Хороший гаишник – плохой гаишник. Что нужно знать водителю
Отношение народных масс к работникам Государственной автоинспекции, а попросту «гаишникам» довольно неоднозначное. Как и среди всего многообразия людей – встречаются хорошие и плохие люди. Корреспондент решил проанализировать действия работников «ГАИ» в отдельно взятых условиях и их взаимодействие с СК и их клиентами.
«Хороший ГАИшник»
Меркантильное отношение работников ГАИ в области создания фиктивных «писем счастья» и получения свободных денежных средств на дорогах без выдачи кассового чека более чем известна. Работники «полосатого жезла» давно стали притчей во языцех в этой области – чему вторят многие анекдоты и богатый жизненный опыт водителей.
Статистические данные всегда неумолимы – до ввода новой системы штрафов совершалось огромное количество ДТП в т.ч. с застрахованными автомобилями. Новые штрафы не принесли значительного улучшения ситуаций на дорогах, однако отношение к застрахованным автомобилям со стороны ГАИшников до сих пор благоговейное. Человеку свойственно любить деньги и в этом работники ГАИ ничем не отличаются от остальных, вот только ключевое место в цепочке страхования позволяет им «заработать» гораздо больше, чем это предусмотрено регламентом заработной платы среднестатистического стража порядка на дорогах.
От работника ГАИ зависит самое важное звено в отношениях СК и клиента в случае наступления страхового случая – заключение ГАИ о ДТП в виде справки о ДТП. Нередко работники ГАИ (под давлением свыше или под уверенным влиянием денежного вознаграждения) создают «неправдивые» протоколы с места происшествия, которые обязывают СК к выплате страхового возмещения пострадавшему лицу. Факты в этом случае могли бы привести к судебному разбирательству, да и не нужны они в этом случае, о «неподкупности» нашей доблестной ГАИ ходят легенды.
Страхуются люди с различной мотивацией. Кто-то страхуется потому, что тут «дешево», кто-то соблазняется набором преимуществ и «бонусов», а кто-то страхуется потому, что в этой СК у него есть родственники/знакомые, которые в случае надобности смогут пролоббировать интересы застрахованного лица в этой СК. В таких случаях исключением не может быть даже «подставные» ДТП, которые «знакомые» работники ГАИ оформляют для нужного человека.
Конечно, скажете вы – у СК существует огромное количество экспертов, которые определяют возможность получения повреждения в конкретном страховом случае, но поверьте – отличить содранный бок автомобиля автомобилем от аналогичного случая бетонной стеной практически невозможно (если случай «подстраивается» вовремя (например, до появления коррозии на окрашенных деталях автомобиля)).
В таких случаях – гаишник «друг человека», вернее друг клиента страховых компаний. Статистика, собранная среди СК свидетельствует о том, что такие случаи мошенничества отнюдь не редки. Действительно, практически всегда даже из ДТП – клиент пытается извлечь для себя выгоду. Другое дело, как в таких случаях разбираются СК и какие меры они используют для предотвращения наступления убытков в случае мошенничества, но факт остается фактом. Работник ГАИ может быть хорошим по отношению к держателю страхового полиса.
Если обратиться к СК, то они подтверждают факт наличия «мошенничества» со стороны работников ГАИ или «действия по предварительному сговору», но только по отношению к прошлому времени. Сейчас такой вид «мошенничества» либо не афишируется СК, либо пропал вообще ввиду слаженной их деятельности в случае наступления СС. Ситуацию прокомментировал Дмитрий Понипаляк – заместитель директора департамента правовой поддержки, руководитель службы безопасности НАСК «Оранта»: «Раньше, до введения контроля за ГО, в случае ДТП сотрудники ГАИ могли договориться между собой и даже если страхователь был не виноват, документы составлялись нужным для ГАИ образом и человек вынужден был выплачивать деньги.
Сейчас у нас на место ДТП аварийные комиссары приезжают еще раньше, чем ГАИ, поэтому такие случаи уже практически невозможны. Благодаря работе «Гарант-Ассистанс» мы проводим расследование на месте ДТП и предотвращаем возможные мошеннические действия». Также г-н Понипаляк рассказал о существующих методах предотвращения мошенничества: «Особую предосторожность следует проявлять страховым агентам, начальникам отделений и директорам дирекций во время составления и подписания договора.
Также, мы имеем полномочия проводить служебные расследования, проверки, если возникают сомнения в данном конкретном случае. Конечно, проще работать в том случае, если договор составляется в небольшом населенном пункте и страховой агент лично знает страхователя и всю его подноготную. В крупных городах сложнее, поэтому нужно подготовиться к страхованию. Выявляя факты признаков мошенничества, мы передаем их в правоохранительные органы для проведения проверки и принятия решения согласно законодательству».
«Плохой ГАИшник»
Однако не все так гладко в отношениях обыкновенных водителей и работников автоинспекции. В связи с изменением штрафов за нарушения ПДД – увеличились и перспективы, которые могут иметь сотрудники ГАИ в своей работе. «Обслуживание» водителей на дорогах стало настоящим бичом для участников дорожного движения.
Причем острые углы этого «общения» появляются с завидным постоянством. Введение видеосъемки и аудиозаписи разговора гаишников и водителей только усложнили жизнь последним (если ранее можно было отделаться 20кой за превышение скорости – то сейчас даже 100ку подумают взять). Можно сделать справедливый вывод о том, что не обстановка на дорогах улучшилась – это размер «мзды» увеличился. Стоило бы задуматься о хозрасчете и собственном обеспечении ГАИ, если ранее большинство работников «органов» пересело на служебные Mitsubishi Lancer X и получило в безраздельное пользование спорные «Визири».
Кроме всех этих технических нововведений, которые встречают на дорогах водителей всех мастей – появилась и автоматическая рассылка т.н. «писем счастья», которые «стучатся» в дом каждому нарушившему водителю. Нарушил – плати, это справедливо. Но сейчас нередки случаи, когда письма с уведомлением о «нарушении» приходят совершенно ничего не подозревающим людям и доказательством этому сотни публикаций на различных интернет-форумах и сайтах.
Своим жизненным опытом делится Константин Денисов Ппредседатель правления СК "Старполис": «Получив «письмо счастья» я обратил внимание, что отправлено оно было лишь через месяц после составления протокола, инспектор даже не удосужился указать населенный пункт, в котором было совершено правонарушение, не совпадали серийные номера приборов в разных частях протокола (все это не соответствует требованиям отдельных норм КоАП, т.е. нарушает порядок привлечения к ответственности, установленный законом). Как законопослушный гражданин, я обжаловал это постановление в суд через орган, который его вынес.
Жалобу отправил почтой. Но… через месяц ко мне вернулась моя жалоба с отметкой почтового отделения «превышен срок хранения». Значит, письменные обращения граждан органы ГАИ принимать не хотят. Если же говорить о применении технических средств автоматической фиксации правонарушений, считаю, что эта система будет только тогда эффективна, когда технические средства будут сертифицированы соответствующим образом и человеческий фактор будет полностью исключен из нее.
Учитывая, что это оборудование использует соединение нескольких технологий, сертифицировать необходимо с привлечением именитых ученых из различных НИИ, даже тех, кто опровергает достоверность показаний прибора. Пусть в научном споре рождается истина! И фактом подтверждения сертификации может быть лишь их коллегиальное решение. Это займет время, но позволит в дальнейшем избежать каких-либо споров по поводу достоверности показаний прибора.
Исключение человеческого фактора достигается очень просто – размещение стационарных средств автоматической фиксации и тогда никто не сможет утверждать, что в его случае непорядочный ГАИшник двигался навстречу транспорту.
Думаю, что государство в первую очередь должно быть заинтересовано во введении подобной системы автоматической фиксации нарушений ПДД, поскольку, это даст возможность справедливо наказывать нарушителей, защитив сотрудников ГАИ от обвинений в непорядочности».
Большинство средств идет на обеспечение подразделений ГАИ в т.ч. выплаты чуть ли не заработных плат с премиями от «выработки». Отсюда же начисляются пенсии бывшим работникам ГАИ и т.д. Тот факт, что ГАИ перешло на «самообеспечение» скромно умалчивается чиновниками. Но давайте разберемся, так ли беззащитны права водителей, которые согласны оспорить данные решения не в их пользу.
Для оспаривания решения относительно начисленного штрафа – водитель должен выполнить несколько нехитрых шагов:
Шаг 1. Откладывайте рассмотрение дела
Как прокомментировал ситуацию адвокат Дмитрий Нечипоренко: «Согласно ст. 268 КоАП, которая определяет права лица, привлекаемого к админответственности, вы имеете право на оказание вам юридической помощи, а также сбор и предоставление всевозможных доказательств в свою пользу. Согласно ст. 33 КоАП, для выбора наказания за административное нарушение должна учитываться личность и финансовое положение правонарушителя».
Чтобы воспользоваться в полной мере своими возможностями необходимо всегда возить с собой адвоката или иметь возможность предоставить доказательства прямо на месте. В этом случае вы имеете полное право попросить о приостановке дела. «Игнорирование ваших прав со стороны сотрудника ГАИ будет жестким нарушением ваших прав, что будет учтено при подаче апелляционного заявления», — комментирует господин Нечипоренко.
В судебной практике существует вариации на тему наложения наказания: богатый человек получит постановление о необходимости уплаты штрафа, в то время как безработный сможет получить наказание в виде общественных работ.
Шаг 2. Указывайте замечания в протоколе
Совершив правонарушение – вы имеете полное право в соответствующей графе протокола изложить свои пояснения по поводу случившегося. Укажите свое несогласие с наложением штрафных санкций (только аргументировано и точно). Обязательно укажите свидетелей (если таковые имеются) в т.ч. и пассажиров вашего автомобиля, которые могут подтвердить вашу невиновность. Проверьте, чтобы на всех полях и «белых» местах стояли большие прочерки в виде буквы Z (во избежание дописывания туда различной информации нечистых на руку работников ГАИ). Самое главное – впишите в пояснение что не согласны признать свою вину и на основании ст. 268 КоАП Украины просите отложить рассмотрение дела.
Шаг 3. Проверьте протокол и постановление
Сотрудник ГАИ обязан выдать вам на месте копию протокола, а если на месте выносится постановление об административном правонарушении — копию постановления. "Следите, чтобы данные совпадали идентично с оригиналом протокола, поскольку от правильности заполнения протокола и его копии зависит состояние дела. Если вы соблюли все нехитрые особенности – то вы можете рассчитывать на успешное истечение вашего дела в суде, вам будет легче даже обжаловать такое постановление».
Шаг 4. Подавайте жалобу в самые короткие сроки
"Для того, чтобы оспорить несправедливый вердикт, вы должны будете обратиться с жалобой к начальнику управления ГАИ (если срок после совершения вами административного нарушения превышает 10 дней – то такие жалобы не рассматриваются)», – советуют в пресс-службе ГАИ МВД Украины. Однако, согласно законодательству, сделать это можно и через подачу жалобы в районный суд по месту вынесения постановления.
В жалобе вам следует предоставить все свои аргументы по поводу "неправоты" гаишника, подкрепив их различными ссылками на ПДД или другими законодательными актами (в этом случае вам сможет за скромное вознаграждение помочь любой грамотный юрист), также следует обязательно подтвердить свое мнение различными доказательствами — показаниями свидетелей, видеоматериалами, фотоматериалами и др.
В прошлой редакции КоАП решения административных органов по поводу совершения административного нарушения были окончательными и обжалованию не подлежали. В новой же редакции КоАП – вы имеете право обжаловать вынесенный вердикт, однако не стоит забывать, что апелляцию следует подавать в течении 10 дней (согласно законному регламенту).
Андрей Петров, TRISTAR
Tweet