Без права на самооборону. Рынок стрелкового оружия по обе стороны прилавка

Разгар лета — традиционно оживленное время на рынке средств самообороны и охотничьих ружей. Заглянув в киевские магазины, я ожидала обнаружить там небывалый ажиотаж, поскольку прогнозируемый рост безработицы от 1,5 до 3 миллионов человек, по мнению аналитиков, должен спровоцировать резкий всплеск преступности. А она, как правило, влечет за собой желание граждан защищаться и вооружаться…

Продажи растут

Удивительно, но никакого особого оживления в точках торговли оружием я не заметила.

«Финансовый кризис и связанные с ним тенденции не могут пока повлиять на рост легальной торговли оружием самообороны, — комментирует заместитель председателя президиума Всеукраинского совета украинского общества охотников и рыболовов Анатолий Пащенко, — поскольку средства самообороны у нас по-прежнему продаются только узкому кругу лиц. Это сотрудники МВД, прокуратуры, судов, таможни, а также журналисты. За последнее время эта категория лиц не расширялась. В то же время продажи всех видов оружия стабильно растут, с начала кризиса они поднялись на 20–25%…».

Что же происходит сегодня на рынке?

Украина — уникальная страна, где закон об оружии в течение последнего десятилетия рассматривал каждый новый созыв Верховной Рады, с завидной регулярностью отклоняя любой законопроект.

В то же время закон об оружии принят во всех европейских странах и практически во всех странах СНГ. В России, например, он существует с 1995 года.

О том, что рост рынка торговли оружием самообороны (стыдливо называемого «средствами») у нас искусственно сдерживается, говорят следующие факты: в Украине сегодня практически не существует торговых точек, торгующих исключительно оружием под резиновую пулю, газовыми пистолетами и т.д. Это экономически невыгодно для предпринимателей, поскольку площадь, занимаемая подобным товаром в магазинах охотничьих и рыболовных принадлежностей, исчерпывается одним-двумя небольшими прилавками. Завозить же оружие самообороны в большем количестве просто не имеет смысла — из-за малочисленной категории лиц, имеющих право на его приобретение, это пустая трата торговых площадей.

Так и получается, что средства самообороны ходят в пасынках у охотничьего оружия, прилепившись от безысходности к магазинам в общем-то совсем другого назначения.

Интересен и следующий факт: сегодня в Украине в большом количестве открываются магазины рыболовных товаров, поскольку они не нуждаются в специальной лицензии на торговлю.

Между тем количество магазинов оружия (хоть и охотничьего!) растет медленно: в многомиллионном Киеве их сегодня около пятнадцати. Необходимость получения жесткой лицензии МВД на право реализации огнестрельного оружия отпугивает предпринимателей от этого бизнеса.

Не лучше обстоит дело и у оте­чественных оружейников: их ряды за последние годы совершенно не пополняются. Казенное предприятие НПО «Форт» (г. Винница), СП «Шмайсер» (Ки­евская обл.) и еще несколько менее заметных предприятий контролируют весь рынок средств самообороны, поскольку торговать на нем продукцией иностранных производителей запрещено. Это всего около 20% общего рынка ору­жия, остальные 80% приходят­ся на охотничье и пневматическое оружие сплошь европейского и российского производства.

Даже ограничившись производством средств самообороны, отечественные производители могли бы увеличить рынок в десятки раз — если бы депутаты здраво оценили криминальную ситуацию в стране, а украинцы получили право покупать пистолеты под резиновую пулю…

Клуб миллионеров

Лишенные права на самозащиту граждане все-таки умудряются вооружаться: кое-кто приобретает оружие на черном рынке, который при таком положении дел не может не существовать. Кое-кто пополняет ряды охотников, благо охотничье ружье может приобрести любой гражданин Украины, которому исполнилось восемнадцать лет, не имеет конфликта с законом и проблем со здоровьем. Естественно, такое оружие приобретается тоже по разрешению, но получить его гораздо легче, желательно только вступить… в клуб миллионеров.

«Охотничье оружие связано с импортными операциями, и здесь есть объективные трудности, связанные с ростом курса валют и новыми таможенными инициативами, — рассказывает коммерческий директор фирмы «Охотапромснаб» Валерий Чайка. — Работать с импортом стало тяжелее, идет резкое сокращение ассортимента. Изменился не спрос — изменились цены и покупательская способность граждан. Если до кризиса охотничье оружие среднего класса стоило 15–16 тысяч гривен, то сейчас в полтора раза дороже. Естественно, что по такой цене оно уже никого не интересует – у людей есть более насущные проблемы.

Ценовая ситуация с оружием самообороны немного стабильнее, поскольку оно отечественного производства. Так, например, пистолет «Форт» стоил 2200 гривен, сейчас чуть больше 3000…

Впрочем, сами продавцы оружия не скрывают: все цены в сравнении с прошлым годом поднялись на 30–40%. Отечественные производители ссылаются на подорожание металла и энергоносителей, которое отразилось на конечном продукте.

Если заглянуть в историю, то охота во все времена была привилегией богатых людей. В сегодняшней Украине она стала привилегией самых состоятельных граждан, поскольку одно только приобретение соответст­вующего оружия и экипировки исчисляется астрономическими суммами. Речь идет не об элитном или антикварном оружии, которым у нас практически никто не торгует и цены на которое (например, охотничье ружье) выражаются в сотнях тысяч условных единиц. При создании такого оружия учитывается телосложение заказчика и изготовляется оно не один год. Богатая инкрустация из драгоценного металла, ювелирная гравировка — все это по карману только тем заказчикам, которые едут приобретать его на оружейные заводы Западной Европы.

Рядовому украинскому охотнику тоже нужно располагать немалым капиталом — даже охотничий нож может стоить тысячи гривен, не говоря уже о ружьях, а многие заядлые охотники имеют по несколько экземпляров, для разных видов охоты.

Ежегодный взнос в охотничий клуб составляет 100 гривен, сезонная карточка отстрела уток — 120 гривен, а лицензия для охоты на более крупную дичь значительно дороже. Например, на кабана — 5 000 гривен, оленя — 20000–30000… К этому нужно добавить стоимость достаточно дорогих патронов, специальной одежды и много другого, что может понадобиться охотнику.

Тем не менее торговать охотничьим товаром, по мнению предпринимателей, сейчас более прибыльно и перспективно: категория людей, имеющих возможность приобрести охотничье оружие, все-таки значительно шире, чем тех, кому дозволено носить оружие самообороны.

Однако и среди покупающих охотничье оружие немало тех, кто ограничиваются приобретением одного недорогого ружья, не принимая никакого участия в охоте. Статистика утверждает, что из двух миллионов гладкоствольных ружей, зарегистрированных в Украине, большая часть приобретается для защиты собст­венного дома…

В «каменном мешке»

Что сегодня отпугивает предпринимателей от торговли оружи­ем, в том числе и самозащиты? Несмотря на то что, по негласной оценке, рентабельность этого вида бизнеса приближается к 30–40%, что он стабилен, и в условиях кризиса начал активно подниматься, войти «со стороны» в этот рынок практически весьма трудно. Открыть новые торговые точки под силу разве что предпринимателям с большим опытом работы в коммерческих структурах, с давними связями и проверенными поставщиками.

Кроме того, открывая магазин, экономически выгодно обустроить в нем тир — это оживляет торговлю и приносит добавочные прибыли. А такой вид деятельности в центре города открыть нелегко. Поэтому среди предпринимателей появилась мода открывать заведения на окраинах, а там свои издержки — туда заглядывает далеко не каждый клиент…

Торговля оружием требует и особого обустройства торговой точки.

«Не каждому известно, что любой оружейный магазин должен быть оснащен средствами специальной защиты, — комментирует заместитель генерального директора производственно-коммерческой фирмы «С.Ма­рия» Александр Пащенко. — По­этому, кроме расходов на закупку товара, необходимо вложить солидные средства в подгонку помещения к техническим требованиям лицензирующих органов, а также создать дизайн экспонирования различных видов оружия. В нашем магазине, как и положено, есть специальное помещение, в котором нет окон, — так называемая оружейная комната. В ее стены вложена сталь­ная решетка и имеется укрепленная двойная входная дверь, оборудованная мощными запорами, которые открываются утром во время выноса оружия на прилавки, и вечером — для его хранения после закрытия магазина. Персонал торговой точки очень устает, потому что ежедневно дважды приходится переносить вручную большое количество оружия, имеющего солидный вес. Хочется заметить, что в то же самое время оружие самообороны на Западе продается в обычных маркетах, без особых предосторожностей…».

Кстати говоря, с точки зрения классических требований без­опасности оружейная комната должна представлять собой каменный мешок с толщиной стен, потолка и пола не менее 360 мм. При использовании бетонных сте­новых блоков можно ограничиться толщиной в 200 мм, железобетонных панелей — не менее 180 мм.

Понятно, что магазин, расположенный на первом этаже стандартного жилого дома, не может соответствовать таким требованиям, поэтому в ход идут металлические решетки, которые должны быть не только в стенах, но и на окнах.

Такое «украшение» явно не способствует созданию привлекательного имиджа магазина, поэтому бизнесменам приходится поработать над соответствующим декором — жалюзи, шторы, декоративные растения.

Содержать оружейный магазин в тесноте тоже не положено — торговый зал должен располагать соответствующей площадью, желательно 120–200 кв. м. Это дает возможность отдельно выста­вить охотничье и пневматическое оружие, средства самозащиты, холодное оружие, спецодежду и всевозможные аксессуары.

Магазины поскромней продают крупное оружие, выставленное на открытых прилавках за спиной продавца, а более «раскрученные» — в застекленных витринах торгового зала, например, в так называемых оружейных стеллажах — пирамидах, где оружие смотрится особенно эффектно. Кое-кто даже устанавливает пуленепробиваемые и ударопрочные витрины.

Поскольку контингент клиентов состоит из достаточно состоятельных людей, интерьер магазина должен «соответствовать», т.е. маскировать неуважительное, даже первобытное отношение нашего общества к покупателям подобного товара.

Во всем мире для оформления охотничьих магазинов принят классический стиль: кожа и металлическая инкрустация, натуральное дерево, сукно и замша. Можно, конечно, обойтись заменителями, но это будет уже не тот «коленкор».

Особое внимание в подобных магазинах уделяется подсветке товара…

Привычные для советских времен чучела животных уже не в моде: собирают пыль, моль и других паразитов, имеют специфический запах. Да и таксидермист по нынешним временам ред­кая профессия. Точно так же выходит из моды когда-то распространенный формат торговли «охотничьи принадлежности и рыбалка» — последнюю вытесняет оружие самообороны, заставив отпочковаться в отдельный бизнес.

Чтобы хоть как-то окупить крупные издержки, бизнесменам приходится искать способы дополнительного заработка: кто-то приторговывает сопутствующим товаром, кто-то оказывает помощь в подготовке документов для оформления лицензии и консультирует в выборе оружия, кто-то делает мелкий ремонт. В качестве маркетинговой раскрутки подходит создание клуба охотников при магазине или сотрудничество с турбазами и лесными хозяйствами для организации охоты.

Идея создания интернет-магазинов, на которые многие так надеялись, похоже, себя не оправдала: она зачахла на корню, поскольку оружие такой товар, который нужно пощупать, потрогать и полюбоваться собственными глазами.

Оставляя дорогостоящие охотничьи ружья и недоступные широкому кругу населения средства самозащиты как имиджевую составляющую магазина, продавцы получают основную прибыль за счет торговли боеприпасами, газовыми баллончиками и мелким сопутствующим товаром.

Расходов и хлопот у них сегодня столько, что хоть караул кричи, поскольку лицензию на торговлю оружием с полным пакетом разрешительных документов нужно обновлять каждые три года. Кроме того, нужно оформлять специальную лицензию на каждую, даже небольшую партию получаемого товара…

А в ответ, по другую сторону прилавка, раздается встречный крик возмущения — рядового украинского покупателя, который в период финансового кризиса и разгула преступности не имеет достаточно средств, чтобы вооружиться дорогостоящим охотничьим оружием.

И не имеет особого, «заоблачного» права приобрести недорогое и доступное во всем мире оружие самообороны… 
 

Наталья Вареник, Зеркало недели

You may also like...