Однажды в Мексике. Наркокартели против США

Происходящее сегодня в Мексике по своим масштабам очень напоминает гражданскую войну. С помощью террора наркокартели пытаются повлиять на общественное мнение, снизить рейтинг действующего президента и лишить его поддержки избирателей. Среди местных политиков немало тех, кто, получая деньги от мафии, отстаивает её интересы на самом высоком уровне. 

Мексика — крупное государство в Северной Америке, расположенное между Тихим океаном и Мексиканским заливом. Несмотря на территориальную близость к США, её относят к странам Латинской Америки. Их объединяет не только общая культура, традиции и язык, но и типичная для этого региона нестабильная политическая и экономическая ситуация, массовая бедность и нищета.

Сотни тысяч мексиканцев ежегодно пересекают северную границу страны в поисках работы. В настоящее время в США число иммигрантов из Мексики превышает 23 млн человек. Большинство из них оседают в юго-западных штатах.

На новом месте жительства подавляющее число мексиканцев занимаются легальной деятельностью. Однако в последние годы правоохранительные органы США фиксируют рост организованной преступности, основу которой составляют приезжие мексиканцы. Как правило, они либо являются членами организованных криминальных сообществ, активно действующих по ту сторону американо-мексиканской границы, либо так или иначе сотрудничают с ними.

В последние годы деятельность мексиканских наркокартелей, которые контролируют все поставки зелья на территорию Штатов, стала серьёзной угрозой национальной безопасности США. В связи с этим Барак Обама пообещал положить конец существующей на юге страны напряжённости и оказать материальную поддержку мексиканскому лидеру Фелипе Кальдерону, который вступил с наркобаронами в вооружённый конфликт. Его жертвами на сегодняшний день числятся 12,3 тыс. человек. Они погибли за неполные три года войны, объявленной мексиканским правительством наркокартелям.

По сообщениям американских СМИ, регулярные боестолкновения на уровне небольших воинских подразделений идут на территории восьми из 32 штатов страны. В них принимает участие 45 тыс. солдат мексиканской армии и 375 тыс. полицейских. Им противостоят около 300 тыс. членов криминальных сообществ, пользующихся поддержкой местного населения.

Фактически происходящее в Мексике по своим масштабам очень напоминает гражданскую войну. С помощью террора картели пытаются повлиять на общественное мнение, снизить рейтинг действующего президента и лишить его поддержки избирателей. При этом в среде местных политиков также немало тех, кто, получая деньги от мафии, отстаивает её интересы на самом высоком уровне.

В связи с этим параллельно с антинаркотической кампанией Кальдерон начал и борьбу с коррупцией в органах государственной власти. Впрочем, пока она никаких заметных успехов не принесла. Несмотря на то что своих постов лишились сотни связанных с наркокартелями судей, политиков, полицейских и чиновников, уровень коррупции в стране, по данным американских экспертов, по-прежнему высок. Искоренить в стране за три года то, что складывалось десятилетиями, пока невозможно. Политики и наркобароны тесно сплелись в союз, который поддерживают сотни тысяч простых мексиканцев. Ведь для них вступление в мафию — единственный путь сделать карьеру в своей стране.

Бедные и беднейшие слои общества Соединенных Штатов Мексики считают главу «Синалоа» поистине народным героем, человеком, достойным составить конкуренцию Робин Гуду. Так уж получилось, что, обогащаясь на поставках наркотического зелья в «цивилизованные страны», Гусман никогда не забывал о благотворительности. Так, например, именно на его средства был построен интернат для бездомных в Гвадалахаре, где более 3 тыс. человек, оказавшихся за бортом жизни, получили в безвозмездное пользование уютные коттеджи. Кроме того, стараниями активистов «Синалоа» в трущобах Мехико появились системы спутникового телевидения, а престарелым гражданам те же «боевики» выделили ежемесячную пенсию, превышающую государственную в 10 (!) раз. Набожный Гусман через своих посредников регулярно жертвует католической церкви крупные суммы, не требуя взамен никаких индульгенций.

Помимо этого в кругах мексиканского крестьянства также очень силён образ наркобандитов как благородных разбойников, забирающих деньги у богатых и отдающих их бедным. Сложившийся у людей образ поддерживают и сами наркобароны. Нередко они помогают бедным мексиканцам. Например, покрывают все их расходы, вызванные неурожаем, как это было в прошлом году, или строят для них жильё. Денег на подобные траты у них вполне хватает. По данным американских спецслужб, общая стоимость наркотиков, ежегодно пересекающих реку Рио-Гранде (по ней проходит американо-мексиканская граница), превышает десятки миллиардов долларов. Таким образом, за последние десятилетия в стране сложилась целая культура почитания бандитов, образ которых романтизируется и героизируется.

Между тем организованная преступность в Мексике имеет не такую уж давнюю историю. Местные наркокартели стали приобретать вес в середине 1980-х годов. Тогда американским спецслужбам и колумбийской полиции удалось ликвидировать ряд каналов поставок южноамериканских наркотиков через Карибское море. Это нанесло серьёзный удар по колумбийским производителям. Были разгромлены знаменитые калийский и медельинские картели. Восстановить свой прежний авторитет они не могут и по сей день. К тому же на смену им пришли их коллеги из Мексики, проложившие в Штаты сухопутный трафик. Также в руках мексиканских преступных группировок оказалась вся цепь наркоторговли: от закупок оптовых партий до розничной продажи на улицах американских городов.

Увеличение численности вооружённых сил было вызвано стремлением колумбийского президента Альваро Урибе положить конец многолетней гражданской войне. Американцы в свою очередь заинтересованы в прекращении потока наркотиков, идущих в Штаты из этой страны. В связи с этим ещё в 2000 году Вашингтоном и Боготой был принят план «Колумбия». Он подразумевал не только реформы во многих сферах жизни колумбийцев, но и активную борьбу с леворадикальными и ультраправыми незаконными вооружёнными формированиями и тесно с ними связанной наркомафией. На реализацию этих целей Белый дом за последние девять лет выделил более 6 млрд долларов.

Первоначально они действовали небольшими бандами, сплочённость которых основывалась на кровнородственных или соседских отношениях. В начале 2000-х их численность в стране выросла настолько, что они стали составлять друг другу серьёзную конкуренцию, которая в итоге вылилась в многолетнюю вооружённую борьбу. Она продолжается и по сей день и идёт параллельно с той, что ведёт против них Кальдерон.

Для участия в боевых действиях руководители картелей создали небольшие частные армии. Их основу составили бывшие бойцы мексиканской армии и полиции. Криминальные авторитеты агитируют их за вступление в свои ряды и предлагают им в разы больше того, что могло им предоставить государство. В результате тысячи военных ежегодно дезертируют из рядов вооружённых сил.

После окончания холодной войны спрос на услуги ЧВК стал ещё выше, при этом в связи с обвальным сокращением ВС как на Западе, так и на Востоке произошёл взрывной рост предложения, на рынок труда вышло множество уволенных военнослужащих, очень значительная часть которых искала применение своему опыту, если данная работа хорошо оплачивалась. Это были как раз те люди, которые в своё время шли в армию по призванию.

Неполные три года противостояния пока так и не определили того, на чьей стороне находится перевес. В последние месяцы Мехико провёл ряд спецопераций против наркокартелей в северных штатах страны. Лидеры кланов под давлением силы несколько уменьшили размах незаконных операций и перестали появляться на публике. Уменьшился и ввоз наркотиков в США. Между тем, несмотря на локальные победы правительства, 54% населения всё же убеждено, что конечная победа останется за наркобандитами. Они по-прежнему очень сильны и продолжают оказывать влияние на жизнь небольших городков вдоль американской границы. Полицейские и администрация, несогласные с происходящим, бегут со своих постов или становятся жертвами бандитов.

Война, объявленная наркокартелям Фелипе Кальдероном, началась сразу после его победы на президентских выборах в конце 2006 года. Тогда после прихода к власти перед ним встали две серьёзные проблемы: нищета и организованная преступность. Кальдерон выбрал второе направление, поскольку отсутствие преступности и коррупции во многом способствует и успешному проведению экономических реформ, необходимых мексиканскому обществу. Правда, проводиться они должны параллельно. Пока же за три года своего президентства в социальном и экономическом плане он для своих граждан ничего не сделал.

После президентских выборов 2006 года Мексика стояла в шаге от полной дестабилизации, переходящей в гражданскую войну. Тогда ситуацию удалось удержать, но нет гарантий, что она не повторится в будущем.

Между тем уже сегодня можно отметить, что по коррупции и позициям наркобаронов, особенно в центре и на юге страны, на данном этапе нанесён сильный удар. Из государственных органов изгнаны сотни продажных полицейских, политиков и чиновников. Арестованы тысячи преступников. У наркокартелей изъяты тонны наркотиков и почти треть миллиарда долларов. В некоторые штаты страны для борьбы с бандитизмом введены армейские части, которые заменяют собой местную коррумпированную полицию и демонстрируют местному населению силу государства.

Впрочем, в ответ на это наркобандиты ежемесячно убивают высокопоставленных мексиканских политиков, полицейских, военных и журналистов. Не щадят они и рядовых полицейских и солдат. Трупы своих жертв они нередко укладывают вдоль дорог для устрашения. В ответ войска, не обученные для проведения полицейских операций, жестоко расправляются с бандитами и их пособниками. А учитывая то, что единственным источником существования на севере Мексики является участие в наркобизнесе, зачастую военные, не особо церемонясь, убивают и местных жителей. В ответ сопротивление центральным властям в регионе только усиливается.

Иррегулярное формирование компенсирует жестокостью свою военную слабость, оказывая таким образом на противника психологическое давление. Регулярные силы отвечают жестокостью на жестокость, кроме того, таким способом они компенсируют свою неготовность к войне. Регулярная армия всегда не готова к противопартизанской войне, даже если имеет солидный опыт такой войны в прошлом. Её всё равно готовят только к классической войне.

Весной текущего года федеральная полиция подтвердила, что в борьбе с наркокартелями в стране ей фактически не на кого опереться. Её работа неэффективна из-за коррупции, а общество и его институты пассивны из-за страха перед террором наркомафии.

Важно отметить, что нынешний 2009 год становится для антинаркотической войны президента Кальдерона во многом определяющим. Страна, чей бюджет зависит он цен на нефть (Мексика является одним из мировых экспортёров чёрного золота), в связи с мировым экономическим кризисом переживает непростые времена. Эксперты не исключают, что бюджетные деньги, выделенные на борьбу с наркомафией, скоро могут иссякнуть. У преступников доходы также снизились, однако они, по данным американской печати, находят всё новые источники финансирования. В частности, они, подобно своим собратьям из Италии, обложили данью все коммерческие предприятия. Не брезгуют они и похищениями людей.

В сложившейся ситуации правительство Кальдерона очень рассчитывает на помощь США, которые на протяжении всей антинаркотической кампании поддерживают действия Мехико. Вашингтон выделяет на борьбу с мексиканскими картелями десятки миллионов долларов. Мексиканская армия получает от американцев оружие, а инструкторы из США тренируют специальные подразделения, предназначенные для борьбы с наркобизнесом.

В конце прошлого — начале текущего года был проведён ряд совместных американо-мексиканских операций против картелей, которым был нанесён сильный урон. Однако системой в двухсторонних отношениях подобные мероприятия пока не стали. Тем более что американские сенаторы и независимые эксперты считают, что совместные действия двух правительств по борьбе с незаконным оборотом оружия и наркотиков пока терпят неудачи. По мнению ряда влиятельных политиков, Вашингтону и Мехико необходимо действовать более слаженно и обмениваться информацией, которая попадает в распоряжение спецслужб.

Впрочем, даже если совместные антинаркотические операции и станут постоянными, а все совместные планы Вашингтона и Мехико будут реализованы, война с наркомафией может закончиться безрезультатно. И дело здесь не только в отсутствии средств и коррупции, проникшей во властные органы Мексики, но и в отсутствии политической воли — прежде всего американских властей.

С начала 1960-х годов в США установился достаточно высокий спрос на наркотики. Раньше ими были южноамериканские кокаин и опиум, поставляемые колумбийцами. Сейчас же им на смену пришли мексиканские картели, которые поставляют на рынок основную долю кокаина, героина и метафетаминов. Даже марихуана, которую, как недавно признался, пробовал в молодости Барак Обама, имеет мексиканское происхождение. Поэтому очевидно, что лишь только эффективная борьба с наркозависимостью в Штатах способна положить конец сверхприбылям мексиканских картелей.

Ещё одной немаловажной задачей, решение которой позволит снизить уровень насилия в Мексике, является свободная продажа огнестрельного оружия в США. Любой совершеннолетний гражданин Америки может купить себе автомат при наличии у него водительских прав и отсутствия судимостей. Этим и пользуются мексиканские преступники, которые на поставках оружия для наркокартелей устроили прибыльный бизнес. За несколько десятков долларов они предлагают американским гражданам приобрести для них оружие. Собрав у розничных закупщиков требуемые им стволы, они переправляют их за границу. Среди пограничников у контрабандистов также есть свои люди, которые без особых сложностей пропускают груз. В Мексике цена за один автомат или винтовку уже значительно выше, чем в США. Впрочем, потенциальных потребителей она устраивает.

Тем не менее американские власти, несмотря на неоднократные просьбы мексиканских коллег, так до сих пор и не повлияли на оружейный рынок в своей стране. В период прежней администрации Буша в конгрессе США существовало мощное оружейное лобби, которое всячески препятствовало введению запрета на свободную продажу оружия. Его производство и сбыт продолжает приносить американским производителям многомиллионные доходы.

Между тем всё это бьёт и по самим Штатам, поскольку поток наркотиков на их территорию не прекращается. Мексиканские картели налаживают деловые связи со своими американскими коллегами, а это в свою очередь несёт угрозу роста преступности на юго-западе США.

Впрочем, в Белом доме всё это прекрасно понимают. В последнее время администрация Обамы предпринимает активные меры для борьбы с мексиканским наркотрафиком. Усилена охрана границы, в регион направлены сотни федеральных агентов по борьбе с наркотиками. Обещана финансовая помощь Мексике. Однако главные вопросы — борьба с наркоманией на своей территории и ужесточение правил продажи оружия в стране — так и не решены. А это значит, что сложившееся ныне положение вещей будет длиться не один год. Для Мексики оно означает сползание страны в пучину хаоса гражданской войны, а для США — появление нестабильного и опасного соседа на юге.

Михаил Вовк, Частный корреспондент   

You may also like...