сумму бравым ребятам из «Киевтранспарксервиса», а те снимали с колеса металлический «краб». Как правило, сумма за данную «услугу» составляла от 100 до 200 грн. в зависимости от района города. Спорить с «захватчиками» брались лишь лица с определенными связями в столичной мэрии или силовых органах, а также отдельные юристы, закаленные в судебных баталиях.

«Если вы увидели блокиратор на своем колесе, вам следует вызвать представителя ГАИ, чтоб зафиксировать правонарушение лица, которое инициировало этот шаг»

Естественно, проще всего купить парковочный талон. С недавних пор их можно найти практически в любом ларьке «Пресса». Но далеко не все водители могут точно запастись пачками всевозможных талонов.

Второй вариант – приобрести такой талон непосредственно у работника парковки. Однако автор статьи неоднократно попадал в ситуацию, когда в разгар рабочего дня парковщика просто не было на положенном месте. Если бы не заранее приобретенные талоны, его автомобиль постигла бы все та же печальная участь. Некоторые злые языки утверждают, что в Киеве распространена практика, когда сотрудники парковок специально прячутся в кустах, чтобы «жертва», не обнаружив их на рабочем месте, отошла от машины. Очевидцы говорят, что в таких случаях блокировщики возникают «как из-под земли» и с чувством выполненного долга «обувают» автомобиль.

Что же делать тем, кто оказался в такой ситуации? Что предпринимать, если вы отошли 50 метров от парковки к киоску за минеральной водой, а вернувшись, обнаружили собственный автомобиль с «туфелькой» на колесе и наклейкой? Прокомментировать этот вопрос согласился президент юридической компании «H&B Group» Константин Хрущаков.

Откуда растут уши?

Вначале разберемся в истории вопроса.

«Норма, которая пыталась придать законность неправомерным действиям бригад-блокираторов в Киеве — это Решение Киевского городского совета от 25 декабря 2008 года. Таким образом, столичные депутаты разрешили в Киеве деятельность блокираторов»,- рассказывает Константин.

Однако это решение не встретило одобрения не только у автолюбителей, но даже у тех, у кого машин нет. Киевляне, да и в гости столицы видели в этом настоящий произвол городских властей, откровенно напоминающий рэкет начала 90-х.

В прессе, в личных блогах, на специализированных сайтах все чаще стали публиковаться схемы действий, позволяющие автолюбителям уйти от «расплаты». Некоторые предложения были действительно здравыми, другие — грозили возможными неприятностями с законом. Был даже организован ряд обществ автолюбителей, члены которых соглашались помогать друг другу в случае возникновения подобных проблем. В отдельных случаях они действительно действовали эффективно.

Такой несвойственный украинскому менталитету взрыв гражданской активности заставил шевелиться даже наших традиционно флегматичных чиновников.

Константин рассказывает, как это было: «Месяц назад свою позицию по поводу блокираторов высказало Министерство юстиции Украины. Так, в ответе Минюста под номером 173-0-2-09 от 6 апреля 2009 года и с подписью главы ведомства Николая Онищука, в частности, говорится: «Возможность временного задержания транспортного средства предусматривается частью второй статьи 52 Закона «О дорожном движении». Согласно этому документу, только Госавтоинспекция МВД контролирует правомочность эксплуатации транспортных средств и исполнение правил парковки».

Следовательно, сотрудники «Киевтранспарксервиса» не имеют права ставить блокираторы. Однако даже после того, как Минюст высказал свою однозначную позицию, на многочисленные запросы юристов, журналистов и прочих граждан пресс-служба «Киевтранспарксервиса» продолжает отнекиваться. Мол, ничего не знаем, Минюст нам не указ, выполняем распоряжение руководства, а запретить нам может только суд или городские власти.

«Министерство юстиции обратилось к Генеральной прокуратуре с просьбой отреагировать на решение Киевгорсовета от 25 декабря 2008 года», объясняет Константин.

Но это позже, а пока…

Пока за снятие блокиратора все так же требуют денег. Господин Хрущаков, отвечая на вопрос об обоснованности размера тарифа на разблокировку, подчеркнул: «Расценки установлены КП «Киевтранспарксервис», следовательно, размер суммы разблокировки — это не правовая норма».

Известны случаи, когда водители при помощи подручных инструментов самостоятельно снимают блокираторы и, поддавшись естественным в таком случае эмоциям, просто увозят его с собой. Прибегать к подобным крайним мерам наш собеседник не советует: «Решение блокиратор снять и увезти является неправомерным. Помните, что ответственность может быть как административная, так и уголовная – все зависит от толкования норм права, если спор между сторонами будет решаться в судебном порядке, — утверждает г-н Хрущаков.

Как же правильнее всего поступить при обнаружении на колесе собственного автомобиля блокирующего устройства? «Если вы увидели блокиратор на своем колесе, вам следует вызвать представителя ГАИ, чтоб зафиксировать правонарушение лица, которое инициировало этот шаг», — рекомендует Константин.

Отметим, что это мера часто действует. Неофициальная статистика свидетельствует, что в последнее время все чаще сотрудники «Киевтранспарксервиса» добровольно снимают оковы с автомобилей уже во время звонка «жертвы» в ГАИ. Автовладельцу в большинстве случаев нужно просто спокойно продемонстрировать, что он знает, как действовать и никуда не спешит, то есть, готов возиться с формальностями.

Случается, что блокировщик оказывается «крепким орешком» и не реагирует на вызов сотрудника ГАИ. В таких случаях г-н Хрущаков рекомендует: «Необходимо дождаться сотрудника ГАИ и совместно с ним зафиксировать правонарушение лица, которое инициировало блокировку. Для этого на месте составляется соответствующее заявление. После этого автомобиль должен быть разблокирован».

Кстати, если автовладельца действительно «достала» навязчивая услуга, он может обратиться в суд. «Для помощи в разбирательстве лучше обращаться к юристам. При желании потерпевший может привлечь к ответственности правонарушителя, однако тут не обойтись без адвоката. При этом следует учитывать, что процессуальная процедура привлечения виновного лица может забрать от двух недель до полугода, а то и больше», — предупреждает Константин.

Возможная развязка

Чтобы вопрос решился окончательно, необходимо ожидать, пока у Генеральной прокуратуры «дойдут руки» до вопроса, волнующего тысячи столичных автовладельцев. Есть все основания полагать, что вскоре блокираторы все-таки запретят. Во-первых, такая практика действительно противоречит закону и элементарному здравому смыслу. Во-вторых, есть сведенья, что сотрудники «Киевтранспарксервиса» надевали «крабов» даже на автомобили судей, высокопоставленных чиновников и членов их семей.

Скорее всего, развязка истории с блокираторами повторит эпопею с эвакуаторами. Напомним, что их деятельность в свое время была отменена Минюстом и рядом судов, хотя другие суды попытались восстановить права эвакуаторов. Утешает, что с 12 марта 2009 года их запретили окончательно. В частности, о незаконности такой деятельности сделал официальное заявление замминистра юстиции Андрей Богдан.

Очевидно, что чем дольше будут медлить в Генеральной прокуратуре, тем больше прибыли получат городские власти. Вполне возможно, сотрудники «Киевтранспарксервиса», предчувствуя близкое прикрытие «кормушки», будут особенно активно «обувать» автомобили. Тем более, городским властям нужно хотя бы оправдать те огромные бюджетные средства, которые были вложены в блокираторы в этом и прошлом году. Значит, нужно запасаться талонами или быть готовым к общению с ГАИ.

Виктор Гулай, Ирина Костюченко, Финцентр

Читайте также: