Угнать и разобрать: самые угоняемые автомобили в России

Завышенные цены на оригинальные автодетали помогли угонщикам сохранить бизнес в кризисные времена. Рынок краденых машин, как и авторынок в целом, отреагировал на финансовый кризис снижением.

По данным статистики МВД (есть в распоряжении Slon.ru), угонять машины стали реже. Впрочем, «черный рынок» снизился лишь на 9%, тогда как спрос на новые машины упал вдвое. Поддержать угонщиков помог переход многих автовладельцев в сервисы гаражного типа. 

В некоторых случаях всплеск краж определенных моделей провоцировали сами автоконцерны. В лидеры по угоняемости выбились машины, на детали для которых производители установили высокие цены. В первую очередь, под удар попали японские машины. Цены на них поднимали меньше, но в качестве компенсации дорого продавали комплектующие. Кроме того, в связи с введением заградительных пошлин, угонщикам поступало больше заказов на экзотические праворульные модели, ввоз которых в страну был практически остановлен. 

С ОПОЗДАНИЕМ НА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ 

Всего за прошлый год сотрудники милиции зафиксировали около 33 128 краж автомобилей. Милиция браво рапортует о снижении преступной активности: в 2008 году было 36 388 угонов. Но не она в этом снижении «повинна», а кризис. Многие в прошлом году просто решили не менять машины, неважно, легальным путем или нет. 

Крадут автомобили в большинстве случаев под заказ. Если сопоставить рэнкинг самых угоняемых машин со статистикой продаж новых авто, окажется, что лидеры по угонам – это модели, которые лучше всего продавались в салонах несколько лет назад. Самой угоняемой иномаркой стал Lancer – один из лидеров продаж трех–четырехлетней давности. В верхних строчках рейтинга также предпоследняя Mazda 3 и Toyota Corolla – бестселлеры позапрошлого года. Отечественная Priora, самый популярный автомобиль 2009 года (данные AEB), совершила за год самый большой скачок: c 21 строчки переместилась сразу на седьмую. 

ВОДИТЕЛИ ВИНОВАТЫ САМИ 

Toyota – популярная в России марка, неудивительно, что и угонщикам она нравится, не без гордости отмечают в российском представительстве этой компании. Но в милиции считают, что проблема – в низкой защищенности машин. «Вскрыть Toyota Camry, как правило, не составляет большего труда. Производитель не заботится об антиугонной безопасности. Об этом говорит то, что у Toyota значительно меньше скрытых маркировок», – объясняет начальник 3 отдела (угоны) оперативно-розыскного бюро №9 Департамента уголовного розыска МВД России Ильмир Мухамадияров . 

Представитель компании Toyota Татьяна Русакова  замечает, что в компании о проблеме знают и в рамках кампании по борьбе с угонами даже изменили процедуру получения дубликатов ключей к автомобилю. По мнению Русаковой, проблема в том, что российские воры более тщательно готовятся, чем их западные коллеги. Они довольно быстро разбираются со штатными сигнализациями, и от этого довольно продвинутая, на самом деле, техника становится неэффективной. А навязывать клиентам дорогие противоугонные системы производитель считает неправильным. В условиях кризиса оно и понятно. Как отмечают дилеры , покупатели стали брать машины практически «пустыми», без систем противоугонной защиты, а потому они косвенно сами виноваты в высокой угоняемости автомобилей. 

УТИЛИЗАЦИЯ ПОМОГЛА АВАНСОМ 

Соображения милиционеров и автопроизводителей справедливы, но лишь отчасти. Главная причина сравнительной кризисоустойчивости «черного рынка» – в другом. Дилеры признают, что чинить машины сейчас стали чаще. Фактор доступности автокомпонентов в кризис стал решающим для многих автомобилистов. Именно поэтому каждый третий краденый автомобиль – Lada. «Жигули» ломаются регулярно, а починить их можно даже самому, были бы недорогие запчасти. 

Действие возымела и утилизационная программа. Именно владельцам пожилых «ВАЗов» она дает наиболее ощутимую выгоду. Программа была анонсирована еще в прошлом году. В результате, многие пытались всеми средствами удержать машины на ходу, чтобы отдать их государству за 50 000 руб. По данным Минпромторга, больше половины сданных в утиль машин – старенькие «ВАЗы». Именно из-за утилизации угонщики в прошлом году получили больше заказов на «классику». 

Способствует спросу бэушных деталей на «ВАЗы» и лояльность дилеров. В официальный сервис-центр иностранной марки свою деталь в большинстве случаев принести нельзя, а в «вазовских» сервисах клиенту идут навстречу. В нескольких дилерских центрах, куда обратился сотрудник Slon.ru, менеджеры рассказали, что клиенты приносят с собой детали для ремонта, так как политика центров это допускает. 

ЯПОНЦЫ УПУСТИЛИ ДЕТАЛЬ 

В статистике угонов, разбитой по маркам, следом за «ВАЗом» идут пять подряд японских компаний: Toyota, Honda, Mitsubishi, Mazda, Nissan. Это достаточно дорогие марки, которые в кризис «просели» больше других на рынке. Высокий курс иены заставлял производителей изворачиваться: поднимать цены, которые и так оказались выше рынка, значило бы отпугнуть даже самых преданных клиентов. Выход был найден: повышали цены на детали. 

Чтобы не покупать у дилеров дорогие комплектующие или достать дефицитную запчасть, люди переходили чинить машины к «неофициалам», в несертифицированные сервисы, куда можно приехать со своими деталями. В некоторых случаях проблема усугублялась еще и тем, что сервисных центров на все машины не хватает. В случае с Toyota на 2,4 млн машин (по данным на 2008 год) в автопарке открыто лишь 70 дилерских центров. То есть каждый салон должен обслужить около 40 000 машин за год, или почти 100 машин за день, и это в том случае, если владелец одной Toyota приедет в сервис всего один раз за год. 

В независимых сервисах говорят, что клиентов сейчас заметно больше, чем раньше. Правда, в основном это те, у кого автомобили уже не на гарантии. Проблема в том, что производитель не обеспечивает независимые автосервисы документацией для правильного ремонта своих машин и фирменными деталями. Специалистам независимых сервисов приходится искать их самостоятельно, говорит исполнительный директор «Национальной ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта» (НАПТО) Борис Ласкин. 

В японских компаниях не верят в необходимость что-то менять в этой ситуации. Ведь у той же Toyota из 2,8 машин лишь около 600 000 – автомобили, проданные с 2002 года через официальное представительство. Остальные ввезены самостоятельно. Многие из этих автомобилей сделаны для японского и американского рынков. Дилеры не отвечают за их ремонт, а потому и достать деталь на такую машину может быть достаточно трудно. А значит, у угонщиков экзотические японские модели останутся в цене. 

 

Топ-45 наиболее угоняемых моделей

   2009 2008
ВАЗ-2114 1 621 1 506
ВАЗ-2106 1 249 1 429
ВАЗ-2112 1 128 1 435
Mitsubishi Lancer 1 125 696
Toyota Corolla 1 055 895
ВАЗ-2110 951 1 213
Lada Priora 879 303
ВАЗ-2115 799 855
Mazda 3 757 610
ВАЗ-2107 731 760
Toyota Camry 602 550
Toyota Land Cruiser 596 618
ВАЗ-2109 587 570
ВАЗ-2101 573 705
Honda Civic 528 357
ВАЗ-2105 494 459
Honda CRV 461 411
ВАЗ-21099 423 452
Volkswagen Passat 351 611
Mazda 6 337 483
Ford Focus 330 248
ВАЗ-2104 285 346
ВАЗ-2108 274 292
ВАЗ 4×4 (Niva) 274 248
Mitsubishi Outlander 263 253
ВАЗ-2111 226 236
BMW 5 серия 208 201
Toyota RAV4 208 176
ВАЗ-2113 185 176
BMW X5 179 184
Suzuкi Grаnd Vitаrа 175 273
Ноndа Accord 168 139
Toyota Avensis 150 179
Mitsubishi Pajero 147 189
Ноndа Fit 144 119
Сhеvrоlеt Niva 144 233
Volkswagen Golf 139 191
Ока 139 189
Hyundаi Getz 132 58
Dаеwоо Nехiа 130 143
Audi A6 129 211
BMW 3 серия 116 140
ВАЗ-2103 115 143
Volkswagen Transporter 93 146
Lexus GS300 91 161
ИТОГО 17 821 19 792
ВСЕГО УГНАНО 33 128 36 388

ИСТОЧНИК: МВД 

Самые востребованные модели на российском вторичном рынке

 

(регистрации легковых автомобилей в РФ по итогам 2009 года)

Марка Модель Всего, шт. Всего подержанных, шт. Доля подержанных от общего кол-ва рег. по модели
Lada Classic 675 311 597 323 88,45
Lada Samara 593 569 500 784 84,37
Lada 110 280 964 273 647 97,40
ГАЗ 20, 21, 24, 3102, 3110, 3111 127 574 123 316 96,66
Lada Niva 116 121 91 565 78,85
Toyota Corolla 85 943 67 162 78,15
Volkswagen Passat 53 715 42 388 78,91
Ford Focus 94 818 41 405 43,67
УАЗ 469, 3151, 3160, 3162, 3163 42 574 35 221 82,73
Daewoo Nexia 50 053 32 006 63,94
Mitsubishi Lancer 49 969 27 072 54,18
Toyota Camry 44 379 26 939 60,70
Toyota Land Cruiser 41 943 26 265 62,62
Chevrolet Niva 51 016 26 241 51,44
Mercedes E-Class 24 497 23 312 95,16
Hyundai Accent 36 217 21 924 60,54
Volkswagen Golf 27 507 21 900 79,62
BMW 5 series 22 952 20 228 88,13
Nissan Almera 29 696 18 843 63,45
Lada Kalina 77 094 18 744 24,31
Opel Vectra 20 089 18 544 92,31
Toyota Carina 17 599 17 599 100,00
Honda CR-V 26 664 17 389 65,22
Audi 80 17 354 17 354 100,00
Toyota Corona 17 032 17 031 99,99
Nissan Primera 16 586 16 584 99,99
Toyota RAV4 25 446 15 979 62,80
Toyota Mark 15 419 15 418 99,99
Opel Astra 35 079 15 396 43,89
Daewoo Matiz 30 152 14 076 46,68
Honda Civic 24 826 14 062 56,64
Renault Logan 67 004 13 600 20,30
ИТОГО   
4 679 169 3 335 106 71,28

источник: автостат 

 

 

Елена ХодяковаРоман ОшаровСлужба информации Slon.ru

От УК: Что угоняют в Украине

По уже сложившейся традиции, с далеких 90-х прошлого столетия, самыми востребованным у украинских угонщиков остаются ВАЗы. В минувшем году в Украине было угнано 1605 "Жигулей". На втором месте — Daewoo (1304 авто). Далее с большим отрывом следуют Skoda (193), Toyota (181), Mercedes (173), Lexus (157), Volkswagen (148), Chevrolet (144), Mitsubishi (134) и "Волга" – 128 автомобилей. Надо отметить, что существенно "сдали позиции" Volkswagen, Skoda, Chevrolet и Mitsubishi. В 2008-м году, судя по статистике угонов, их "заказывали" значительно чаще, чем в кризисном 2009-м.

Зато Toyota, Lexus и Mercedes лишь закрепили за собой репутацию самых угоняемых авто. К удивлению, мизерными по сравнению с прошлыми годами оказались угоны BMW и Porsche. Если в период с 2006 по 2008 годов такие модели как Porsche Cayenne и BMW X5 даже страховые компании вносили в черный список самых угоняемых, то в 2009 эта тенденция поменялась в пользу законных владельцев данных моделей. В Киеве было X5-х было угнано всего 4 (по Украине — около 25-ти), а без любимого Porsche Cayenne остался лишь 1 киевлянин и 6 хозяинов по всей Украине. 

А вот обладателям Toyota Land Cruiser (независимо от версий и года выпуска) надо по-прежнему быть начеку. Только в Киеве в прошлом году угнали 19 Land Cruiser 100/200 и 4 Land Cruiser Prado. Не желательно оставлять без присмотра и Лексусы, особенно внедорожные модели. Опять же только в столице в 2009-м "увели из под носа" владельцев 23 автомобиля серии RX, 10 GX и 17 LX570/LX470. 

Что касается процента раскрываемости автоугонов, в 2009-м году этот показатель снизился. В минувшем году была раскрыта каждая третья автокража (1399, процент раскрываемости — 36%), в то время как в 2008-ом — 2230 угонов (44,5%). О чем это говорит? В правоохранительных органах считают, что о росте профессионализма угонщиков.

Читайте также: