Как «расшифровать» коммунальные тарифы: советы юриста

Подорожание коммунальных услуг у многих вызывает желание убедиться в их настоящей стоимости, но обоснование и составляющие тарифов получить потребителю невозможно. Как с этим бороться?

 

Украинцы не получат скидку по «коммуналке»

 

Государственно-чиновничий аппарат не в состоянии соблюдать собственные акты. Логика скидки по оплате коммунальных услуг противоречит базовому законодательству, пишет издание «Комментарии»

Как отмечает издание, двухуровневая (в зависимости от срока оплаты) система тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предусматривающая 6-10%-ные скидки, целиком ложится на плечи исполнителей услуг – ЖЭКи. В результате, они теряют всякую возможность выходить по результатам своей хозяйственной деятельности на прибыльные показатели. С другой стороны, убыточная схема работы будет убивать в зародыше все предпосылки по улучшению качества услуг. А ведь основная причина недовольства населения – не постоянное удорожание платежей по «коммуналке», а удорожание без всякого намека на улучшение качества услуг.

Тем не менее, инициативу главы Киевской городской государственной администрации Александра Попова заметили в верхах и, похоже, решили спроецировать этот опыт на всю страну. Еще 16 марта Попов встречался с Януковичем и докладывал о начале применения в столице двухуровневых тарифов. Президент тогда выразил заинтересованность и предложил отследить выполнение киевского эксперимента по результатам первого квартала и внести предложения по применению такой системы на территории всей Украины. Учитывая, что за март льготы уже начислены (скидка применяется в случае оплаты до 20-го числа), первой реакции Кабмина можно ожидать уже на ближайших заседаниях.

На всем этом фоне никто из чиновников не вспоминает о том, что скидки предоставляются по тарифам, которые в основном не покрывают себестоимость услуги. Данные по основным региональным центрам на 1 апреля четко показывают эту ситуацию.


Данные: Минрегионстрой и ЖКХ

 

Такие показатели можно оценить двояко: либо в Минрегионстрое не имеют понятия о настоящей себестоимости производства коммунальных услуг, либо Киевская власть нарушает закон. Согласно ст. 31 закона «О жилищно-коммунальных услугах» органы местного самоуправления устанавливают тарифы в размере не ниже экономически обоснованных затрат на их производство.

В противном случае, местная власть должна возместить производителям/исполнителям услуг из регионального бюджета разницу между установленными тарифами и экономически обоснованными затратами на производство услуг. А как видно со слов начальника Главного управления по вопросам ценовой политики Киева Василия Яструбинского, никто никакой разницы оплачивать не намерен – все убытки ложатся на ЖЭКи.

Не лишним будет вспомнить и то, что именно на необходимость справедливого расчета тарифов на жилищно-коммунальные услуги и приведения их к единому уровню по всей стране Виктор Янукович как минимум трижды обращал внимание госслужащих только с начала этого года. «В ближайшее время нам надо выровнять тарифы на воду, газ, жилищно-коммунальные тарифы, чтобы они были едиными. И принять все необходимые акты, законы, подзаконные акты, постановления Кабмина. Даже если надо сейчас вводить какие-то временные правила – подумайте и предложите. Давайте мы вместе примем это решение. Дальше так жить нельзя», – сказал он 25 февраля.

Касательно профильного регулятора, который и должен сделать тарифы по стране едиными, глава государства также не раз высказывался. По закону Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг должна была быть создана еще до 1 января 2011 года.

Позже, 24 января, Президент поручил правительству в срочном порядке проанализировать выполнение закона о создании комиссии и обеспечить ее работу. «Ситуация, которая сейчас существует – недопустима», – отметил тогда Янукович. Рекомендации по срочному решению вопроса с Национальным регулятором прозвучали и на заседании Совета Регионов 7 февраля. Кроме того, свое поручение Кабмину глава государства продублировал 14 февраля. Комиссии же нет и поныне.

Все это очень хорошо раскрывает степень понимания проблемы среди чиновников. Без комплексного подхода вытянуть отрасль из банкротства невозможно. Взявшись за повышение платежной дисциплины населения (которое по цепочке в конце концов приводит к сокращению убытков НАК «Нафтогаз Украины»), чиновники упустили из виду тот факт, что по мере дальнейшего обветшания инфраструктуры никакие скидки не помогут собрать с людей деньги за холодные батареи или воду со ржавчиной. Зато пока киевская власть имеет возможность вдоволь попиариться на своей инициативе.

Однако в перспективе эти скидки все равно будут нивелированы распоряжением Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг. Ведь независимо от того, когда именно начнет свою работу профильный регулятор, – через неделю или через полгода, – он сразу же столкнется с необходимостью приведения тарифов по всей стране к «единому знаменателю». Тогда-то проблема тарифообразования и ударит по власти с новой силой. В одночасье население будет поставлено перед фактом дальнейшего повышения «коммуналки» до окончательного экономически обоснованного уровня. И местным властям придется по-тихому свернуть благородную практику применения скидки – иными словами, ликвидировать несоответствие тарифной политики базовому отраслевому закону.

Как «расшифровать» коммунальные тарифы: советы юриста

Юристы на конкретных примерах объясняют грамотные с правовой точки зрения методы отстаивания своих прав, касающихся жилищно-коммунальной сферы.

 

Юрист Максим Остапенко  рассказал:

— Каким образом можно потребовать от ЖЭО обосновать размер действующих тарифов на коммунальные услуги, а также получить показания внутридомового счетчика отопления, получить четкую схему границ придомовой территории и получить доступ на крышу дома?

— Как заставить ЖЭО починить лифт, который постоянно выходит из строя?

1. Я считаю, что коммунальные тарифы, по которым ежемесячно исправно плачу, слишком завышены. Как и где я могу потребовать обоснование тарифов, чтобы убедиться в их справедливом размере?

Согласно ст.7 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется органами местного самоуправления.

Одновременно, ст.28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» гласит, что формирование тарифов на бытовые, коммунальные услуги (кроме тарифов на тепловую энергию, централизованное водоснабжение и водоотвод — они устанавливаются Национальной комиссией регулирования рынка коммунальных услуг Украины) относится к компетенции исполнительных органов местного самоуправления. Иными словами, их устанавливают исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов. В частности для Киева — это Киевская городская государственная администрация.

В случае несогласия с размерами коммунальных тарифов, за их обоснованиями следует обратиться с письменным запросом в ЖЭО.

Ответ на этот запрос, согласно ст.20 Закона Украины «Об обращении граждан», ЖЭО должен дать не позже, чем через месяц после его получения.

2. Утром я застрял в лифте и опоздал на работу. На работе шеф пообещал вычесть мое опоздание с заработной оплаты. К слову, лифт в моем доме ломается периодически, но в ЖЭО говорят, что у них нет ни средств, ни людей на его починку. Имеет ли мой шеф право вычитывать с зарплаты за опоздание? Если да, то на кого и каким образом, я должен жаловаться, чтобы мне компенсировали эти деньги?

Первый и известный всем шаг в случае поломки лифта — вызов диспетчера лифтовой службы. Дата и точное время Вашего вызова всегда фиксируется в соответствующем журнале.

Что же касается возможных действий руководства на рабочем месте, то здесь необходимо руководствоваться ст.149 КЗоТ Украины. Согласно этой статье, перед наложением на Вас любого вида взыскания, руководитель обязан взять у Вас письменные пояснения, в которых Вы излагаете причины опоздания (делая акцент на их уважительности) и указываете орган (организацию), в которую руководитель сможет обратиться за подтверждением изложенного Вами.

Более того, ст. 147 КЗоТ Украины предусматривает исчерпывающий перечень видов взысканий за нарушение трудовой дисциплины, которыми являются выговор и увольнение. Как видим, такого вида, как взыскание денежных средств с заработной платы данная статья не предусматривает.

Поэтому, в таком случае следует отстаивать свои нарушенные права, обратившись в прокуратуру или инспекцию по охране труда. Естественно, это не лишает Вас права обращения в суд на любой стадии развития проблемы.

Если же лифт в доме ломается систематически, то в этом случае необходимо также составить акт-претензию в ЖЭО за подписью, минимум, двух свидетелей из числа соседей. В документе нужно обозначить проблему (периодический выход из строя лифтового оборудования) и потребовать как можно быстрее устранить неполадки, если это возможно, либо же сделать перерасчет размера оплаты за недолжным образом предоставленные услуги согласно договору о предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Форму типового акта-претензии и детальное описание процедуры перерасчета размера оплаты можно найти по этой ссылке.

Необходимо помнить следующее. Согласно пп. 1 п.15 Типового договора о предоставлении услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, который утвержден Постановлением Кабмина № 529 от 20.05.2009г., исполнитель жилищно-коммунальных услуг (в данном случае ЖЭО) несет ответственность за ненадлежащее предоставление услуги, что привело к нанесению ущерба имуществу и/или помещению потребителя, ущерба его жизни или здоровью. Он должен возместить Вам причиненный ущерб — как материальный, так и моральный. В данном случае, подразумевается судебный порядок урегулирования спора.

В случае, если ЖЭО, в ответ на Ваши претензии по поводу работы лифта, пытается переложить ответственность на организацию, с которой у него заключен договор на обслуживание лифтового оборудования, следует заявить следующее — поскольку договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг у Вас заключен именно с ЖЭО, а не с третьим лицом, то и отвечать перед Вами за недостатки в работе лифта должен именно ЖЭО. Иными словами, переадресация ЖЭО Ваших законных требований к третьему лицу в данном случае недопустима. 

Источник: Comments.UA

You may also like...