Стадо баранов: на киргизско-узбекской границе едва не началась война с участием России
В конце мая в Киргизии могло начаться вооружённое противостояние между Россией и Узбекистаном. До массового привлечения воинских частей дело, к счастью, не дошло, но пострелять друг в друга военные успели. Сейчас конфликт исчерпан: скорее всего командование и в Москве, и в Ташкенте сделало выводы и не допустит подобных столкновений в дальнейшем, но по престижу ОДКБ, куда входят Россия, Узбекистан и Киргизия, нанесён серьёзный удар.
Налицо полное отсутствие согласованности действий военных, обеспечивающих коллективную безопасность, а это значит, что вся система ОДКБ однажды может дать серьёзный сбой. Корреспондент «Нашей Версии» разбирался в причинах и следствиях возникшей небезопасной ситуации.
Во всём виноваты бараны, в прямом смысле слова. 26 мая жители киргизского села Согмент, расположенного в узбекском анклаве Сох, не пустили на выпас скот, который регулярно гоняли туда узбекские пастухи из села Хушяр. Узбеки якобы вовремя не заплатили за пастбище. 29 мая жители села Хушяр в отместку перекрыли автодорогу, ведущую в другое киргизское село – Чарбак и разрушили канал, снабжающий тамошних жителей питьевой водой.
Киргизы, само собой, в долгу не остались: возмущённые жители Баткенской области перекрыли дорогу в узбекский город Риштан. Анклав Сох – непростое место: расположен он на киргизской территории, но власть там узбекская. Тонкое дело Восток. Местные правоохранители, опасаясь погромов – а такое уже бывало, – попросили Ташкент прислать подмогу. И помощь не заставила себя ждать: охранять пастухов в Согмент командировали 35 единиц бронетехники из 45 размещённых в анклаве машин – всё, что удалось завести.
Танки и бронемашины стянули в анклав ещё 10 лет назад, во время так называемого баткенского бунта. А из Ташкента, на всякий случай, помогать пастухам выдвинулись армейские спецназовцы из 17-й десантно-штурмовой бригады. Они немедленно взяли под контроль все дороги, соединяющие киргизские и узбекские города. Понятно, что бронетехника у узбеков была большей частью негодная, но относительно узбекского спецназа заблуждаться не стоит: это действительно вполне боеспособные соединения, вышколенные специалистами из США, Великобритании и Турции.
За две недели до описываемых событий на юге Киргизии, в Джалал-Абаде, произошли вооружённые столкновения сторонников свергнутого президента Бакиева с новыми властями, назначенными временным правительством страны. Неизвестно, чем бы закончилось противостояние, когда бы на помощь «временным» не пришли представители узбекской диаспоры, весьма многочисленной и могущественной на юге.
В результате дома Бакиева и его родственников в селе Тейит были сожжены, и в стычке погибли, по разным данным, от 2 до 25 человек – сколько точно, сказать невозможно. В общем, новое руководство Киргизии было благодарно узбекам, и представители местных партий «Ата-Мекен» и «Родина», большинство членов которых составляют этнические узбеки, получили возможность в полной мере поучаствовать в дележе власти на юге страны. Кстати, лидер партии «Родина» Кадыржан Батыров по-своему оценил число жертв – 50 погибших и 1 тыс. раненых.
Рисковать отношениями с такими могущественными людьми, как Батыров, временное правительство Розы Отунбаевой не собиралось. В случае возникновения двусмысленной ситуации узбеки, однажды поддержавшие новую власть, вполне могли её возненавидеть. Но нужно было что-то предпринимать, причём оперативно, ведь перекрыты все транспортные артерии, а этнические киргизы в соседнем Сохе взяты на мушку узбекскими спецназовцами.
Выход из ситуации найти было непросто, но он нашёлся. Как известно, на российской авиабазе Кант в Чуйской долине проходят службу 250 наших офицеров и 150 солдат срочной службы. Недавно к ним присоединились ещё и 150 десантников, отправленных для защиты семей военнослужащих. Разумеется, защита интересов киргизских пастухов в их противостоянии с узбекскими коллегами в компетенцию личного состава российской авиабазы не входит. Но если дело представить не как пастушью разборку, а как серьёзный приграничный конфликт, чреватый массовой бойней на киргизско-узбекской границе, то можно рискнуть и попросить о помощи.
Доподлинно неизвестно, кто из представителей временного правительства излагал российским военным суть возникшей проблемы (по слухам, это был Азимбек Бекназаров, отвечающий за поиск Бакиева и его денег). Так или иначе, но на киргизско-узбекской границе появились наши военнослужащие. Командование российского контингента умалчивает, правда ли то, что в ночь с 30 на 31 мая у узбеков сдали нервы и они открыли стрельбу первыми. Удалось избежать жертв или нет, также неясно: наши вроде бы все целы, но что касается узбекского спецназа, тут информация самая противоречивая, и в прессе циркулируют слухи о пяти погибших.
Как бы там ни было, но переговорщикам пришлось активизироваться, чтобы военные не наделали беды. В результате узбеки начали вывод войск, спецназ вернули в Ташкент. Вроде бы конфликт исчерпан.
Но остаются вопросы, прежде всего к командованию ОДКБ. Как получилось, что в рамках этой структуры, целью которой является коллективная безопасность, отсутствует элементарная согласованность действий? И речь не идёт об экстраординарных, неожиданных ситуациях, ведь на границе Узбекистана и Киргизии подобные конфликты отнюдь не редкость. Ведь очередная пастушья разборка вполне может стать поводом к региональной войне.
Руслан Горевой, Наша версия
Tweet