Прилетит наркодилер в голубом вертолёте

В первый момент солдатам панамского погранотряда, патрулирующего относительно небольшой участок границы с Колумбией, показалось, что они сошли с ума. Коллективно. По нейтральной полосе с территории соседнего государства двигалась колонна из девяти игрушечных грузовичков, доверху набитых пакетиками с героином… Латиноамериканские контрабандисты демонстрируют чудеса изобретательности. 

Каждая машинка была снабжена, если так можно выразиться, усиленной подвеской и форсированным моторчиком, что позволяло ей благополучно миновать естественные преграды и не увязать в дорожной пыли. Транспортные средства управлялись при помощи дистанционного пульта, однако никого, кто мог бы корректировать движение «автоколонны», поблизости не оказалось.

Пограничникам ничего не оставалось делать, как просто проследить за нарушителями и устроить ловушку для получателя наркотиков. Впрочем, эта затея ни к чему не привела — машинки прекратили своё движение примерно через 300 метров, оказавшись в кустах папоротника, но ни владелец игрушек, ни тот, кому предназначался груз, так и не появились. Согласно полицейскому отчёту, стоимость контрабандного товара исчисляется десятками тысяч долларов США, но это не самое главное.

«Наших инженеров удивила сама конструкция грузовичков, — говорит представитель панамского департамента по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Фернандо Охойя. — Представьте себе дешёвую детскую игрушку, напичканную электроникой по последнему слову техники. Некий умелец оснастил машинки высококачественными видеокамерами и сенсорами, позволяющими прослеживать их путь на уровне спутниковой связи. Например, оператор, сидя за домашним компьютером, прекрасно видит всё, что происходит вокруг движущегося объекта и может управлять пресловутыми машинками.

Правда, пока неизвестно, зачем контрабандистам понадобилось так рисковать — нынешняя изъятая партия наркотиков явно не в стиле известных правосудию преступных группировок, пытающихся переправлять в другие страны свой товар на миллионные суммы».

В аэропорту города Манила в июле 2004 года таможенники нашли у туриста-японца в чемоданах три тысячи кокосов. Понятно, что съесть их все он не собирался. Кокосы начали вскрывать, и в каждом из них находили по одному жуку-носорогу. Дело в том, что бои этих насекомых — популярное и весьма денежное занятие в Японии. Стоимость отдельных бойцов может достигать 10 тысяч долларов. Насекомыми заинтересовались и таможенники в Голландии: здесь тела мёртвых жуков использовались местными «туристами» в качестве шкатулок для хранения и транспортировки наркотиков. Сотрудники таможни тогда рассказывали, что с таким способом транспортировки запрещённых наркотических средств столкнулись впервые.

Туризм или контрабанда?

Ответ на этот вопрос уже через несколько дней дало ФБР США. Согласно основной версии, таким образом контрабандисты пытались найти принципиально новые тропы доставки наркотиков через границу, а «видящие машинки» на всякий случай загрузили партией «пробника». «Можно смело сказать, что этот эксперимент удался частично», — иронизирует офицер Охойя.

Впрочем, это, скорее, только горькая ирония, отмечают в Вашингтоне. В распоряжении крупных латиноамериканских наркобаронов сейчас не только баснословные суммы, но и знания инженеров, учёных и программистов. «Ноу-хау последних причиняют серьёзные неприятности как местным полицейским и военным, так и американским спецслужбам, проводящим в регионе совместные операции по обезвреживанию лидеров преступных группировок, — говорится в отчёте вашингтонской общественной организации Human monitoring. — Порой трудно предугадать действия дилеров и контрабандистов, практически ежедневно идущих на всё новые хитрости, дабы противостоять официальным властям».

Как бы там ни было, а в работе подпольных изобретателей нередко случаются и поистине курьёзные промахи.

Колумбийская пресса в своё время вовсю посмеялась над историей незадачливого медельинского наркокурьера, который, соорудив некое подобие вертолёта из пропеллеров для параплана и каркаса от старенькой «Сессны», вознамерился перелететь в соседнюю Венесуэлу с несколькими чемоданами кокаина. Но то ли выбранный им маршрут оказался неправильным, то ли в чертежах летательного аппарата затаилась роковая ошибка, путешествие не удалось.

Примитивное подобие вертолёта не выдержало схватки с ветром и упало на деревья в труднодоступной сельве. Бедняга-пилот, получивший тяжёлые ранения, возможно, погиб бы в непроходимых лесах Колумбии, если бы его винтокрылую машину ярко-голубого цвета не заметили с военного вертолёта. В настоящее время спасённый курьер отбывает длительный срок тюремного заключения.

Но, похоже, на наибольшую оригинальность претендуют контрабандисты из Гондураса. Для переброски крупных партий наркотиков они активно используют самодельные подводные лодки. Небольшая субмарина, рассчитанная всего на одного человека, способна погружаться на глубину до 5—10 метров. Как правило, этого достаточно, чтобы миновать катера береговой охраны и всплыть в территориальных водах Белиза. «Далее схема предельно проста, ― пишет испанский журналист и исследователь Густаво Сампер. — Кокаин или героин перегружается на обычные рыбацкие лодки и окольными путями доставляется в Мексику». (Подробней о кокаиновых пододках читайте в материале "Криминальные технологии: «капитан Немо» и кокаиновые подлодки")

Ситуация изменилась в последние десятилетия, когда в мире начался кокаиновый бум. Известно, что добрая часть этого зелья выращивается в соседних Колумбии, Боливии и Перу. Для дальнейшей отправки в Европу наркотики отправляются на Атлантическое побережье Бразилии. Согласно данным ООН, ежегодно в страну ввозятся десятки тонн чистейшего кокаина. Значительная часть его идёт дальше — в Африку, а оттуда в Европу. Но много наркотиков остаётся и в Бразилии. Уровень спроса на них хотя и несравним с американским, но всё же достаточно высок.

Когда полиция страшнее мафии

Но вот ведь в чём загвоздка — даже хороший инженер в подпольных условиях изготовить качественную подлодку попросту не в состоянии. Нередко наркокурьеры, доверившиеся случаю, либо тонули, не справившись с навигационным оборудованием, либо умирали от недостатка воздуха. Не так давно одному из подводников относительно повезло: он смог благополучно всплыть после успешной операции по доставке кокаина в Сальвадор, но крепко застрял в металлических конструкциях судна. Тучный мужчина уже начал задыхаться, но в районе инцидента оказался гондурасский береговой патруль. Незадачливого курьера пришлось в срочном порядке госпитализировать.

«В так называемых полицейских музеях целого ряда стран Латинской Америки находится множество экспонатов, в своё время использовавшихся для транспортировки контрабанды, — отмечает Густаво Сампер. — Помимо, казалось бы, уже ставших банальными двудонных консервных банок из-под ананасов и автопокрышек-контейнеров, здесь можно отыскать, например, фотокамеры с порошковыми линзами, распиленные пополам атлетические гири и даже нумизматические наборы, где в каждой монете содержалась доза наркотика».

Если к этому добавить снимки почтовых голубей-курьеров и тонного улова «экспортной» рыбы с зашитыми в брюхо пакетиками с кокаином, у обывателя наверняка сложится вполне логичное мнение, что творческий потенциал наркокартелей Ибероамерики ещё далеко не исчерпан. А значит экзотической работы местным правоохранителям хватит надолго.

Димитрий Бабич, Частный корреспондент

You may also like...