Вендетта по-киргизски: Аскара Акаева родина лишила последнего

У первого президента независимого Кыргызстана нынешняя власть отобрала библиотеку и частный дом: мол, неправедно нажил. У первого президента Киргизии Аскара Акаева и его супруги Майрам Акаевой другая точка зрения на события, произошедшие в Бишкеке. 

Cудебные исполнители, чиновники Фонда госимущества в сопровождении вооруженных милиционеров взломали двери Фонда общественной «Библиотеки первого президента Киргизии» и собственного дома Аскара Акаева, расположенных рядом друг с другом. Как пояснил заместитель председателя Фонда госимущества Алмаз Иманалиев, «у Фонда есть решение суда о передаче библиотеки и дома Акаева на баланс государства». По его словам, в соответствии с судебным решением, здания перешли в собственность государству, а «решение по находящемуся внутри зданий имуществу, наверное, будет принимать администрация президента Бакиева».

У первого президента Киргизии Аскара Акаева и его супруги Майрам Акаевой другая точка зрения на события, произошедшие в Бишкеке.

– Аскар Акаевич, как вы восприняли решение властей о конфискации вашего дома и передаче библиотеки на баланс государства? Намерены ли вы обжаловать в высших инстанциях или международных институтах?

– Наш четырехлетний опыт общения с киргизским правосудием показывает, что это бесполезно. Кыргызстан давно перестал быть правовым государством. Там сегодня диктатура. Страна стала полицейским государством, где не соблюдаются законы. Политическое поле страны полностью зачищено от оппозиционных личностей, партий и всех инакомыслящих. Власть срослась с криминалитетом и его руками устраняет какие-то возникающие препятствия. В Кыргызстане нет независимых ветвей власти. Парламент стал придатком президентской администрации, штампующий ее решения. Суды выносят решения исключительно по политическому заказу Белого Дома (Дом правительства в Киргизии – «СП»). Мы по разным поводам прошли десятки судов в Кыргызстане и всегда решение одно и тоже. Удивляет формулировка. Она начинается одним словом – «удовлетворить», а заканчивается словом «конфисковать». Так случилось и с библиотекой. Они ее передали на баланс фонда госкомимущества, а тот в свою очередь передает ее на баланс Управлению делами президента, которому и «интересен» этот объект.

– Власти утверждают, что библиотека была построена на бюджетные средства.

– В 2003 году был основан общественный фонд по созданию библиотеки первого президента. Обычно такие библиотеки финансируются из бюджетных средств. Но в нашем случае, учитывая, что республика маленькая, а бюджет скромный, я согласился только на вариант финансирования через общественный фонд, в который привлекались бы спонсорские добровольные ресурсы. И выкупил небольшое здание, которое было отремонтировано с той целью, чтобы служить хранилищем книг по истории Кыргызстана. К тому времени было собрано много уникальных исторических материалов: история Кыргызстана, история Великого шелкового пути, история Востока. Например, председатель Китайской Народной Республики Цзян Цзэминь передал копии из китайских архивов начала новой эры и I-II веков до нашей эры, и даже выделил грант на переводы уникальных рукописей тысячелетней давности… Уничтожение этих книг можно лишь сравнить с уничтожением в Афганистане памятников Будды.

Революционный генеральный прокурор Киргизии, мой главный оппонент Азимбек Бекназаров первым делом «озаботился» библиотекой. Он создавал «бригады» местных и иностранных журналистов, показывал им библиотеку, заявляя, что «здесь Акаев решал все дела за счет государства, а теперь мы, мол, все вернем народу – и народ счастливо заживет». Он лично проверял все материалы по созданию библиотеки. Но так и не обнаружил никаких нарушений и закрыл дело. Я вынужден признать, что он оказался честным юристом. Тем не менее, с 2007 года библиотека оставалась закрытой. Я предпринял несколько попыток получить свои рукописи, личную переписку, но безуспешно. А через два года «библиотечное дело» реанимировали, и без расследования был вынесен вердикт – «удовлетворить».

Что касается нашего дома, то мне, как президенту Академии Наук в конце 80-х годов выделили участок земли, на котором мы строили дом площадью 200 кв. м. Достроили мы его только в середине 90-х годов, но жить в нем так и не довелось – я был избран президентом, семья жила в резиденции. А сегодня получается, что у нас нет даже уголка на родине, куда бы мы могли вернуться.

– Вас, после того как вынужденно покинули республику, обвиняли в присвоении сотен предприятий. Ваш отъезд из Киргизии сопровождался обещаниями революционеров вернуть в казну «акаевские миллиарды»…

– Да, было такое. По просьбе Бакиева подключились даже спецслужбы США – ФБР было поручено найти миллиарды Акаева и вернуть. Нигде ни цента не нашли. Были мифы и легенды, что мы присвоили себе все. Под этот шум сам Бакиев монополизировал власть, а его семья захватила экономику и финансы Кыргызстана. Единственно оставался мой дом, вот его и захватили. Говорят, что библиотека приглянулась Максиму Бакиеву. Якобы, он там хочет офис себе устроить. Поэтому понятно решение суда передать все это в пользу государства, а это Госкомимущество, которое в свою очередь передаст мое имущество управлению делами президента.

По библиотеке есть хоть судебное решение – конфисковать в пользу государства и оштрафовать фонд на 7 млн. сомов (200 тысяч долларов) – это сумма спонсорских взносов. Эти деньги пошли на ремонт старого здания библиотеки. Библиотеке я передал все свои личные книги, документы, материалы и даже личные вещи. Мы их перевезли туда из резиденции. Мы же выехали из страны в 2005 году в том, в чем были. Кстати, новые власти тогда буквально разграбили резиденцию. Забрали все, вплоть до личных вещей, обуви, костюмов, пальто. Это варварство, которого не было даже в средневековье. А часть книг, которые были в рабочем кабинете в доме правительства, сожгли вместе с кабинетом.

– Но ведь по Конституции вам что-то положено?

– Все, о чем я говорил, – прямое нарушение Конституции. Там записано и никто этого не отменял, что экс-президент пользуется всего тремя благами: неприкосновенность личных вещей, имеет право на жилищное обеспечение, пенсию и охрану. Пенсию мне, естественно, не дают. Никаких жилищных условий не создано, да я и не рассчитываю на Бакиева. Так хотя бы дом собственный оставили – единственный уголок, куда мы могли вернуться. Видимо, сегодня в Кыргызстане живут по понятиям.

– Вы не считаете, что на Западе должны знать об этом беспределе?

– Да ну, что вы! Я Запад хорошо познал. Это не двуликий, а многоликий Янус! Переворот 2005 года состоялся при их планировании и финансировании общеизвестных западных институтов. А наутро западные представители заявили, что в мире произошла еще одна демократическая революция – а я, оказывается, был авторитарным правителем. И этой линии придерживаются до сих пор. Запад никогда не признает своих ошибок.

Супруга Аскара Акаева Майрам Акаева была более эмоциональна. Она напомнила, что Аскар Акаевич лично «вел» Бакиева по служебной лестнице, и заявила, что «теперь Бакиев избавляется от свидетелей своего восхождения во власть. Это политический, моральный и духовный террор»:

– Они конфисковали не просто библиотеку, они уничтожили переписку с великими людьми, научные труды, диссертации нашей семьи, – сообщила г-жа Акаева. – Они превратили Киргизию в «кокандское ханство», в котором новый властитель предавал огню все имущество предшественника. Как рассказал бывший госсекретарь Кыргызстана Осмонакун Ибраимов, часть нашей библиотеки, которая находилась в резиденции на Иссык-Куле была сожжена. А сейчас в ночь со вторника на среду, они (представители госкомимущества – Авт.) вывезли часть наших личных вещей в неизвестном направлении. Поражает дикость и жестокость!

Несмотря на то, что сам Аскар Акаев не собирается обращаться в органы правосудия, это за него намерены сделать киргизские правозащитники, представители общественности, адвокаты Фонда «Библиотеки первого президента Киргизии».

«Мы обжалуем действия нынешних властей по факту незаконного захвата собственности первого президента республики Аскара Акаева в судах и международных организациях. В Киргизию уже приглашены спецпредставитель ООН, готовится выступление нашего представителя в ОБСЕ», – сообщила СМИ экс-кандидат в президенты Киргизии Токтайым Уметалиева.

По ее словам, суд, вынесший решение в отношении имущества Акаева, при всей противозаконности произошедшего, допустил серьезную техническую ошибку, вынеся одно решение по двум зданиям – библиотеки и дома. «Они хоть и тесно соседствуют, но в государственном реестре зафиксированы под различными инвентарными документами, а потому вопросы, связанные с ними, должны решаться порознь», – сказала Уметалиева, присутствовавшая при взломе дверей библиотеки и дома судебными приставами.

Свободная пресса

You may also like...