Откаты в Украине: в банках, в магазинах, при трудоустройстве
Масштабы коррупции в госсекторе огромны, но это не повод не замечать ее проявления в частных компаниях и предприятиях. Интересно, что нам не удалось найти ни одного достойного исследования, посвященного мздоимству в бизнес-среде. Например, та же организация Transparency International исследует ситуацию с коррупцией только в госсекторе. Но это, вероятно, к лучшему. В противном случае Украина, наверное, была бы намного ниже 146 места.
Откаты в Украине берут везде: в банках за кредиты, в магазинах за полки и с кандидатов при трудоустройстве.
Победить коррупцию можно системой мотивации и жестким контролем.Увы, в Украине откатчики за свою, в общем-то, противозаконную и неэтичную деятельность практически не подвергаются преследованию. Виной тому — закон. Так, согласно Закону Украины «О борьбе с коррупцией», под коррупцией понимается «деятельность лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения благ, услуг, льгот и других преимуществ». Одним словом‚ коррупционером могут назвать только чиновника.
«Коррупция в бизнесе — это неправильная постановка вопроса, — убеждал нас, например, сотрудник Управления по борьбе с организованной преступностью МВД. — Если бизнесмен даст взятку бизнесмену, то уголовного дела не будет. Тут даже протокол не смогут составить». Не без сожаления согласился с коллегой и сотрудник Управления по борьбе с экономическими преступлениями Александр: «То, что вы называете бизнес-коррупцией, не представляет интереса для правоохранительных органов. Нас больше интересуют бюджетные деньги, а внутренние дела бизнес-структур якобы не наносят ущерб государству, поэтому мы туда не особо влезаем».
В то же время, Александр признался, что в практике УБЭП все же бывают случаи, когда бизнес-мздоимцы получают по заслугам, но для этого должна быть инициатива, например, со стороны предприятия, которое несет потери из-за откатов. «Если собственники или руководители предприятий выявляют такие моменты в работе сотрудников и обращаются к нам, то мы реагируем и помогаем», — говорит эксперт.
Но, по словам Александра, бывает такое нечасто, так как предприятия стараются не выносить сор из избы: с проштрафившимся сотрудником разбираются самостоятельно — делают предупреждение или увольняют. «Ведь, если они к нам обращаются, то мы начинаем следственные действия, смотрим финансовую документацию… Мало кому нравится, когда копаются в его грязном белье. Ведь вы ведь знаете, большая часть экономики — в тени», — объяснил Александр.
Нынче о коррупции и о необходимости борьбы с ней не слышал разве что глухой. Принимаются законы, делаются громкие обещания, а воз и ныне там. Точнее, воз скатился назад. По данным международной организации Transparency International, которая занимается глобальными исследованиями коррупции, ее уровень в Украине за год вырос: если в 2008 году Украина занимала 134-е место из 180 государств, то в 2009-м съехала на 146-е. Поэтому мы продолжаем публикацию материалов, посвященных коррупции во всех сферах нашей жизни.
На этот раз мы затронем проблему коррупции в бизнес-среде. Об откатах и мздоимстве в бизнесе не принято говорить вслух, более того, создается впечатление, что их не существует. «Коррупция не характерна для бизнес-сектора экономики. Совсем другое дело — в госсекторе или в связке «бизнес-структура—государство» — коррупция всегда присутствует там, где бизнес-проект финансируется из госбюджета», — сказал нам эксперт Совета предпринимателей при Кабмине Сергей Радзивил.
Да, масштабы коррупции в госсекторе огромны, но это не повод не замечать ее проявления в частных компаниях и предприятиях. Интересно, что нам не удалось найти ни одного достойного исследования, посвященного мздоимству в бизнес-среде. Например, та же организация Transparency International исследует ситуацию с коррупцией только в госсекторе. Но это, вероятно, к лучшему. В противном случае Украина, наверное, была бы намного ниже 146 места.
СПАСИБО В КАРМАН ПОЛОЖИШЬ
Самая распространенная схема коррупции в бизнесе — откат. Фактически — это взятка лицу, которое принимает решение о расходовании средств на предприятии (см. схему). Сумма взятки рассчитывается от суммы контракта. При этом продавец товаров или услуг нередко включает откат в их стоимость, чтобы не терять свою прибыль. То есть фактически взятку оплачивает предприятие, на котором работает мздоимец.
Эта схема стандартна (по такому же принципу работает коррупция в госорганах) и применяется во всех отраслях экономики. Хотя возможны и варианты. Бывает так, что откат приходится платить не продавцу, а покупателю. Это происходит, если речь идет о каком-то редком товаре или услуге (например, нужно продвинуть свою заявку на товар/услугу в длинной очереди) или в случае, если покупатель не может законными путями получить товар или услугу (например, банковский кредит — их сейчас почти не дают). Нередко на схему отката наслаиваются еще и схемы обналичивания денег и минимизации налоговых обязательств (например, по налогу на прибыль). Бывает и так, что вместо привычной доли от суммы контракта мздоимец получает какие-то нестандартные блага и льготы.
ОТКАТЫ ОТ СТРАХА
Те, кто брали кредиты на жилье или авто, знают, что банк не дает застраховаться в любой страховой компании (СК) по выбору клиента — только в «рекомендованной». Банкиры говорят, что ограничивают выбор клиента ему во благо — мол, выбираются самые надежные страховые компании, у которых нет проблем с выплатами по полисам. Но при этом заемщикам стоит знать, что банк обычно требует со страховой компании мзду за возможность продавать полисы заемщикам. Эту схему не первый год пытается сломать Антимонопольный комитет. Пока безуспешно.
Гендиректор Ассоциации страхователей Украины Леонид Хорин рассказал нам об еще одном виде «страшной» коррупции: «Нередко встречаются случаи, когда сотрудники СК, которые занимаются урегулированием страховых случаев (проверкой и подготовкой документов к выплате денег), предлагают клиентам за откат (5—10%, а иногда и выше) ускорить выплату денег. И надо сказать, что многие соглашаются, так как страховщики сегодня часто задерживают выплаты возмещения или просто отказывают в них под надуманным предлогом».
Также, по словам Леонида Хорина, откаты часто практикуются, когда предприятие оптом покупает полисы (от несчастного случая или по программам добровольного медицинского страхования) на всех сотрудников. Так СК говорит «спасибо» (в размере до 10% от общей стоимости полисов) кадровику за выбор именно его услуг.
Коррупционное начало имеется и в вопросе ликвидации страховых компаний. Как клиенты банка выстраиваются в очередь за вкладами при его ликвидации, также и клиенты страховой компании, у которых случилось ЧП и им положена выплата, стоят в очередь за деньгами к ликвидатору, которого назначит Госфинуслуг (госкомиссия, присматривающая за страховыми компаниями). Так вот, по словам г-на Хорина, на рынке ходили слухи, что ликвидаторы за откат (% от положенной клиенту выплаты) продвигали людей в очереди за деньгами.
ОТКАТНАЯ РЕКЛАМА
В рекламе откаты — дело привычное. По словам руководителя Ассоциации внешней рекламы Украины Артема Биденко, как правило, в рекламе речь идет о стандартном откате — благодарности за лоббирование того или иного подрядчика перед руководством компании. Сначала откат может платить рекламное агентство менеджеру компании, которая рекламу хочет изготовить или разместить.
Потом сотрудник рекламного агентства может получать откат за размещение заказа у определенных подрядчиков. Суммы откатов стандартны — около 10% (по социальной рекламе за счет госбюджета — до 30%). По словам Биденко, далеко не всегда откат дается деньгами.
«Это могут быть скидки на печать буклетов, бонусы за покупку большого объема времени на ТВ. Но это отличается от обычных скидок тем, что рекламное агентство не говорит об этих бонусах клиенту, за счет которого их получило, а втихую продает другим», — говорит эксперт. Еще один неденежный откат — поездки. Это характерно для рекламных акций, где разыгрываются поездки в теплые страны — предлагая отправить по акции менеджера «для контроля и отчета», подрядчик благодарит его за то, что он смог пролоббировать заключение контракта именно с ним.
БАНКИ: МЗДА ЗА ВКЛАДЫ И КРЕДИТЫ
Нынче получить кредит непросто не только физлицам, которых банки почти не кредитуют, но и предприятиям и компаниям. Заставить банковского клерка таки выдать кредит поможет откат. По словам зампредседателя правления небольшого столичного банка, откат за кредит — давняя практика, которая в кризис только набрала обороты. «Стандартная такса — 5—10% от суммы кредита. Но это только для нормально работающих компаний.
Если речь идет о заведомо невозвратном кредите, откат достигает 40—50%. То есть деньги делятся пополам. Это своего рода бизнес: потенциальный заемщик вступает в сговор с сотрудником банка (с кем-то из руководства) и по подложным или подправленным документам выдается кредит, который не будет возвращен», — рассказал банкир. Есть в банках и депозитная коррупция. Если помните, в конце 2008—2009 годов НБУ вводил временную администрацию примерно в двух десятках банков.
При этом банки из-за мораториев и отсутствия денег не возвращали депозиты (кстати, несколько банков до сих пор или не выдают вклады или задерживают расчеты с клиентами). В банковских кругах тогда ходили легенды о том, за какую именно мзду сотрудники банков закрывали глаза на мораторий и отдавали депозиты «своим». Говорят, этот процесс курировался лично временными администраторами, а откаты составляли от 10 до 30—40% от суммы зависшего в банке вклада.
НАЛОГ НА РАБОЧЕЕ МЕСТО
Нынче, когда после кризиса найти работу все еще непросто, нередко встречается мздоимство при трудоустройстве. Если работника нанимает напрямую отдел кадров, то сотрудник отдела кадров может намекнуть на благодарность. А бывает и так, что сами кандидаты уже на собеседовании предлагают кадровику пухлый конверт. Размер оплаты — по договоренности.
Если поиск персонала, то тут черных схем больше. Начнем с того, как рекрутинговые компании вообще получают заказы. Конечно, за откат — его или агентство предлагает руководителю отдела кадров или он сам требует, например, 10% от стоимости услуг рекрутера. Кроме того, рекрутинговые агентства могут требовать деньги с кандидатов на вакансию за лоббирование именно их перед будущим работодателем.
Так, зампредседателя правления небольшого банка рассказал нам, что очень часто агентства при найме среднего и высшего руководящего состава банков (от начальников отделов и департаментов до зампредов) намекают кандидатам на то, что за определенную плату (например, в 1—2 зарплаты) они пролоббируют именно его.
И это при том, что за свои услуги рекрутинговая компания берет с работодателя (в данном случае с банка) 15—25% от годовой зарплаты будущего сотрудника. По словам партнера группы компаний «Алла Коняева и партнеры» Аллы Коняевой, такое мздоимство встречается нечасто и, как правило, это не политика рекрутинговой компании, а попытка конкретного менеджера нажиться на соискателе.
МАГАЗИНЫ ТОРГУЮТ ПОЛКАМИ
В торговле стандартная откатная схема «хочешь продать — плати» приобретает интересные формы. В популярных торговых центрах свободных площадей под магазины нет, и из желающих арендовать угол для торговли обычно выстраивается очередь. Понятное дело, что за мзду («плата за вход») руководство торгового центра сдаст помещение нужным людям. Супермаркеты и большие торговые сети поставили мздоимство на поток.
Они берут с компаний-производителей продуктов питания и других товаров не только плату за вход (возможность продавать свой товар в супермаркетах), но и торгуют полками. Маркетинговые исследования показывают, что один и тот же товар с разных полок (чуть выше или чуть ниже) в магазине продается по-разному, вот торговые сети и «толкают» поставщикам пустые полки.
«В последние годы крупные торговые сети переводят эти платежи на легальную основу — прописывают в контрактах конкретные условия продажи товаров этого поставщика. Но все равно поле для злоупотреблений остается. Ведь полки в магазинах не резиновые и попасть туда хотят многие компании и товары. Если ты Coca-Сola это одно дело — магазину это выгодно, так как спрос на товар гарантирован, но если ты небольшой производитель товара, который уже в обилии продается в магазине, то разговор будет другой», — рассказала руководитель аналитического департамента агентства «ААА» Мария Колесник.
ЧЕМ ВРЕДНЫ ОТКАТЫ
Во-первых, они влияют на цену товара. «Затраты «на подношения» включаются в стоимость товаров, работ, услуг — становятся частью механизма образования цены», — говорит Сергей Радзивил. Длинная вереница откатов на разных этапах производства товара или услуги накапливается и приводит к росту цены. Если говорить о рядовом покупателе, ему приходится переплачивать за «откатный» товар.
Второй недостаток откатов — снижение эффективности и прибыльности компании — частично является следствием первого. У компании, которая закупает товар с откатом (например, технику, канцтовары и т. д.), растут затраты на ведение бизнеса и падает прибыль. Если по откатной схеме закупается сырье для дальнейшего производства, то растет цена на конечный товар, что делает его неконкурентоспособным. Не исключено, что его компании придется продавать, мотивируя покупателя пухлым конвертом. Кроме того, как правило, закупка товаров и услуг по коррупционным схемам означает, что откатчик выбрал не самый качественный товар, а самый выгодный для своего кошелька. Это также отражается на эффективности работы компании и снижает качество конечного товара.
Еще одна проблема коррупции в бизнесе — неэффективная работа персонала. Как правило, первый полученный работником откат никогда не бывает последним.
ТРИ НОЖА В СПИНУ КОРРУПЦИИ
Мы систематизировали мнения экспертов и даем советы по борьбе с откатами.
1. Зарплата и мотивация. Откаты берут не от хорошей жизни, так что рост зарплаты — фактор борьбы с коррупцией. В то же время только подняв зарплату, откаты не побороть — к хлебу с маслом рано или поздно захочется икры. Не лишним будет также привязать зарплату сотрудника к результатам его труда и компании в целом.
2. Публичная порка. На данный момент в Украине нет наказания за коррупцию в бизнес-среде. Первого января 2011 года в силу должен вступить целый свод законов о борьбе с коррупцией (но и там нет такого понятия). Однако наши эксперты считают, что их нормы излишне жесткие (например, в числе потенциальных коррупционеров записали даже частных предпринимателей) и общие, и законы не будут эффективны. Зато лучше усилить контроль за коррупционными действиями чиновников и чаще устраивать публичные порки для них. Авось и бизнесмены подтянутся.
3. Ужесточение контроля за сотрудниками. Превращать небольшую фирму в полицейский участок не стоит, но некоторые меры все же можно принять. Например, устраивать «контрольные закупки» для менеджеров по закупкам, проводить ротацию поставщиков между различными менеджерами. Можно обратиться и к нестандартным методам. Так, одна крупная компания как-то решила проверить всех менеджеров по закупкам на детекторе лжи. Но сделать это решили аккуратно: без оглашения результатов и увольнений, кроме того, дали возможность отказаться проходить проверку. Правда, несколько менеджеров уволилось до проверки. Тем, кто отказались, ограничили продвижение по карьерной лестнице.
Антон Одарюк, «Сегодня»
Tweet