В Беларуси за взятку врачей наказывают строже, чем за убийство
В Беларуси то и дело сажают врачей или людей, работающих в сфере медицины. Причина — коррупция. Насколько адекватно наказание преступлению и что является причиной взяток в сфере здравоохранения?
Последнее по времени коррупционное дело в медицинских кругах касалось не врача. За получение взяток на четыре года колонии усиленного режима с конфискацией имущества и лишением воинского звания подполковника осужден бывший замначальника по материально-техническому обеспечению 592-го военно-медицинского центра (Борисов) Юрий Ясинский.
Ранее в Пинске за получение незаконного вознаграждения осужден бывший помощник врача-гигиениста. В течение трех лет он систематически получал от индивидуальных предпринимателей денежные средства, спиртные напитки и другие материальные ценности за оформление документов по государственной санитарной гигиенической экспертизе товаров под предлогом ускорения этого процесса. Ему назначено наказание в виде трех лет ограничения свободы без направления в исправительное учреждение с лишением права занимать должности в государственных органах и организациях сроком на 2,5 года.
В Гомеле дело по ст. 433 Уголовного кодекса (принятие незаконного вознаграждения) возбудили против зубного техника и медсестры одной из детских поликлиник, которые обвиняются в получении незаконного вознаграждения от родителей, чьим детям изготавливали зубные протезы. Родителям предлагали уплатить определенную сумму — от 75 до 100 тысяч рублей за ускорение процесса изготовления протеза. Медсестра обвиняется в том, что выступала посредником в переговорах, а однажды сама принимала деньги от родителей.
Врач-педиатр детской консультации Старобинской поликлиники Солигорской ЦРБ признан виновным в систематическом получении взяток в виде денежного вознаграждения, спиртных напитков и продуктов питания за выдачу фиктивных больничных листов по уходу за больными детьми лицам, которые в этом не нуждались и не имели на это права. Всего в деле фигурирует 10 эпизодов в период 2007-2009 годов. Суммы взяток составляли от 50 до 200 тысяч рублей.
Врачу предъявлено обвинение по ч. 1 и ч. 2 ст. 430 (получение взятки) и ст. 427 (служебный подлог) УК. Врач осужден на четыре года лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима. Он также лишен права заниматься врачебной деятельностью сроком на четыре года.
Если судить по данным Генеральной прокуратуры, медицина в сравнении с другими сферами самая некоррумпированная. Всего в 2009 году зарегистрировано 3366 (2735 в 2008 году) коррупционных преступлений. Наибольшее их число по-прежнему выявлено в сфере торговли — 482 (472) или 14,3%; промышленности — 427 (412) или 12,7%; сельском хозяйстве — 338 (362) или 10,0%; системе государственного управления — 421 (391) или 12,5%, строительстве — 279 (217) или 8,3%; образовании — 200 (109) или 5,9%; здравоохранении и предоставлении социальных услуг — 166 (178) или 4,9%.
В 2009 году выявлено 5 (в 2008 году — 6) коррупционных преступлений, совершенных работниками Министерства здравоохранения (по два служебных подлога и злоупотребления властью или служебными полномочиями и одно хищение путем злоупотребления служебными полномочиями). Прокуратура отмечает: непосредственно в сфере здравоохранения выявляется достаточно большое количество преступлений: в 2009 году — 166, в 2008 году — 178.
«Особенно частыми являются случаи выявления коррупционных преступлений, связанных с предоставлением работниками здравоохранения подложных по своей сути справок, либо получение незаконного вознаграждения за оказание услуг, входящих в их прямые служебные обязанности», — отмечает прокуратура.
И все же, в фиктивных ли больничных главная проблема? Сфера медицины — особая в том смысле, что с одной стороны врача хочется отблагодарить всем, а с другой — иногда приходится это делать для того, чтобы врач выполнил свои профессиональные обязанности. Осмелимся с сожалением заметить, что большинство «благодарностей» в медицине, если речь не идет о букетах и конфетах, вынужденные. Врачей благодарят, а на самом деле платят, чтобы подвинули в очереди на операцию, положили в больницу, несмотря на нехватку мест, поставили капельницу с лучшим лекарством. Такие нарушения в поле деятельности правоохранителей, как правило, не попадают.
Никоим образом не оправдывая коррупцию, поборы и взяточничество, отметим, что порой приговоры в отношении врачей приводят в состояние шока. Когда заведующий отделением белорусского РНПЦ «Кардиология» Александр Шкет был обвинен в мошенничестве и злоупотреблении служебным положением, государственный обвинитель потребовал для него семь лет колонии усиленного режима. Однако Александра Шкета приговорили к трем годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение. Сам врач квалифицировал обвинение как оговор и говорил, что в «Кардиологии» не хватало расходных материалов, в результате чего их приходилось добывать всеми возможными способами, за что он и поплатился.
Если обратиться к срокам, которые получили врачи, о которых шла речь выше, они варьируются от двух до четырех лет. В прошлом году за выдачу фиктивных больничных листов в Минске врач городской поликлиники была приговорена к шести годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Сумма полученной взятки составила 45 долларов. Позже наказание было изменено — ее приговорили к пяти годам ограничения свободы.
Нельзя сказать, что строго наказывают именно медиков, скорее, у нас строго карают за взятки. При этом трудно не задаться вопросом — что является более общественно опасным в случае с врачами — взятка в 45 долларов или безответственность и халатность.
Между тем прокуратура сообщает, например, о таком факте. Врач-хирург Октябрьской центральной районной больницы оставил марлевую операционную салфетку в брюшной полости 78-летней женщины, что в итоге привело к ее смерти. Судом Октябрьского района Гомельской области обвиняемый признан виновным в инкриминируемых ему действиях и осужден к двум годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение.
К слову, в нашей стране и к убийцам при определенном стечении обстоятельств относятся терпимо. Так, пуховические убийцы, за которых публично заступился президент, получили от трех до пяти лет лишения свободы.
Можно, кстати, вспомнить, что пинского педофила, выдававшего себя за врача, жертвами которого стали две девочки 10 и 13 лет. Его осудили только на 2,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Скоро, надо понимать, он выйдет на свободу.
В этой связи обратимся к словам генерального прокурора Григория Василевича: «К примеру, за получение взятки осуждены 2 человека. Один — врач — получил от благодарного пациента 50 долларов. Другой — высокопоставленный управленец, чиновник с большими возможностями — за «решение вопроса» взял десятки тысяч долларов «благодарности».
Врачу можно было бы назначить наказание в виде исправительных работ в тех же Хойниках, Наровле, Костюковичах, где не хватает медиков. Он бы не потерял квалификацию и ответил бы по закону за коррупцию. А сегодня такие осужденные одинаково получают по 6 лет лишения свободы с отбыванием срока в тюрьме! Я убежден, что мера ответственности должна быть дифференцированной».
Начальник управления здравоохранения Витебского облисполкома Юрий Деркач говорит, что искоренить коррупцию в системе здравоохранения помогут доступность и качество медицинской помощи. «Только через увеличение доступности и повышение качества оказания медицинской помощи можно добиться доверия населения и сократить коррупционные проявления со стороны общественности в этой сфере», — цитирует его БЕЛТА.
И все-таки проблема взяток в медицине шире, чем вопрос соотнесения преступления и наказания. Если бы в Беларуси врачи получали нормальные зарплаты, они бы не помыслили о взятках. Если бы пациенты были уверены, что в их отношении выполняются все протоколы лечения, им не пришлось бы строчить жалобы или давать взятки.
Пока же — врачи боятся, но берут, пациенты чувствуют себя незащищенными и обманутыми, но несут, а государство сурово наказывает.
Елена Спасюк, БелаПАН
Tweet