Выбрось диплом на свалку – государству нужны только «шариковы»

Ученые Киевского экономического института подсчитали, что дипломированные специалисты в Украине зарабатывают лишь на 20% больше тех, кто университетов и институтов не заканчивал. Это один из самых низких показателей в Европе. Почему у нас так низко ценят образованных людей?

 

Высшее образование в Украине перестает быть чем-то особенным. В обществе сложился стереотип – не поступил в вуз, значит неудачник. Хотя, поступая на ту или иную специальность, мало кто задумывается, а найдет ли в жизни применение, полученным знаниям.

Главное – цель: получить диплом. За последние 20 лет поступать в вузы стало вдвое больше украинцев. Если в 1990/91 годах из 600 тысяч выпускников школ и ПТУ в вузы поступили лишь 174 тысячи, то в этом – из 500 тысяч выпускников студентами университетов, академий и институтов стали 370 тысяч.

Экономист Киевского экономического института Анна Вахитова изучает социальные проблемы экономики переходного периода, в том числе и влияние на экономику процессов, которые происходят в сфере образования. Анна считает, что одна из главных причин того, что зарплата дипломированных специалистов немногим отличается от заработков работяг – переизбыток образованных людей.

– Труд дипломированных специалистов обесценивается, потому что существует дисбаланс между спросом и предложением, – объясняет Анна Вахитова.

– Сейчас в Украине дефицит людей рабочих специальностей, но выпускники школ рвутся в вузы. Хотя уже сейчас людям с профильным образованием предлагают зарплаты такие же, а иногда даже выше, чем дипломированным специалистам. Выпускникам же вузов, которые не смогли найти работу по специальности, приходится устраиваться туда, где их высшее образование никому не нужно. 11% украинцев вообще работают не по специальности, у 20% – уровень образования выше занимаемой должности, а около 6% выполняют работу, для которой нужен более высокий уровень образования.

Еще одна причина такой низкой отдачи от высшего образования – тарифная сетка. Хоть она и существует формально только в государственном секторе, но оказывает значительное давление на рынок труда. Например, на государственном предприятии не могут поставить зарплату слесарю больше, чем, скажем, инженеру. Даже если слесарей катастрофически не хватает, а инженеров – пруд пруди.

– Но в России такая же ситуация, тем не менее там человек с университетским дипломом получает на 33% больше, чем тот, у кого его нет.

– Любопытно, но еще в 1991 году в России отдача от образования была ниже, чем у нас (к слову, у нас с 1991 года она практически не изменилась). Ученые исследовали, за счет чего произошел такой рост. Ведь доля занятых на рынке труда людей с высшим образованием в обеих странах примерно одинакова. Так вот: коллеги пришли к выводу, что причины – в спросе. То есть у нас недостаточный спрос на образованный персонал. Плюс – высокие выплаты при увольнении, более низкая мобильность труда (заставьте безработного киевлянина поехать работать, скажем, в Донецк).

Поэтому, пока спрос на рынке труда на таких специалистов не вырастет, пока не образуется критическая масса работодателей, готовых платить больше персоналу с дипломом, отдача от образования так и будет низкой.

– А в Южной Африке за счет чего дипломированный специалист получает аж на 76% больше?

– Там острый спрос на специалистов с высшим образованием, больше доверия к качеству образования, полученного их специалистами. Продуктивность труда образованных людей гораздо выше. Кстати, то, что у нас нет такого расслоения между образованными и необразованными людьми, может говорить еще и о качестве нашего образования. Хотя я не встречала серьезных работ, которые оценивали бы качество украинского образования, но взятки уже стали притчей во языцех. При всех условностях мировых рейтингов университетов, лучшие украинские вузы входят во вторую тысячу, а, например, хорватские – в первые пять сотен, чешские – в первые две сотни. Кроме того, зачастую подготовка в наших вузах слишком теоретизирована, оторвана от жизни.

– Что же делать?

– Скажем, усилить отбор в вузах. Например, в Бельгии на бакалавров берут без экзаменов, но после первой сессии из 600 студентов могут оставить 200 самых способных. У нас сейчас, по сути, отбор без отбора – на контракт берут практически всех желающих, потому что учебному заведению нужно как-то выживать (как финансируется у нас образование, всем известно), и контрактников будут тянуть до конца, потому что они платят деньги.

Претенденты же на бюджетные места во время вступительных экзаменов зачастую проходят отбор не по качеству знаний, а по родительским кошелькам. Да и потом, в процессе учебы, пробелы в знаниях легко устраняются с помощью денег. О чем говорить, если у нас метро завешано рекламой: «Мы поможем вашему ребенку в учебе. Широкий выбор дипломных и курсовых работ, рефераты по любой теме».

Ну в какой цивилизованной стране мира подобное увидите? У меня год уходит, чтобы объяснить студентам, что нет смысла списывать, что чужую мысль нужно брать в кавычки.

Только цифры

  • Жители столицы зарабатывают на 30% больше, чем в среднем украинцы.
  • В частных фирмах зарплаты на 24% больше, чем в государственных.
  • А украинские женщины получают на треть меньше, чем мужчины.

Где образованным платят больше всего?

Самая большая разница в зарплатах между дипломированными и недипломированными специалистами – в сфере обслуживания, на втором месте – промышленность, на третьем – социальный сектор (медицина, образование). Самая же низкая отдача в сельском хозяйстве.

А как у них

На сколько процентов дипломированный специалист получает больше, чем недипломированный

Автор: Марина ОСИЙЧУК, рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО, «Газета по-киевски»

You may also like...