Преступность в интернет-пространстве: растущая и безнаказанна

Преступность уверенно пускает корни в интернет-пространстве. Но поскольку фантазия сетевых бузотеров, мошенников и прочих не вполне законопослушных граждан значительно опережает темпы принятия изменений в Уголовный кодекс, сегодня их проступки в основном остаются безнаказанными. 

Жительница Харькова Марина Недельская уже несколько лет занимается психологическим консультированием через свой сайт. Около шести месяцев назад на ее электронный адрес и на страницу в социальной сети кто-то начал присылать сообщения с угрозами, обещал «добраться» до специалиста «в реале» и отучить ее «совать свой нос в чужие дела и ломать людям жизнь». Кроме того, приходили электронные письма с оскорблениями. Испугавшись не на шутку, Марина пошла в милицию. Но стражи порядка не смогли сказать ничего утешительного.

Дело в том, что в действиях «писателя» не так-то просто усмотреть состав какого-нибудь преступления. По статье 129 УК «угроза убийством» возбудить дело можно, только если «были реальные основания предполагать, что угроза будет осуществлена». А так, мало ли кто, что и кому пишет в сети.

«Хулиганство» тоже не подходит, для такой квалификации необходимо нарушение общественного порядка, а не душевного спокойствия отдельно взятого интернет-пользователя. Так что полученные письма к делу не пришьешь. Сообщения, выставленные злоумышленником на всеобщее обозрение на сайте, в принципе, можно назвать хулиганством, но мелким. Никто не будет разыскивать хама за административное правонарушение — штраф, который ему придется заплатить в казну, не окупит расходов на разоблачение.

В конце концов, Недельская сама вычислила морального террориста. Угрозы слал студент, которого бросила 18-летняя жена как раз после онлайн-консультации у психолога. Парень решил, что в его личной трагедии виновата Марина, и устроил ей «веселую жизнь». Впрочем, как только скандалист понял, что его инкогнито раскрыто, сразу же перестал давать о себе знать.

Хулиганы дают осечку

Немного иначе ведут себя правоохранители, когда угрозы поступают в адрес первых лиц государства. Сразу забывают, что Интернет — территория свободы, и вычисляют злоумышленника в считанные дни, в редких случаях — месяцы. В июне прошлого года глава секретариата Президента Виктор Балога пожаловался в СБУ, что некие злоумышленники через Всемирную сеть шлют ему письма с угрозами. Спустя два месяца силовики отчитались перед общественностью. Глава ведомства заявил, что «террорист» найден. «Это сотрудник одного из государственных учреждений, мы сейчас серьезно занимаемся этим человеком», — сказал Валентин Наливайченко в одном из интервью.

По его словам, Службе безопасности всегда удавалось находить тех, кто осмеливался донимать и стращать государственных мужей. «У нас в таких делах осечек ни разу не было», — не без гордости констатировал руководитель СБУ. К сожалению, пока нельзя сказать того же о случаях хулиганства, когда жертвами становились простые граждане. Это уже не в компетенции силовиков, а в милиции пока нет алгоритма реагирования на подобные жалобы.

Согласно действующему законодательству, отвечать за брань, оскорбление, распространение недостоверной информации кроме самого автора посланий должно лицо, на которое зарегистрирован интернет-ресурс. Но пока не известно ни об одном случае, когда кого-то привлекали бы к ответственности. И проблема вовсе не техническая. Спрятаться в сети злоумышленнику не так просто. Даже использование бесплатных почтовых ящиков лишь на первый взгляд кажется анонимным.

Пользователь оставляет информацию о себе во время регистрации, «светит» ІР-адрес. Отследить, где находится компьютер, на котором работает хулиган, — не проблема. Просто заниматься этим стражи порядка начинают лишь при наличии очень серьезных оснований.

Пока правоохранители смотрят на проделки пользователей Всемирной сети сквозь пальцы, проблема заинтересовала церковь. На сегодня, правда, священнослужители наказывают только своих собратьев. Как сообщили в пресс-службе Джанкойской епархии, «Интернет-хулиган, миссионер и одновременно клирик Свято-Покровского кафедрального собора города Джанкоя, запрещен в служении до уврачевания соблазна».

Игумен Феогност, в миру Тимофей Пушков, — довольно известная в сети личность. Он вел блог под ником abbatus_mozdok и нередко позволял себе выпады против сотрудников епархиального управления. После очередного комментария Феогноста обвинили в «неблагочестивости словом и девиантном поведении» и даже «отправили за штат». Когда продвинутому батюшке снова позволят вернуться, решать совету под председательством епископа.

Налетчиков нашли в сети

В общем, хулиганов, облюбовавших Интернет, пока не ловят и не судят. Зато Всемирная сеть — первый помощник в поисках реальных преступников. Для многих милиционеров чаты, форумы и социальные сети — терра инкогнита. Но на то есть «продвинутые» пострадавшие. В Крыму 13-летние школьники, ограбленные злоумышленниками средь бела дня, сами нашли подозреваемых через Всемирную паутину и сдали правоохранителям.

Сначала родители подростков, конечно, написали заявление в милицию. Дети рассказали о приметах налетчиков, припомнили даже наколки на руках одного из них. Но поиски результатов не дали. Тогда жертвы грабежа решили подойти к решению задачи с другой стороны. Бандиты явно считали себя реперами, об этом свидетельствовали и одежда, и цепи на шее, и татуировки. Тогда ребята нашли через поисковик социальной сети всех симферопольских реперов. Среди них оказался и один из подозреваемых. На следующий день стражи порядка уже имели всю необходимую информацию.

Сложно спорить с тем, что Интернет занимает все большее место в жизни многих украинцев. И хоть какие-то общие правила и ограничения не помешали бы. С другой стороны, важно, чтобы контроль не превратился в тотальную цензуру. Найти золотую середину должны не только законодатели, но и правоохранители.

Алексей КЛИМОВИЧ

Киберпреступники запутались в Паутине

Перелом в отношении мирового сообщества к анонимности в Интернете произошел после 11 сентября 2001 года. Об угрозе глобального терроризма заговорили все. Обойти стороной абсолютную бесконтрольность информационных потоков в сети было уже нельзя. Многие страны приняли законы, позволяющие привлекать к ответственности пользователей за противоправные действия. Особенно серьезно к этому вопросу подошли в США, Германии, Франции и России.

Наши северные соседи успели за последние годы наказать не один десяток сетевых хулиганов. Большинство из них платят крупные штрафы, некоторых даже отправляют за решетку. Особенно достается тем, кто рискнул высказать экстремистские или нацистские идеи.

На днях российские правоохранители задержали 21-летнюю девушку, разместившую в сети «Пособие по уличному террору». В отношении москвички возбудили уголовное дело за разжигание межнациональной вражды.

Подобных дел десятки. В основном под следствием оказываются две категории молодых людей: пропагандирующие жестокость и расизм или оскорбительно отзывающиеся о политиках. Жителя города Коврова Владимирской области оштрафовали на десять тысяч рублей за оскорбление губернатора региона на форуме местного сайта. Еще дороже заплатил 19-летний житель Самары за нецензурные выражения в адрес Владимира Путина.

В США процессы по киберхулиганству наоборот почти никогда не имеют идеологической или политической подоплеки. И далеко не всегда заканчиваются обвинительным приговором. Много шума наделала история 46-летней американки Лори Дрю. Солидную мать семейства обвиняли в том, что она с помощью фальшивой учетной записи в социальной сети MySpace под именем 16-летнего юноши сначала флиртовала с 13-летней Меган Мейер, а потом довела ее до самоубийства.

Как выяснил суд, Дрю решила отомстить соседской девочке за обиды своего ребенка. Назвавшись школьником Джошем Эвансом, она вела с Меган беседы на интимные темы. А через некоторое время «бросила» школьницу, написав, что мир был бы лучше без нее. Сразу после этого девочка-подросток повесилась у себя в комнате. Прокурор не рискнул обвинять Лори Дрю в доведении до самоубийства, опасаясь, что не сможет доказать ее вину. Вместо этого ее обвинили в создании фиктивного аккуанта. Суд оправдал женщину, но мать погибшей школьницы готова обжаловать вердикт.

Вечерние вести

You may also like...