Лифты в Украине — «русская рулетка»: рискует каждый второй

160 лет – именно столько времени в лучшем случае понадобится на восстановление лифтового хозяйства страны при нынешних темпах финансирования. В 2011 году из госбюджета на ремонт и замену лифтов планируется потратить лишь 30 миллионов гривен при необходимых 5 миллиардах. И это несмотря на то, что в Украине каждый второй лифт отработал свой ресурс и представляет угрозу жизни и здоровью пассажирам.

Опасно для жизни

По данным МинЖКХ, в Украине насчитывается 92 088 лифтов (диспетчеризовано лишь 58 318), которые обслуживают жильцов 29 300 многоэтажек. При этом почти половина из них, 41 652 (45,2%), эксплуатируются 25 лет и больше, т. е. отработали нормативный срок. А 3 031 лифт вообще не работает больше года.

Как добавляют в Укргорпромнадзоре, в 2008 г. лифтов, отработавших установленный срок эксплуатации, насчитывалось 35 тыс., а годом раее — 32 тыс. Таким образом, ежегодно в Украине количество устаревших подъемников увеличивается на 2 — 3 тыс. С учетом того, что большинство лифтов были введены в эксплуатацию в 1970-1990-х гг., стареют они все стремительней.

Например, в Киеве, как сообщает замначальника ГУ жилищного хозяйства КГГА Петр Пантелеев, из эксплуатируемых 20 271 лифта нормативный срок отработали 7 578 (37,38%). И, как признается чиновник, их работа вызывает большое количество нареканий со стороны жителей.

Стоит отметить, что устаревшие лифты – это не просто статистика, но и реальная угроза жизни его пассажирам. Такие подъемники ломаются, застревают и даже падают. Так, 6 марта 2011 г. в Киеве лифт с пассажиром, спускаясь с 12-го этажа, сорвался и застрял между 1 и 2 этажами. Пассажиру удалось выбраться самостоятельно, но на следующую ночь он скончался – как сообщается, от хронической ишемической болезни сердца.

Авария, согласно выводам комиссии, произошла из-за обрыва трех тяговых канатов лебедки, вызванного большим количеством обрыва проволок по всей длине этих канатов, а также неисправностей системы. Ранее, 15 января, в Павлограде Днепропетровской обл. несчастный случай произошел с 6-летним мальчиком, который прислонился к двери лифта на третьем этаже и упал с высоты в шахту.

Это лишь самые громкие случаи за последнее время, но из-за неисправности лифтов в Украине гибнут десятки людей. Точных данных о количестве ЧП с лифтами нет, но, например, только в Луганской обл. в 1999-2011 гг. по этой причине погибло более 20 людей, из которых трое были детьми.

Нет движения

Проблему плачевного состояния лифтового хозяйства попытались поднять на госуровень еще 8 лет назад. Кабмин отдельным поручением № 20758 от 12.05.2003 обязал местные органы исполнительной власти, начиная с 2004 г., разработать региональные программы модернизации, ремонта и замены лифтов, которые эксплуатируются в жилищном фонде всех форм собственности.

Но в итоге, по словам замминистра ЖКХ Виталий Шаповаленко, как таковой общегосударственной программы замены лифтов нет. Впрочем, уточняет он, дело не в программе, а в финансировании.

Ответственность за ремонт и замену лифтов лежит на домовладельцах, которыми обычно являются местные органы власти, государство помогает финансово лишь в случае создания в доме ОСМД. В 2010 г., как сообщает В. Шаповаленко, на ремонт, реконструкцию, модернизацию и замену лифтов из госбюджета было направлено 83,6 млн. грн. «За эти деньги было отремонтировано 855 лифтов и поставлено 37 новых», — уточняет замминистра.

Несмотря на крайнюю мизерность этой суммы, в 2011 г. ее сумели уменьшить втрое. В этом году, как объясняет В. Шаповаленко, приоритет в сфере ЖКХ отдали программе «Питьевая вода», а на поддержку реформы ЖКХ (имеется ввиду комплексный ремонт многоэтажек, создающих ОСМД) выделили только 51 млн. грн. Исходя из опыта прошлых лет, чиновник делает вывод, что на лифтовое хозяйство потратят немногим более половины указанной суммы, т.е. до 30 млн. грн.

Эти деньга – капля не в море, а в океане. Ведь, по подсчетам МинЖКХ, необходимо отремонтировать 12 541 (13,6%) и модернизировать 12 774 (13,9%) лифтов, что обойдется в 2,5 млрд. грн. Еще 1,5 млрд. грн. необходимо на замену 5 950 (6,5%) подъемников. Итого – минимум 4 млрд. грн. Но, как уточняет В. Шаповаленко, эти расчеты были верны до апреля 2011 г., когда производители лифтового оборудования повысили цены. Теперь, по подсчетам чиновника, речь идет уже о 5 млрд. грн.

Если правительство и впредь будет выделять ежегодно не более 30 млн. грн. ежегодно, то отремонтировать и заменить все лифты можно будет за 160 с небольшим лет. Правда, с учетом того, что за это время ныне исправные лифты также износятся, сумма очевидно возрастет.

На местном уровне

Остается надеяться, что местная власть окажется более поворотливой и будет искать деньги на лифтовое хозяйство оперативней. Правда, нередко к оперативности их подталкивают несчастные случаи, как это было в Павлограде. После происшествия с мальчиком все 102 лифта жилфонда были приняты на баланс новообразованного коммунального предприятия «Житлобудсервис», которое незамедлительно начало ремонтировать подъемники.

Сейчас отремонтировано и введено в эксплуатацию 23 лифта, завершается ремонт еще 22 лифтов, остальные лифты проходят диагностическое обследование для определения объемов работ и финансирования. А до этого лифтами в городе пользоваться нельзя было – Госгорпромнадзор запретил их эксплуатацию еще в 2005 г.

Пытаются искать деньги и в Киеве. Как сообщал первый замглавы КГГА Александр Мазурчак, в 2011 г. планируется модернизировать и заменить 500 лифтов. По его словам, полная замена лифта стоит от 150 до 400 тыс. грн., модернизация — от 70 до 150 тыс. грн. Таким образом, на замену и ремонт 8 тыс. лифтов будет необходимо, по его подсчетам, 1 млрд. грн.

Как сообщает П. Пантелеев, согласно утвержденной Киевсоветом программе реформирования и развития ЖКХ Киева 2010-2014 гг. на замену и модернизацию 518 лифтов предусмотрено 181, 3 млн. грн. Но в 2011 г. на эти цели запланировано потратить лишь 10,5 млн. грн.

Поэтому в КГГА сейчас рассматривают возможность привлечения кредита на выполнение работ по замене и модернизации лифтов. Хочется надеяться, что вопрос решится положительно и кредитор будет найдет, поскольку пока только этот путь позволит полностью обновить лифтовый парк Киева за 4-5 лет.

Автор: Наталья Тарасова, UGMK

Читайте также: