Тряхнет ли Украину по-крупному?

По новой геофизической теории, древние платформы, на которых расположена наша страна, таят серьезную сейсмическую опасность. Тайфуны, цунами, оползни, извержения вулканов, землетрясения, снег в Южной Африке посреди июня, неуемные ливни, испепеляющая летняя жара…

Мало? Тогда «самолетопады», кровавые столкновения поездов, невиданные прежде болезни, трагедии на шахтах, аварии на трассах. Последствия событий, случившихся из-за невежества, алчности или преступной халатности, не менее тщательно прореживают человеческие ряды.

«Скажите, чего ждать завтра, как защититься?» – требуем мы от правительства и ученых мужей. А иные предпочитают обращаться к ясновидящим, экстрасенсам, уфологам. В конце концов, не имеет значения, кто именно поможет вовремя узнать правду.

Попробуем познакомиться поближе с теми, кто по долгу службы или в силу особого дара старается уберечь Украину от катаклизмов и техногенных аварий.

Кассандра больше не хочет славыОб Эмме Ивановне Несмеянович прежде писали в газетах и снимали кино. Ведь ее пророчества земных бед диктовал Некто из космоса…

Буквально на стыке эпох, советской и украинской независимой, известный кинодокументалист Виктор Олендер снял фильм «Никто не внял Кассандре». Его героиней стала женщина, которую окружал ореол могущественной тайны…

Задолго до 19 марта 1984 года она с точностью до минуты предсказала надвигающееся землетрясение в Узбекистане, в поселке нефтяников Газли. Местные власти, к их чести, не стали размышлять, верить или не верить киевлянке – сотруднице Института геофизики. Эвакуировали 12-тысячное население в палаточные лагеря. Подземные толчки в 9 баллов уничтожили Газли до основания. Человеческих жертв удалось избежать.

О том, что к Армении подступает беда мощностью в 7 баллов, Несмеянович сообщила тоже за несколько месяцев до конца 1988 года – на конференции в Томске. «7-13 декабря в центре зоны, где находятся Спитак и Ленинакан», – твердила она еще на нескольких научных форумах. Увы, теперь Эмму Ивановну не слышали… Итог – 25 тысяч погибших, полмиллиона оставшихся без крова.

Несмеянович чувствовала приближение трагедии в Чернобыле. И впоследствии делилась в прессе: «25 февраля 1986 года, в день открытия в Москве ХХVII съезда КПСС, я выступила в Киеве, в Октябрьском дворце, с докладом. Говорила коллегам о том, что опасная зона в апреле пройдет через Чернобыльскую АЭС, а мощные геофизические поля могут привести к неуправляемой реакции, то есть к взрыву».

Количество прогнозов – подобных и более мелкого масштаба – умножалось. Газетчики наперебой допытывались у Несмеянович, в чем же суть метода? Но правду о себе Эмма Ивановна открыла лишь создателю фильма. Вот фрагмент оттуда:

«- Все началось с 1971 года, когда у меня был моральный стресс. Я услышала голос – мужской, холодный, властный, как из колодца. «Гея!» – обратился он ко мне, хоть у меня другое имя. И передал ряд информации с дружественной планеты Меркурий. Включая ужасную для меня новость… Было сказано, что муж умрет в день покрытия Солнца крабовидной туманностью при определенных геофизических ситуациях. И что землетрясение в Киеве, в марте семьдесят седьмого, произойдет при тех же координатах Меркурия, что и в день его смерти…»

Камера меж тем позволяла зрителю осмотреть квартиру Эммы Ивановны. Скромная обстановка в духе советской технической интеллигенции терялась на фоне яркой росписи стен и дверей. Гею окружали человекоподобные полубоги-полуптицы, как из древнеегипетских мифов…

«- Что-нибудь из того, что было вам сказано, подтвердилось?

– Вначале я это забыла. Но, к сожалению, все совпало. И смерть Алексея Тимофеевича 14 июня 1976 года, и землетрясение…»

В кадре – памятник известному астрофизику Несмеяновичу на Байковом кладбище. На траурной стеле надпись: «Меркурий! Огнем вещаешь смерть владык и сильных духом! И те же координаты повторяя, что в день смерти, несешь ты весть из мира мертвых в мир живых. Как гром землетрясений, твой голос мне звучит. Гея».

Позже Эмма Ивановна расскажет, как увидела в собственной комнате светящийся шар. Он возник ниоткуда, превратив потолок в звездное небо.

«- Гея, ты делаешь хорошую работу, но допускаешь большие ошибки. Нужно учитывать нелинейный резонанс между Луной и Меркурием, вообще нелинейный резонанс внутри солнечной системы. Нужно все свести к аналитической модели. Тогда упростится решение…

Утром я пошла в кабинет, взяла вычислительную машинку – уравнения писались почти автоматически. С тех пор приходилось просто корректировать метод. Но в целом проблема прогнозирования катаклизмов была решена с помощью вот такого удивительного контакта».

Трагедия на авиашоу в Скнилове в 2002-м, взрывы на угольных шахтах Донбасса в 2003-м… Эти события, утверждает Эмма Несмеянович, она предвидела до возникновения в реальности. Просто по традиции никто не отреагировал.

Довольно долго ее «пророчества» появлялись в нескольких украинских изданиях. А потом исчезли. Поговаривали, в 2004-м Гея предсказала «оранжевой» власти крах. И редакторам посоветовали отказаться от услуг «взрывоопасной» женщины.

…Эмме Ивановне я позвонила, чтобы узнать, что сейчас обещают нашей стране из космоса. (Теперь свои прогнозы, краткие и весьма обтекаемые, 77-летняя экс- знаменитость размещает на сайте МЧС почему-то под фамилией «Зайченко-Несмянович», а в Интернете общается с аудиторией, жаждущей откровений, под ником «Эммануил»).

– Я не даю интервью. Не могу, не имею права давать. Мне нельзя выступать ни в прессе, ни по телевидению, потому что в Украине трудная, плохая духовная ситуация, – огорчила меня собеседница. Но, видимо, по вздоху почувствовала, что журналист «КП» не готов пропасть во тьме неведения. И сжалилась:

– Еще 10 апреля я предупредила о катастрофе самолета с польским президентом Качиньским. Оно впрямую связано с извержением вулкана в Исландии. Нынешнее аномальное для ноября тепло тоже держится из-за исландского вулкана. А его активность в свою очередь спровоцировал адронный коллайдер. Плюс магнитная буря бушует – тоже предупредила заранее. Чувствуете по состоянию?

Не знаю, как насчет связи вулкана и коллайдера, но голова у меня действительно пошла кругом…

«Защититься от землетрясений каждый обязан сам»

Александр КЕНДЗЕРА, руководитель отдела сейсмической опасности, заместитель директора Института геофизики НАН Украины – об ответственности за предсказания ЧП, о ложной тревоге из зоны Вранча и о том, что взрывы на шахтах Донбасса часто происходят по вине тектонической активности.

ПОПУЛЯРНЫЕ «ОТКРОВЕНИЯ» – ВРЕДНЫ

– Александр Владимирович, к счастью, для Украины землетрясения – экзотика. Но иногда нас начинает трясти, в переносном смысле слова, от слухов о них. Что по этому поводу говорят сейчас геофизики?

– Говорить о предстоящих катаклизмах резонно только в профессиональном кругу. Предупреждать специалистов, способных принять адекватные решения. А прогноз, вброшенный в неподготовленную среду, вызывает реакцию, обратную ожидаемой.

– Иными словами, панику? Чувствуется, вы – противник популярных «откровений». Знаете примеры, когда они вредили обществу?

– Нагнетание страхов, которые выдают за научно обоснованное предвидение, часто связано с недобросовестной конкуренцией. Это хорошо чувствуют в Крыму. Накануне очередного курортного сезона наши друзья… (улыбается) подбрасывают информацию о том, что на Южном берегу обязательно произойдет сильное землетрясение. Потоки курортников меняют вектор и устремляются в Турцию или Грецию, где им обещаны безопасность и комфорт. В результате обманутыми оказываются и они, и Украина.

Да, есть катастрофы, когда даже у современного человека остается единственное средство спасения – бегство. Но делать заключения о приближении катастроф можно лишь тогда, когда владеешь сведениями о процессах, приводящих к опасным природным и техногенным последствиям, представляешь модели этих процессов. Все прочее – безответственные гадания.

Прогнозы должны вначале анализировать на специализированных ученых советах. Выяснять, какие данные использовал коллега, бьющий тревогу, насколько научно обоснована его методика. Затем – экспертиза независимой межведомственной комиссии по сейсмическому мониторингу.

– Прошу прощения, вряд ли землетрясение станет терпеливо ждать, пока вопрос изучат перечисленные инстанции…

– Отчасти вы правы. Но опытным специалистам должно хватить нескольких дней. И вот что важно запомнить: пока концепция сейсмической защиты – и у нас, и во всем мире! – не базируется на прогнозировании времени землетрясения. Невозможно создать надежную модель, описывающую процессы, которые происходят внутри Земли. Однако реально предсказать, какие максимальные сотрясения ожидаются в том или ином регионе. То есть величину возможного землетрясения мы определяем. Например, под атомной станцией, плотиной или высотным зданием. Достаточно знать размеры блоков земной коры, чтобы рассчитать, сколько энергии в них может накопиться, а потом высвободиться при разрушении среды. Если бы рекомендации сейсмологов учитывали еще на этапе планировки и проектирования строений, разрушений, а значит, и жертв было бы куда меньше. Профилактика – лучшая защита и у нас, и в медицине.

ДЛЯ АЭС ЗАКОН НЕ ПИСАН?

– От землетрясения изобрели прививки?

– Разработаны государственные нормы «Строительство в сейсмических районах Украины». Существуют три официальные карты общего сейсмического районирования. Они «отвечают» за землетрясения, которые могут произойти, но не будут превышены с высокой вероятностью в ближайшие пятьдесят лет. Карты указывают уровень сейсмической опасности – его следует учитывать при выборе места расположения и проектирования промышленных объектов и жилых домов.

– Утешительные вести, Александр Владимирович!

– Подождите радоваться. Государственные нормы тождественны закону. А к законам у нас отношение, как к светофору. Масса народа знает, что нужно дождаться зеленого света, но перебегает улицу на красный… Так что есть проблема с воплощением на практике научных рекомендаций, возведенных в ранг строительных норм. Впрочем, для территорий под дамбой Киевского моря, под атомными станциями – всеми, кроме Запорожской! – сейсмическая опасность определена на основании наблюдений за близкими и удаленными землетрясениями, взрывами и микросейсмами. Планируется создание постоянно действующих локальных сетей сейсмостанций для контроля геодинамических ситуаций в районе размещения АЭС.

– А почему проигнорирована Запорожская атомная?

– Запорожская, видимо, слишком мощная – для выполнения законов…

Недавно состоялось совещание в НАЭК «Энергоатом» – им вновь предписано изменить отношение к сейсмозащите. Издан приказ, в соответствии с которым станция должна провести работы по оценке количественных параметров сейсмической опасности ее площадки. Руководство соглашается, кивает головами и… экономит средства. Рискует, бежит на красный свет.

Похожая логика отмечалась у правителей отнюдь не самой передовой и богатой страны Гаити. Там триста лет не знали сильных землетрясений и считали, что духи вуду намерены оберегать гаитян и дальше. Духи выдохлись. Около семидесяти восьми тысяч человек погибло в одночасье…

ОСЕННИЙ КАТАКЛИЗМ ОТМЕНЯЕТСЯ

– Александр Владимирович, что за детективная история получилась с ожиданием жуткого землетрясения, надвигающегося на Украину из Румынии из так называемой зоны Вранча? В марте читала ваше интервью одному авторитетному информагентству: мол, нет, увы, не пронесет. В октябре вы опровергли мартовские тезисы: украинские ученые никогда временных прогнозов землетрясений не делали…

– Изложение несколько некорректно. Меня попросили прокомментировать исходные данные, якобы поступившие от румынского Института физики Земли, – чем заданная ситуация в принципе грозит Украине. Но исходник оказался ложью! Мы созвонились с коллегами из Бухареста. Они поклялись, что пребывают в здравом уме и не позволили бы авантюры – указывать, когда точно в зоне Вранча произойдет катаклизм. И я бы себе не позволил. Хотя объясняться с Европейской сейсмологической комиссией пришлось все равно.

– Тогда позвольте узнать, как вы относитесь к провидческой деятельности бывшей коллеги по институту Эммы Несмеянович? Эмма Ивановна гордится тем, что много раз определяла место и время катаклизмов без ошибок.

(Пауза). – Без комментариев. Клиника, не имеющая отношения к сейсмологии. Хотя я с интересом наблюдаю за умами, подключенными к «всемирному компьютеру» – мир по-прежнему полон загадок. Подчеркиваю снова: сегодня наука не предрекает дни, часы и минуты стихийных бедствий. Пока нет резона перенаправлять на такие исследования средства, отпущенные на сейсмозащиту, – это стране обойдется слишком дорого и вряд ли окажется эффективным. А еще замечу, что защитой от землетрясений цивилизованные налогоплательщики должны заниматься индивидуально, за свои деньги.

– Ну и поворот! Каким образом?

– Решили обзавестись особняком на берегу Черного моря? Вы обязаны его строить в сейсмостойком варианте.

– А если мой удел – обычная муниципальная многоэтажка?

– Квартира приватизирована? Ищите собственника дома, ищите проектантов, требуйте подтверждений, что известные строительные нормы в этой части соблюдены, оформляйте страховку. Добейтесь получения акселерограмм – как будет выглядеть здесь ускорение сейсмических колебаний при землетрясениях, на основании которых определяется сейсмоуязвимость здания. Если выводы не радуют, продавайте, обменивайте жилье. Либо осознавайте, что теряете в случае ЧП.

В ДОНБАССЕ НЕ ВСЕ СПОКОЙНО

– В Украине действуют тридцать семь сейсмологических станций. Хватает для определения обстановки под землей?

– Должно быть хотя бы семьдесят. В маленькой Швейцарии их более двухсот.

– Так в Швейцарии и банков больше! (Смеемся.)

– Станции по территории Украины размещены неравномерно, в основном на юге и на западе. Возле Киева лишь недавно стали сооружать. Накатило озарение: столице, мегаполису неплохо бы обзавестись наблюдательным пунктом. Неровен час…

Восточный же и центральный регионы, не считая Полтавы, в смысле станций до сих пор пусты. А ведь именно там сосредоточен промышленный потенциал страны, шахты, заводы…

Во времена Союза считалась верной теория о том, что на древних платформах (как раз Донецкая, Луганская, Днепропетровская области расположены на такой) сильные землетрясения невозможны. Сейчас прежние представления опровергнуты. Недавние подземные толчки в Кривом Роге, Микулинцах Тернопольской области и в районе Купянска на Харьковщине поставили в дискуссии точку. Риск возникновения катастроф в Донбассе присутствует, он зависит и от сейсмической опасности, и от уязвимости объектов. Мы как раз ведем переговоры с институтом в Донецке, которым раньше руководил Азаров. Собираемся вместе разработать программу геодинамического контроля региона. Ведь от непонимания происходящих процессов массово гибнут горняки…

– Хотите сказать, что внезапные выбросы метана на шахтах, пожары или обрушения кровли связаны с тектонической активностью пластов?

– Шахтеры недаром боятся пресловутых слабых потрескиваний, считают их предвестниками беды. Это под воздействием изменяющегося во времени поля напряжений геологической среды «оживают» старые разломы в земной коре. В трещины выделяется газ, ранее абсорбированный в породе, причем под давлением в сотни тысяч атмосфер. Трещины сливаются в одну, магистральную. Если она направлена к горной выработке, то раньше или позже произойдет ЧП. Газ мощно прорвется в забой, от удара заискрит металл. Взрыв, пламя, жертвы… Потом аварию расследуют и посадят «человеческий фактор» – мастера, который следил за соблюдением техники безопасности. Следил, но появление метана пропустил – ведь до выброса газа в забое не было…

В Польше, Канаде, США, ЮАР, Австралии, других странах сейсмологи давно помогают шахтерам снизить риск их профессии. Воздерживаются лишь Украина, Россия и Китай.

– Информацию для президента, правительства институт подает под грифом «секретно»?

– Согласно закону о гостайне сведения, касающиеся состояния природной среды, не могут быть засекречены. Все в свободном доступе. Нашими материалами пользуются МЧС, Минприроды, Минрегионстрой, Минтопэнерго. Ведь защищаться от землетрясений, повторюсь, обязан каждый на своем месте.

В ТЕМУ

Нетрадиционный прогноз начальника отдела природных и техногенных катастроф Международного института соционики Зайченко-Несмянович Э.И. (опубликован на сайте МЧС Украины):

«В ноябре 2010 года наиболее опасными (экстремальными) днями месяца ожидаются 5, 12, 17-22, 25 ноября. В экстремальные дни месяца ожидаются рост вероятности техногенных и природных ЧП, аварий на угольных шахтах (пожаров и взрывов), опасных событий на АЭС, также ожидается увеличение аварийности на транспорте (особенно авиационном и трубопроводном), различных природных стихийных явлений и аномалий (в том числе ливней, подтоплений, сдвигов, обвалов и пр.).

Также в указанные дни ожидается увеличение сейсмической активности (особенно 17-22 ноября) для стран Карпатско-Балканского региона».

Автор: Ольга Мусафирова, КП-Украина

You may also like...