Деньги Чернобыля: им счета нет…

Чернобыльская катастрофа стала удобным предлогом для расходования бюджетных и привлеченных средств в невиданных количествах. Миллионы долларов идут на сооружение саркофага – временной полумеры, которая к тому же дорога в обслуживании.

Бомба замедленного действия

Саркофаг, который сегодня защищает Украину и соседние страны от радиации, давно потерял герметичность, и представляет реальную угрозу радиации. Это укрытие было построено еще в 1986 году, 25 лет назад. По официальным данным, саркофаг скрывает около 95 % радиоактивных веществ, зафиксированных на момент аварии. Если на минуту предположить, что старое укрытие придет в негодность, становится очевидно, что Украину ждет Чернобыль-2.

Мировая общественность обеспокоена угрозой. Именно поэтому в марте 2004 года Европейский банк реконструкции и развития объявил тендер на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию нового саркофага для ЧАЭС. Победителем тендера в августе 2007 года была признана компания Novarka. Это французский концерн, созданный специально под тендер. Объединяет в себе два предприятия – Vinci и Bouygues, и имеет голландских, украинских, бельгийских, немецких подрядчиков, которые работают над саркофагом.

Стоимость возведения саркофага оценили примерно в 1,5 миллиарда евро. Деньги на строительство давали ЕС и страны «большой восьмерки». Примерно половина обещанного финансирования шла от европейских правительств. Наибольшие пожертвования выделяли США и ЕС.

Однако работы по строительству саркофага в Украине ведутся крайне медленно – а все из-за того, что не хватает денег. Недофинансирование средств в данный момент составляет 740 миллионов евро. А потрачено уже 500 миллионов евро. Чтобы убедить доноров поторопиться с выплатами, в Киеве организовали международную донорскую конференцию Чернобыльского фонда «Укрытие» и Счета ядерной безопасности в Киеве 19 апреля, на которой Президент Украины Виктор Янукович напомнил, что без иностранных инвестиций Украина с саркофагом не справится.

Однако по итогам конференции собрано только 550 миллионов евро, и то, предварительно. Франция готова внести 47 миллионов евро, Германия – 42,4 миллиона евро, Великобритания – 34 миллионов евро, США – 86,8 миллиона евро, Россия – 45 миллионов евро. Кроме того, Италия заявляет о возможности выделения 26,1 миллиона евро, Япония – 30,5 миллиона евро и Канада – 21 миллион евро.

Кстати, Япрния, несмотря на случившуюся в стране трагедию, не отказалась сдержать обещание и выделить деньги. Конкретные суммы еще подлежат уточнению. В целом около тридцати стран изъявили желание принять участие в финансировании «чернобыльских программ». При этом Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) намерен внести на реализацию проектов сумму, которая будет зависеть от того, сколько внесут другие участники донорской конференции, но не менее 120 миллионов евро.

Несмотря на то, что для окончания строительства денег по-прежнему не хватает, Янукович не унывает. «Оставшаяся сумма будет, я убежден, собрана в ближайшее время. Фактически, мы получили возможность завершить строительство объекта «Укрытие» и закончить строительство до 2015 года», – бодро отрапортовал после конференции Президент Украины. Полная сумма, которую должны выделить на новый саркофаг, будет известна в октябре, когда соберется Ассамблея стран-доноров Чернобыльского фонда.

Долг платежом красен

«Пообещать – не значит жениться». Деньги на Чернобыль многие страны обещали неоднократно, однако многие из них Украина так и не увидела. Первый раз деньги обещали еще в начале 90-х, когда в обмен на отказ нашей страны от ядерного вооружения и его передачу России был дан ряд обещаний.

Центральное среди которых – помощь в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Основным гарантом данной договоренности выступало США. Второй раз Украину во время закрытия Чернобыльской АЭС правительства западноевропейских стран обещали полную финансовую помощь в решении вопроса «Укрытие – 2». Как видим, финансирование было осуществлено частично.

Понять нежелание ЕС и США расставаться с деньгами несложно. Ведь Украина не отличается финансовой чистоплотностью. Украинские чиновники не раз оказывались в центре скандалов, связанных с нецелевым использованием чернобыльских денег. Нецелевое использование средств, договорные закупки по высокой цене – вечные спутники строительства укрытия. Кроме того, стоимость строительства саркофага постоянно растет.

Например, Виктор Янукович предлагал ЕБРР отменить результаты тендера и найти другого исполнителя – не Novarka. Это возмутило ЕБРР, поскольку первый тендер был проведен по всем процедурам. В то время как Янукович делал ЕБРР это предложение, другая российская компания заявила о желании и готовности строить саркофаг, причем дешевле европейцев.

Другой пример по поводу постоянного повышения цен – ранее французская фирма «Франс Атом», сейчас переименованная в «Рева», строила завод по переработке ядерных отходов в Украине. По мере хода работ сумма неоднократно пересматривалась в сторону увеличения, причем существенно.

Кроме того, отсутствует качественная инвентаризация всего перечня и объема вопросов, которые надо решить длдя ликвидации последствий аварии. Чернобыльская катастрофа в глазах Запада выглядит как огромная дыра, к которую сколько не кинь, закрыть не получится. В различные времена Украина выделяла на решение вопросов Чернобыля до 10% от госбюджета страны.

Президент предлагает международным донорам не переживать о правильности использования выделенных средств. «Что касается контроля за использованием средств, этот контроль будут осуществлять и международные организации, и главная организация, которая занимается финансированием и контролем за использованием всех средств – это Европейский банк реконструкции и развития», – заверил Янукович.

Временный компромисс

Саркофаг по высоте равняется Статуе Свободы в США, площадь арки сопоставима с двумя футбольными полями. Чернобыльское укрытие станет самым большим передвижным сооружением в мире. В данный момент завершены все проектировочные работы, идет строительство.

При помощи рельсов саркофаг планируется надвинуть на реактор. Но главная проблема остается: как демонтировать этот реактор? Все, что от него осталось, переплавилось и в виде потоков осело на нижних этажах. Как разбирать эту массу? Этот вопрос еще не решен. Скорее всего, будет привлечена робототехника, которая позволит без участия человека вести демонтаж. Работы по сборке элементов конфайнмента планируют начать осенью 2011 года, в том числе на площадке ЧАЭС – с весны 2012-го. Над разрушенным блоком станции сам конфайнмент должен быть надвинут в июле 2015 года.

Но гарантия работы нового саркофага – всего 150 лет. Затем к этой проблеме снова придется вернуться.

МАГАТЭ в западных СМИ неоднократно критиковало проект, называя его временной полумерой, которая не решает проблему. После строительства арки придется разобрать под ней завалы, в процессе которых возможны обвалы. До сих пор стоит вопрос о том, как утилизировать радиоактивные вещества. В МАГАТЭ считают, что запланированных для сбора 740 миллионов евро не хватит, чтобы полностью завершить работы на разрушенном ядерном реакторе.

Не жалуют саркофаг и в Greenpeace. «Зеленые» призывают мир разработать план по изъятию опасных веществ и отказаться от атомной энергетики в Украине в принципе. «Государства предоставляют много денег своих налогоплательщиков для преодоления последствий Чернобыльской катастрофы и одновременно дают новые импульсы для развития атомной энергетики в Украине. Это абсурд. По сути, международные институты финансируют строительство новых линий электропередач, чтобы в будущем экспортировать в ЕС полученную от реакторов советского типа электроэнергию», пишет на своем официальном сайте Greenpeace.

По данным Украинского союза промышленников и предпринимателей, в Украине атомная энергетика составляет около 50% в общем объеме энергетических мощностей. То есть половину электроэнергии, которую потребляет страна, вырабатывают на АЭС.

Президент Всеукраинской общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль Украина», начальник смены Чернобыльской АЭС в день аварии Юрий Андреев высказался против проекта саркофага. «Новый объект «Укрытие» не решает ни одной из самых главных проблем укрытия: контроль за топливосодержащими массами внутри саркофага, жидкие радиоактивные отходы в подреакторных помещениях ЧАЭС.

Это противопыльный колпачок с непонятной перспективой на будущее. Новое укрытие ЧАЭС выполняется из недолговечных, легких материалов и будет требовать очень серьезных эксплуатационных затрат, значительно превышающих стоимость всего этого проекта», – сказал он.

В контракте с Novarka предусмотрено индексирование цен и рост бюджета в случае подорожания стали, строительных материалов, удорожание рабочей силы. То есть, проект будет дорожать постоянно, пока его не закончат. По предварительным оценкам, последующее обслуживание саркофага после окончания строительства обойдется в 50-80 миллионов евро в год. Откуда Украина будет брать эти деньги, пока никто не задумывался. Юрий Андреев предлагает решить проблему глобально и не «укрывать» радиоактивные вещества, а найти способ утилизировать их раз и навсегда – но это будет сложнее и дороже.

Пока Украина ищет финансирование для укрытия, от чернобыльской радиации страдают не только украинцы, но и жители других стран. Например, немцы. За последние годы в Германии резко выросла численность диких кабанов. Многие животные – радиоактивные, и правительство вынуждено платить за них компенсации охотникам, ведь такое мясо запрещено продавать и не рекомендуется употреблять в пищу. В прошлом году в связи с непригодностью для употребления в еду мяса кабанов, которые пострадали от радиации, правительство Германии выплатило охотникам компенсацию в размере 425 тысяч евро.

Автор: Ксения Корзун, ЛЕВЫЙ БЕРЕГ

You may also like...