Россия: криминальный призыв – 2009

15 июля закончился весенний призыв-2009. Самая неприятная его особенность в том, что из 305 тысяч нынешних призывников 170 тысяч имели судимость или проблемы с законом. Это парни с погашенной судимостью, имеющие условные сроки, а также те, кто состоял на учете в милиции. 

Причина «криминализации» армии в том, что не хватает здоровых юношей для призыва, а также – расширение возможностей в получении отсрочек и откосов за деньги.

В Интернете можно найти огромное количество организаций, которые, используя различные лазейки в законодательстве, помогают призывникам в получении заветной отсрочки. «За все время нашей работы, – говорится на сайте одной из таких организаций, – ни один молодой человек не убыл для прохождения военной службы».

Так, например, помощь адвокатов в получении отсрочки на один призыв обойдется призывнику в 10 тыс. рублей. Дальше цены значительно возрастают. За 72 тыс. адвокат поможет в поступлении в аспирантуру и оформлении отсрочки от призыва на данном основании. Юридическая защита на право прохождения альтернативной гражданской службы будет стоить уже 100 тыс. рублей.

Более 50 процентов сегодняшних новобранцев имели проблемы с Уголовным Кодексом
Более 50 процентов сегодняшних новобранцев имели проблемы с Уголовным Кодексом

Не дремлют и мошенники. «Мы работаем со всеми военкоматами Москвы и Питера более 2 лет, и в каждом из них у нас есть связи в руководстве отделений», – говорится на сайте организации, где предлагают купить готовый военный билет за 3 тыс. долларов.

Благодаря подобным адвокатским операциям призывной контингент значительно тает.

Частично справиться с призывом военным помогают новобранцы, имеющие судимость. Представители Генштаба заявляют, что теперь на общих основаниях вновь призываются граждане, имеющие снятую или непогашенную судимость. Молодых людей, имеющих уголовное прошлое, отмечают в Генштабе, не призывали в войска с начала 2000-х годов, что «положительно сказалось на морально-психологическом климате в войсках и на уровне воинской дисциплины».

Теперь ситуация изменилась, и военным уже не до психологии – надо гнать план.

Напомним, людей с уголовным прошлым у нас уже призывали в армию. Впервые это произошло в 1967 году в связи с сокращением сроков службы и демографическими последствиями Великой Отечественной войны. Идеологически это тогда обосновали как «исправление оступившихся сограждан». Однако считается, что именно появление в армии бывших уголовников породило такое позорное явление как «дедовщина».

Ожидается, что «криминализация» армии способна привести к дальнейшей эскалации «дедовщины». Это усугубляется еще и армейской реформой. Десятки тысяч офицеров уволены, еще больше ждут своей очереди. Контроль за казармой будет только снижаться, что даст возможность «дедам» устанавливать там свои законы.

На пресс-конференции, посвященной весеннему призыву-2009, правозащитники сообщили, что выявлено 14 тысяч нарушений прав призывников. Большая часть из них происходит в военкоматах.

По словам члена Совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Сергея Кривенко, сотрудники военкоматов вместе с милицией хватали юношей не только на улицах, но и вламывались в квартиры, и даже устраивали облавы в студенческих городках. Молодых людей заковывали в наручники и отправляли на сборные пункты.

Правозащитники также отметили, что родителям по-прежнему, несмотря на обещания начальника главного организационно-мобилизационного управления генштаба Минобороны Василия Смирнова, не сообщают о месте службы их детей. По данным Кривенко, подавляющее число призывников из Москвы и Московской области направлены служить на Северный Кавказ и в другие «горячие» точки, хотя это является нарушением закона.

Сергей Кривенко видит две причины всплеска нарушений. Во-первых, количество новобранцев, которых минобороны планировало поставить под ружье, этой весной увеличилось почти втрое. Так, весной 2008 года в армию было призвано 133 тыс. призывников, а сейчас 305 тысяч. Во-вторых, осенью произошла ротация военкомов. В Москве в этом году 27 из 32 начальников мобилизационных управлений пришли на эту должность впервые. «Такое ощущение, что они приехали из деревни, где не слышали ни о законах, ни о порядке», – заявил Сергей Кривенко. Он также отметил, что сейчас военкоматы перестали даже внешне пытаться создавать видимость законности. «Раньше они хотя бы оформляли документы грамотно, в суд ходили, а сейчас это все ушло и военкоматы действуют очень нагло и нарушают закон в открытую», – отметил правозащитник.

Сергей Турченко, Свободная пресса 

You may also like...