Природно-японская война. Страна Восходящего солнца не капитулировала. Но проиграла

Для реальной экономики любые катастрофы означают безусловные потери и отвлечение на восстановление порядка громадных ресурсов, которые в ином случае пошли бы на развитие. Природные катаклизмы и войны – это всегда шаг назад. Поэтому для Японии последствия землетрясения катастрофичны.

Японию будет трясти еще месяц. Но, считают сейсмологи, основной удар силой в 8,9 балла, Япония уже пережила. Текущее землетрясение уже объявлено самым мощным за последние сто лет и, по-видимому, станет и самым разрушительным.

Несмотря на относительно небольшое число жертв (в понедельник говорили о 4 тысячах пропавших без вести), последствия землетрясений и последовавших за ними цунами огромны: остановлены промышленные гиганты, разрушены дома, автострады, аэропорты, несколько небольших городов полностью уничтожены.

Асахара

Спутниковые снимки города Асахара до и после цунами (GeoEye)

Для реальной экономики любые катастрофы означают безусловные потери и отвлечение на восстановление порядка громадных ресурсов, которые в ином случае пошли бы на развитие. Природные катаклизмы и войны – это всегда шаг назад.

Поэтому для Японии последствия землетрясения катастрофичны. Дело в том, что правительство Японии (а не США, как многие полагают) является самым большим должником. Экономика страны находится в кризисе, который с небольшими перерывами продолжается еще с 90-х («потерянное десятилетие»).

Нынешний кризис серьезно усугубил ситуацию, прогнозы экономического роста еще до землетрясения были весьма пессимистичны, то есть, весь «рост» выражался в спаде. Попросту говоря, для восстановления в Японии нет денег.

Не будем забывать, что японская экономика одна из самых больших в мире. Поэтому ее проблемы неизбежно коснутся и всех прочих. Природные катаклизмы в Японии окажет самое серьезное влияние на мировое экономическое развитие ближайших лет. Наблюдатели уже отмечают некоторые очевидные последствия, например, вероятный кризис в крупном страховом бизнесе.

Землетрясение в Японии говорит еще о нескольких вещах. Во-первых, как бы ни разорялись экологи, «зеленые» и прочие любители армагеддонов, люди все равно будут селиться в самых удобных для торговли местах и строить там инфраструктуру.

Вероятность того, что раз в сто лет все это может быть уничтожено дотла, никого не остановит. Поэтому, если уж кого-то заботит безопасность и, в том числе и окружающей среды, то говорить нужно о диверсификации инфраструктуры, а не о каких-то запретах или контроле. Угрозу несет концентрация.

«Город остался без воды и электричества» – это типичный результат концентрации, когда целый город снабжает одна электростанция. Диверсификация немыслима в рамках все контролирующего государства. Это может быть только естественный процесс в рамках конкуренции.

Во-вторых, природные катаклизмы ясно говорят нам о таких вещах, как «цена правительства» и даже как «цена общественных привычек». Для многомиллионной Японии с ее высокой плотностью населения потери от землетрясения очень невелики.

Наблюдатели отмечают отсутствие паники, массового мародерства и т.п. Несмотря на то, что перекрыты скоростные магистрали, а обычные транспортные пути представляют собой одну большую пробку, дисциплина не нарушается.

Спутниковые снимки АЭС Фукусима до и после цунами

Благодаря общенациональной системе оповещения люди вовремя покинули зоны ударов цунами. В первые дни правительственные лица выступали с информацией чуть ли не каждые 15 минут. Несмотря на взрывы на АЭС, серьезных последствий вроде бы удалось избежать. В том числе и потому, что сразу же после сообщения об угрозе такой аварии, из 20-ти километровой зоны вокруг станции было эвакуировано все гражданское население.

Теперь посмотрим на прошлогоднее землетрясение в Чили. Магнитуда максимального толчка там была такая же, как в Японии – 8,8 балла. Погибло более 800 человек, 1200 пропало без вести, повреждено 1,5 млн домов. Чили, наверное, наиболее развитая страна в Латинской Америке и уж совершенно точно – страна с достаточно либеральными традициями на фоне остального латиноамериканского социализма.

Примерно в то же время случилось землетрясение на Гаити. Магнитуда его была 7 баллов, то есть, меньше, чем в Японии и Чили. Однако, по официальным данным число погибших составило 222 570 человек, получивших ранения — 311 тыс., пропавших без вести – 869-ть.

Первое, что начали делать гаитянцы после землетрясения – мародерствовать и убивать друг друга. Что характерно, Доминиканская республика, находящаяся на том же самом острове, практически не пострадала. Гаитянский режим – хорошо знакомое нам коррумпированное образование.

Поэтому, идя на выборы, следует не забывать о том, что вполне возможно, будущей власти придется заниматься ликвидацией последствий природных катастроф. И здесь количество потерянных жизней обратно пропорционально качеству правящего режима.

Автор: Владимир Золоторев, Киев, КОНТРАКТЫ

Фото GeoEye, Reiters, AP 

You may also like...