О безопасности украинских продуктов

УКРАИНЦЫ тщательнее и придирчивее выбирают сегодня продукты для своего стола. Однако угадать на глазок получается не всегда, так как наша система контроля качества далека от идеала.

Об отличиях контроля безопасности продовольствия в Украине и ЕС и перспективах отечественных продтоваров в Европе «k:» рассказала руководитель проекта IFC «Безопасность пищевой продукции в Украине» Сара Окман

САРА ОКМАН: СИСТЕМА ПИЩЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБХОДИТСЯ УКРАИНЕ ПРИМЕРНО В 740 МЛН. ГРН. В ГОД, И ПРИ ЭТОМ ОНА НЕ В СОСТОЯНИИ ОБЕСПЕЧИТЬ НУЖНОГО… РЕЗУЛЬТАТА

В каких аспектах украинская система контроля пищевой безопасности уступает европейской?

Европейскую систему от украинской отличает четкое разделение понятий безопасности и качества. Безопасность в Европе не обсуждается. Это то, что предприятия обязаны обеспечить потребителю и что обязано контролировать государство для своих граждан. Человек не должен отравиться, покупая товары в магазине.

В то же время качество — категория достаточно субъективная. Требования к нему формируются потребительским выбором, то есть рынком. Соответственно, в эти вопросы государство не вмешивается.

В Украине дела обстоят совсем иначе: в настоящее время в проверках предприятий пищевого рынка принимают участие Минздрав, Минагрополитики, Минэкономики, ветеринарная, санитарная, фитосанитарная службы, Госпотребстандарт и другие министерства и ведомства, вовлеченные в эту систему.

При этом государственные ресурсы используются неэффективно — названные структуры практически не обмениваются между собой информацией о проверках. Их данные не систематизируются и не анализируются. Кроме того, фокус контроля на конечном продукте, а не на его производстве. Другими словами, сегодня вместо того чтобы предупреждать появление проблемы, в Украине предпочитают бороться с последствиями.

В чем должна проявиться реформа пищевой безопасности, чтобы отечественные потребители смогли ощутить на себе ее положительные последствия?

Нынешняя организационная структура системы контроля является излишне расточительной и при этом не в состоянии обеспечить нужного результата. Согласно исследованию проекта ЕС, существующая «многоголовая» система пищевой безопасности обходится Украине примерно в 740 млн. грн. в год. Но чтобы изменить подходы к контролю, Украине не нужно разрабатывать новые механизмы, затрачивая колоссальные ресурсы, достаточно воспользоваться опытом других стран.

Переход от множества контролирующих органов к одному, который будет отвечать за комплексный надзор, позволит защищать потребителей эффективнее. И одновременно сократит расход бюджетных средств до 430 млн. грн. в год. И государство, и частный сектор в результате должны получить ясную картину: кто, когда и каким образом обеспечивает в стране пищевую безопасность. Но какое из существующих министерств и ведомств должно принять ответственность на себя — это решение Украины.

Другой составляющей может стать консолидация всех предприятий, работающих в пищевом бизнесе, в единый реестр с общей базой данных всех проверок. Это позволит планировать периодичность проверок предприятий, основываясь на истории их нарушений. Можно использовать, к примеру, опыт Дании, где общая часть реестра доступна потребителям, а более детальная информация о проверках — инспекторам.

Третья составляющая — вместо традиционной проверки уже готовой продукции для всех производителей продовольствия нужно внедрять превентивную систему защиты покупателей на основе принципов самоконтроля (НАССР). Анализ опасных факторов и критических точек контроля предприятиями по данной системе дает возможность выявлять проблемы на этапе производства, а не по факту пищевого отравления. Кроме того, законодательство должно позволить уголовное наказание производителей за вопиющие нарушения или через обязательные отзывы забракованной продукции, в случаях менее серьезных нарушений.

Как показывают наши расчеты, инвестиции в системы управления безопасностью пищевой продукции (НАССР) в среднем на украинских предприятиях окупаются в течение двух лет или даже раньше.

Почему на экспорт предприятия зачастую поставляют продукцию более высокого качества, чем на внутренний рынок? А Европа, несмотря на все ее ограничения, так интересна отечественным пищевикам?

Все очень просто. Если требования к безопасности и качеству на внутреннем рынке ниже, чем у стран-соседей, производители либо выпускают товар на экспорт лучше, либо ограничиваются внутренним рынком. Повысить и качество, и безопасность на внутреннем рынке могут и сами потребители, которые голосуют за лучшую продукцию своим кошельком. Экономящим на качестве продукции компаниям нужно либо проводить «работу над ошибками», либо уходить с рынка.

Однако увеличение доли экспорта готовой продукции без гармонизации требований в сфере безопасности с нормативами ЕС невозможно — без их согласования право на экспорт в европейские страны не могут получить даже лучшие украинские предприятия. И это один из факторов, ограничивающих экспортный потенциал Украины. Роль государственной политики в этом вопросе первична: речь идет не о том, чтобы заставить европейцев признать украинские нормативы, а о смене философии подхода к пищевой безопасности, способной обеспечить развитие отечественной экономики.

БЕСЕДОВАЛА СВЕТЛАНА ПОПЕЛЬ «k:»

Читайте также: