В МВД обещают переключиться с борьбы со статистикой на борьбу с угонами

 В Департаменте уголовного розыска МВД Украины заявляют: за последние пять лет из-за грубых нарушений учетно-регистрационной дисциплины в деятельности милиции произошли определенные просчеты в противодействии незаконному завладению автотранспортом. 

Уменьшение количества возбужденных уголовных дел с 8203 в 2005 г. до 5181 в 2009-м отмечается не только из-за фактического уменьшения автокраж, а и за счет манипуляций статистическими данными и не всегда обоснованного отказа в возбуждении таких дел.Сейчас в МВД обещают улучшить ситуацию во всех направлениях.

МВД проверит все отказы в возбуждении дел по угонам.

С 2005 по 2009 гг.почти 25,2 тысячам заявителей (каждое второе обращение), потерпевшим от угонщиков, отказали в помощи. Сейчас, к сожалению, подобная практика в известной степени продолжается. Из 2657 заявлений о похищении автотранспорта за первое полугодие 2010 г. в 1161 случае в возбуждении уголовного дела было отказано. В этом году Департамент уголовного розыска (ДУР) в Львовской, Киевской областях и в столице выявил 116 фактов укрытия преступлений от учета и необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел.

Практиковалось несколько «отказных» технологий. Например, Железнодорожный РОВД Львова отказал в возбуждении дела по факту завладения «Audi» гражданина С. Основанием послужило повторное заявление об ошибочном обращении в милицию. Однако, как выяснили специалисты ДУР, львовские коллеги «закрыли глаза» на то, что жертву преследовало «BMW», и похитители предлагали вернуть «Audi» за выкуп. Вскорости стало известно, что милиция даже осматривала найденное авто и изымала следы. И подобных фактов известно немало.

В феврале 2010 г. Галицкий РОВД Львова через три недели со дня регистрации заявления Д. о похищении «BMW Х6» отказывается возбуждать уголовное дело. На основании встречного заявления ДУР МВД выяснил, что этим авто с применением силы и под угрозой пистолета завладели двое неизвестных. Причиной написания встречного заявления стало требование сотрудников райотдела заплатить за розыск иномарки. Итог проверки:во Львовской области к ответственности привлекли 10 руководителей РОВД.

Сейчас во всех регионах изучают материалы по угонам, проверяя их на предмет принятия необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Чтобы стимулировать коллег к лучшей и адекватной ситуации работе, ДУР активно вмешивается в проблему выявления фактов похищения транспорта, в частности, встречаясь с потерпевшими, чтобы оценить и изучить реагирование милиции в областях.

МВД нацелено кардинально сломать ситуацию оперативным путем.

Еще одна часть проблемы – низкая раскрываемость дел по угонам, которая заставляет некоторых правоохранителей манипулировать статистикой. А одна из основных причин низкой раскрываемости – неудовлетворительная организация первоочередных оперативно-розыскных и следственных действий. Это нарушения сроков принятия процессуальных решений, когда злоумышленников ищут далеко не по «горячим следам». Например, по факту похищения в феврале 2009г.«Toyota Land Cruiser», принадлежащей одному из киевских ООО, милиция возбудила дело только на десятый день. А свидетелей, установленных на месте события, опросили лишь через полгода. Преступника же объявили в розыск… через год после кражи.

Отметим, что эффективность операций «Перехват» – всего 16%. Тем не менее, от них не откажутся. Ведь «Перехват» -не противоугонная панацея, а лишь один из многих инструментов. Его целесообразно применять, когда, например, владелец своими глазами увидел, что у него только что украли машину. Так бывает на стоянках вблизи магазинов и заведений общепита, где даже среди бела дня можно встретить угонщиков экстра-класса. Конечно, помогают здесь добропорядочные свидетели, которые не разбегаются до приезда следственно-оперативной группы или ГАИ. Или безотказные технологии — записи видеокамер слежения, мобильных телефонов и пр.

Если говорить о положительных примерах своевременного введения «Перехвата», вспоминается недавний случай в Киеве. Покупатель в одном из столичных мегамаркетов катил по стоянке доверху заполненную тележку к своему внедорожнику Lexus. Вдруг на его глазах автомобиль сорвался с места и уехал. Владелец тут же позвонил на линию «102». Lexus вместе с вором нашли в течение пары часов — помог «Перехват».

МВД нацелено кардинально ломать ситуацию, в первую очередь, оперативным путем. Приоритет — изобличение организованных групп воров. В частности, будет усилено внимание к объектам дорожно-транспортной инфраструктуры (СТО, АТП, магазины запчастей, автосалоны).

Тонкость ситуации в том, что, как правило, организованные группы автоворов имеют связи в органах. И значительное количество «отказных материалов»появляется именно по причине существования коррупционной схемы с участием сотрудников милиции по безнаказанному возвращению похищенных авто за выкуп.

О существовании такой схемы на своем опыте узнал один из футболистов киевского «Динамо». У спортсмена воры украли его Lexus, а затем предлагали вернуть за 45 тысяч долларов. В этом случае Департаменту уголовного розыска удалось предупредить факт составления отказного материала в одном из киевских РУВД. В другой истории это же райуправление на десятый день приняло решение об отказе в возбуждении дела в связи с повторным заявлением владельца относительно ошибочности его сообщения об угоне автомобиля «Lехus». Однако ДУР установил: иномарку вернули за выкуп в 25 тысяч долларов. Из-за промедления милиции хозяин отказался предоставлять любые свидетельства, которые могли помочь изобличить воров.

Вообще, в последнее время ДУР выявил 5 милиционеров, причастных к разным схемам похищения ТС. Это правоохранители из Хмельницкой области, Киева и области, а также два сотрудника Центрального аппарата МВД (по ним дело уже в суде). Эти бывшие офицеры не только подделывали документы для легализации краденных автомобилей, но и принимали участие в организации системы выкупов дорогих иномарок, предварительно похищенных у богатых людей.

СПРАВКА

Почти каждое третье похищенное авто является престижной иномаркой, которых в этом году украли свыше 500. Более всего иномарок угнали в Киеве — 212, во Львовской области — 50, Одесской — 30. В Николаевской и Черкасской областях угнали всего по одной иномарке. Самые популярные у похитителей – ВАЗы. Сначала года их украли 220. Далее — Mitsubishi (58), Lexus (37), Skoda (36), Volkswagen (32), Chevrolet (29), Mercedes (27), Honda (23). Воруют престижные авто больше в пограничных областях, меньше — в центральных.

«Автошротам» будут уделять больше внимания.

Деятельность разных легальных и не совсем контор по разборке автотехники и дальнейшей продажи запчастей, называемых «автошротами», также один из способов спрятать следы и легализовать краденое. Особенно развита такая деятельность в пограничных регионах, а наиболее ярко — в Западной Украине, где милиция время от времени выявляет целые поля, заставленные неведомо откуда и как добытым товаром (обычно легковыми автомобилями, перегнанными нелегально или полулегально из-за границы).

Определенная часть «железных» коней в таких «полях» имеет криминальную родословную — следует лишь хорошо присмотреться, и может выясниться, что их украли где-то во Франкфурте или Кракове, а то и в Украине. Сыщики здесь проводят параллель с ломбардами:есть такие, который ни за что не примут, пусть и с очевидной выгодой, ювелирные изделия от подозрительных лиц, тем более, без документов,а есть ломбарды, активно занимающиеся бесстыдной скупкой похищенного. Такой же подход работники правоохранительных органов намерены применить и к «автошротам».

Несколько лет тому автор пребывал в творческой командировке на Львовщине, где он вместе с оперативниками побывал на одном из «шротов». Естественно, без предупреждения. Вскоре там уже была следственно-оперативная группа, и эксперт-криминалист, входивший в ее состав, сразу зафиксировал несколько авто с мастерски вваренными или перебитыми номерами агрегатов. Кстати, с тех пор не все изменилось настолько, чтобы львовская милиция напрочь забыла об этой проблеме. На днях сотрудники Госавтоинспекции региона в селе Красив Николаевского района на «автошроте» нашли 85 кузовов легковушек (более всего «BMW» (55единиц) и «Mercedes» (26)) с уничтоженными номерами. По крайней мере, две машины находились в розыске в России.

И, видимо,недаром со 2 по 11 августа на Львовщине проводили операцию «Автомобиль». Удивительно, но целенаправленное внимание к определенной проблеме, как показала эта операция, позволяет достичь совсем иных результатов в борьбе с угонами. Например, из зарегистрированного 21 заявления о факте кражи ТС 19 было раскрыто.Разоблачено 20 злоумышленников(каждый четвертый ранее судим),выявлено 56 автомобилей с измененными идентификационными номерами агрегатов. То есть за декаду этой операции на Львовщине раскрыли столько угонов, сколько было в милицейском активе по итогам трех последних месяцев!

Например, во Львове сыщики задержали «Toyota Land Cruiser Prado»с измененным номером кузова. За рулем иномарки находился трижды судимый 28-летний житель Луцка. Со временем, после сверки идентификационного номера, выяснилось, что внедорожник кто-то похитил в Моршине более месяца назад. Свидетельство о регистрации внедорожника оказалось поддельным — его изготовили под другую «Tоуоtа», зарегистрированную в 2006г.в Киеве. Ныне разыскивают помощников задержанного.

Скоро угоны могут стать преступлениями из сферы высоких технологий.

В Департаменте уголовного розыска говорят, что системы слежения GPS, установленные на авто, серьезно помогают розыску похищенного транспорта. Например, в Киеве было завладение престижной иномаркой с применением насилия. С помощью системы глобального позиционирования удалось найти и машину (за пределами Киева), и похитителей.

Вообще,система GPS-контроля ТС позволяет все знать о местонахождении авто. При наличии доступа к Интернету можно дистанционно, одним кликом «мыши», заблокировать двигатель и подачу топлива, а потом сразу обращаться в милицию. Система дает возможность полностью «расшифровать» в хронометраже маршрут движения похищенной машины, скорость передвижения, места остановки. Все эти данные легко передаются по телефону пользователем спутниковой сигнализации экипажу ГАИ, ведущему поиск злоумышленников и автомобиля.

«Конечно, лучше вложить деньги в спутниковую систему контроля, чем снова покупать авто, — отмечает начальник отдела раскрытия преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами ДУР МВД Андрей Канашук. — Ведь в сервисных центрах научились хорошо маскировать такие «маячки», хотя в последнее время самые «продвинутые» воры получили техническую возможность определять место, откуда исходят такие сигналы».

Кроме того, уже есть сведения, что на помощь угонщикам вместо самородков-мастеров по перебивке номеров агрегатов придут хакеры. Дело в том, что с распространением GPS-контроля за перемещением ТС фактически появилась возможность манипуляций данными о позиционировании тысяч авто. Хакер сможет не только самостоятельно заблокировать некоторые авто, а и разблокировать его, дав возможность угонщикам завершить задуманное. Такой компьютерщик получит доступ к навигатору, как только тот начнет скачивать обновления из Интернета. Итак, ныне под угрозой любое авто, оборудованное Wi-fi, GPS, или Bluetooth. Эксперты говорят: вскоре автоугон может стать исключительно преступлением из сферы высоких технологий.

Геннадий Карпюк,  МАИР

Читайте также: