Украина: штормовая осень

Еще весной экономисты разных стран заговорили о том, что осенью мир, и особенно Европу, может накрыть вторая волна кризиса. Поскольку наша экономика из разряда едва ли не самых слабых, эта новая волна может стать для Украины настоящим цунами. Тем более что у нас и внутренних проблем накапливается выше крыши.

В еврозоне ситуация продолжает оставаться более чем напряженной. Одна из главных виновниц – Греция – продолжает держать в напряжении полконтинента. Причиной, как известно, стали долги этого государства на сумму около €300 млрд. И несмотря на стартовавший план спасения греческой экономики, на который ЕС вместе с МВФ скинулись на €110 млрд., Афинам постоянно напоминают о необходимости сокращать расходы, что находит живой отклик в виде демонстраций и забастовок среди населения.

Подобные проблемы – с бюджетным дефицитом и внешними долгами – наблюдаются и в других европейских странах: Португалии, Италии, Ирландии и Испании. И если произойдет цепная реакция (чего и опасаются аналитики), Германии с Францией попросту не хватит ресурсов, чтобы вытянуть все проблемные государства из долговой ямы.

Европейский след

В течение последних 20 лет практически все ведущие державы мира накапливали государственные долги, причем невзирая на то, был ли это период рецессии или подъема, объясняет «Профилю» старший экономист центра «CASE Украина» Владимир Дубровский. Они имели дефицитные бюджеты, отчасти именно это стало причиной предыдущего кризиса.

Но в итоге огонь забрасывали дровами. Поэтому сейчас многие государства, прежде всего в еврозоне, в Южной Европе, имеют очень большие задолженности. И чем хуже ситуация с этими долгами, тем больше проценты и тем тяжелее странам обслуживать свои долги. Поэтому не исключено, что кризис этих суверенных долгов может привести осенью к новому спаду мировой экономики, полагает эксперт.

По данным агентства Fitch, вторая волна рецессии коснется сектора строительных материалов, сталелитейной, химической отраслей, технологического сектора, автомобильной промышленности и медийщиков, финансируемых за счет рекламы, в Европе, Африке и на Ближнем Востоке.

Для Украины проблемы Европы могут вылиться в падение спроса на продукцию отечественного экспорта. Потому что если государства начинают значительно меньше тратить (а они сейчас потуже затягивают пояса), это бьет по потреблению инвестиционных, импортных товаров. А это будет означать снижение производства в нашей стране металла и других экспортных товаров, что отразится и на бюджете, и на валютной выручке, и даже на уровне занятости.

«Если уменьшится экономический рост зоны евро, это, безусловно, повлияет на цены на металл. А это для нас чрезвычайно плохо. Это сразу может привести к цепной реакции по другим отраслям, и не только по металлу мы можем получить снижение спроса», – отмечал и вице-премьер Сергей Тигипко.

Кроме экспортных пакостей, мы имеем все шансы наступить на те же грабли, что и проблемные страны еврозоны. В пылу борьбы с первой кризисной волной у нас также были приняты стимулирующие и поддерживающие меры, и делалось это, конечно же, за счет бюджета. Его дефицит при этом угрожающе нарастал.

Велосипеда у нас выдумывать не стали и пошли проторенной дорогой – выпускали гособлигации. Сегодня подобных ценных бумаг выпущено так много, что их держатели уже засомневались, а оплатят ли государства-должники свои обязательства. К тому же, обращает внимание Владимир Дубровский, у нас даже в период бурного экономического роста бюджет сводился с дефицитом, госдолг оставался достаточно большим.

А государство вместо создания фондов на случай тяжелых времен все свободные средства направляло на повышение соцстандартов, которые потом нельзя откатить назад. При этом не были проведены структурные реформы, например пенсионная. Поэтому, когда произошел обвал на мировом рынке, наш ВВП тоже обвалился, а обязательства остались на том же уровне. И сейчас у нас дефицит бюджета просто зашкаливает.

В итоге, если на мировом рынке произойдет обвал, естественно, украинский внутренний долг просто сдетонирует. Потому что инвесторы, которые держат наши облигации, подвержены тем же тенденциям, что и в мире – в случае массового обвала этих суверенных долгов с нашими тоже придется очень плохо. И мы можем оказаться зажатыми меж двух огней: с одной стороны снижение экспорта, и с другой – резко ухудшатся возможности для заимствования государством, которому осенью еще предстоят значительные выплаты по своим прежним обязательствам.

Чтобы избежать дефолта, вероятность которого этой осенью чрезвычайно высока, директор Института трансформации общества Олег Соскин считает, что в первую очередь следует немедленно уменьшить дефицит госбюджета. «Для этого надо сократить количество государственных служащих, сократить их зарплаты и все траты. Недопустимо, чтобы структура того же Министерства юстиции в условиях кризиса тратила деньги на закупку дорогостоящих импортных автомобилей. Во-вторых, необходимо передать деньги и власть городам.

Это то, что сделали Польша, Словакия, Чехия, и они сумели избежать негативных последствий кризиса. И третье, что необходимо сделать, – снять ограничения для развития малого бизнеса и налоговое бремя и ограничить прибыли и доходы кланово-олигархических групп. Ведь миллиардеры у нас за 2009-й – кризисный – год удвоили свои активы. Для таких групп нужно законодательно ограничить норму прибыли – максимум 10–15%. Если мы сделаем хотя бы это, тогда сможем избежать дефолта», – уверен эксперт.

«Родные» кризис-факторы

«Любой кризис, срыв или рецессия при нынешней глобальной экономике имеют внешние и внутренние причины. Бывают только внутренние, но не бывает только внешних», – говорит Владимир Дубровский.

В Украине, как правило, внешние факторы накладываются на внутренние, а последних, кстати сказать, тоже имеется предостаточно. Это и повышение цен на газ, и ожидаемый осенью рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Плюс засуха и не слишком оптимистичные ожидания по поводу урожая. А это может означать лишь одно – рост цен, инфляцию. С точки зрения простого украинца, это будет достаточно мощным ударом по кошельку. Ведь рост цен в нынешних условиях может стать тотальным.

Некоторые оппозиционные политики, слегка сгущая краски, уже призывают население ориентироваться не на государство, а на собственные силы, свои огороды, чуть ли не запасаться продовольствием. Этой эскалации способствует и ситуация в России: сегодня у соседей стремительно дорожают многие продукты питания – молоко, гречневая крупа, хлеб, различные виды овощей.

Ситуацию усугубляет и фактически начавшаяся война между производителями и торговыми сетями – они потеряли ценовые ориентиры и теперь называют друг друга спекулянтами. В итоге страдают покупатели, которым остается лишь наблюдать за очередным всплеском цен. Российские эксперты уже прогнозируют, что инфляция в этом году в РФ составит не ожидаемые 6–7%, а все 10%. А все это чревато гулким эхом и в Украине. Соблазн продать соседям урожай подороже может вылиться в дефицит сельхозпродукции на отечественном рынке, что и у нас спровоцирует рост цен.

По мнению Владимира Дубровского, к внутренним факторам следует добавить и риски политического характера, например Налоговый кодекс. Еще не известно, как он будет выглядеть в конечном итоге, но попытки убить упрощенную систему налогообложения, поголовно ввести кассовые аппараты приведут к тому, что не только у крупных предприятий могут возникнуть проблемы из-за экспорта. Введение НК в предложенном виде приведет к массовому закрытию малых предприятий.

На фоне вероятного сокращения персонала в экспортоориентированных отраслях малый бизнес не сможет обеспечить всех рабочими местами – может резко вырасти безработица. Тогда без работы, скорее всего, окажутся несколько миллионов человек, которые даже в теневом секторе не смогут найти работу. Ведь деятельность контролирующих органов также непременно захотят усилить, дабы вывести «на свет» теневой сектор. Люди станут активнее обращаться за государственной помощью, а взять ее будет неоткуда, потому что у бюджета – проблемы с наполнением. И этот фактор сам по себе может спровоцировать экономический обвал.

Не так все плохо?

Нельзя сказать, что украинские власти полностью игнорируют имеющиеся угрозы. Так, по словам заместителя министра экономики Валерия Мунтияна, вторая волна кризиса Украину стороной не обойдет, поэтому в Минэкономики уже проведен ряд рабочих встреч по этим вопросам. «В том числе относительно подписания договора о зоне свободной торговли со странами СНГ, что может быть также одним из элементов предотвращения негативных последствий такой второй волны кризиса», – отметил замминистра.

Внутренних оснований для кризиса в Украине нет, заявил руководитель ИАЦ Forex Club Николай Ивченко. Основные сектора экономики Украины показывают рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за исключением строительства, пассажирского транспорта и сельского хозяйства.

Объемы импорта товаров и услуг в июле примерно равны объемам экспорта, приток иностранной валюты в страну в виде инвестиций и кредитов пусть меньший, чем несколько месяцев тому назад, но продолжается. Постепенно восстанавливается внутренний спрос, о чем свидетельствуют данные по восстановлению розничного товарооборота, сферы услуг и реальной заработной платы. Риски в основном внешние – это замедление темпов роста американской экономики и экономик других стран, что влияет на спрос на украинскую металлургию, химическую промышленность, машиностроение.

«Мы прогнозируем не кризис, а ожидаем замедления темпов роста мировой экономики, в частности американской, которое с временным лагом в полгода перекинется и на Украину. Это проявится в снижении темпов роста основных секторов украинской экономики в начале 2011 года, в снижении темпов роста доходов населения и в снижении темпов роста ВВП в 2011 году. То есть рост присутствовать будет, но более медленный, чем прогнозировалось раньше», – полагает г-н Ивченко. Все это лишь увеличит срок выхода Украины из текущего кризиса на 6–9 месяцев.

Впрочем, из группы риска украинскую экономику пока никто не исключал – у нас остаются огромный объем заимствований, и не только государственных, сильная зависимость от цен на продукцию экспортных отраслей на мировом рынке. И макроэкономические основы нашей экономики выглядят крайне нездоровыми. Поэтому, в отличие от «здоровых» Германии или Китая, Украина в случае глобального катаклизма вряд ли отделается легким испугом.

Автор: Юрий Сколоздра, ПРОФИЛЬ

You may also like...