Центровые ребята

Центр Киева стал сплошной горячей точкой на карте акций протеста против строек. Отсутствие четкого плана развития столицы разогревает аппетиты застройщиков.  Как рассказал  анонимный источник, хорошо осведомленный в тонкостях взаимоотношений в кулуарах ВР, застройщики составили для нардепов специальный список «неприкасаемых» строек, интересоваться которыми не стоит. 

Центр Киева стал сплошной горячей точкой на карте акций протеста против строек. Отсутствие четкого плана развития столицы разогревает аппетиты застройщиков. Борьба идет за каждый клочок пока еще свободной земли — склоны, дворы, детские сады сегодня застраивают те, кого некому остановить: крупные бизнесмены и политики. 

Приковав себя к строительному крану и заблокировав проезд техники, общественные активисты отчаянно пытались остановить строительство 18-этажного жилого дома прямо над Аскольдовой могилой и памятником апостолу Андрею. Но ни постоянные акции протеста, ни вмешательство президента не тронули сердце застройщика — предназначенная для элиты «высотка» Diamond Hill уверенно растет на оползнеопасных склонах Днепра.

Рука руку моет

Возведение практически каждого крупного объекта в историческом центре Киева сопровождается скандалами. А поскольку с решением градостроительных вопросов связаны все — от рядовых исполнителей до народных депутатов и судей, то буква закона расплывается. Доходит до абсурда — на проекте здания, возводимого во дворе дома №2 по ул. Пирогова свою резолюцию поставил выступавший рецензентом архитектор, живущий в этом дворе. А сейчас он вместе с соседями думает, как же остановить стройку.

Фактически сегодня единственной силой, способной хотя бы приостановить застройку, стала общественность. Люди идут на крайние меры — от перекрытия дороги до приковывания себя к крану. Только благодаря их активным протестам застройщики сдерживают свои аппетиты.

Все ответственные чиновники знают, кому из бизнесменов или политиков принадлежит тот или иной возводящийся объект. Михаил Кучук, заместитель председателя КГГА, в беседе с корреспондентом «ВД» назвал собственника одного из скандальных строительных объектов, но при согласовании текста свои слова вычеркнул. Понять его можно — фамилии реальных владельцев в документах нигде не фигурируют и доказать их причастность практически нереально.

Чтобы установить владельца наиболее скандальных и масштабных строек в столице, «ВД» опросила экспертов из разных сфер деятельности — от общественных активистов до народных депутатов. И все без исключения соглашались говорить только при условии, что их фамилии не будут названы. Эта тема оказалась настолько «деликатной», что некоторые эксперты отказывались обсуждать ее по телефону или в переписке — только при личной встрече.

Составив список бизнесменов и политиков, которым принадлежат скандальные стройки, «ВД» в середине июля обратилась ко всем с запросами относительно их имущественного отношения к объектам. Единственный, кто отреагировал на запрос и лично позвонил корреспонденту «ВД», был Иван Куровский, почетный президент СК «Житлобуд». Он пояснил, что является основателем СК, но, будучи нардепом, не владеет корпоративными правами компании. Что касается «высотки» на Кловском спуске, 7а — «Житлобуд» является инвестором-подрядчиком, здание строится за средства около 300 инвесторов, физ- и юрлиц, а заказчиком строительства выступает завод «Арсенал».

Также «ВД» ответили и из СБУ, сообщив, что не владеют и не обязаны владеть информацией относительно имущественного состояния главы СБУ Валерия Хорошковского, поскольку это не относится к их компетенции. Попросила время для подготовки информации о возможной причастности Дмитрия Фирташа к скандальной столичной стройке по адресу ул. Мазепы, 11а и пресс-служба Group DF. Но на момент сдачи номера в печать комментариев редакция на этот счет так и не получила, хотя с того момента прошло около трех недель.

Мы новый центр строим

За рубежом стремительно развивающиеся столицы тоже сталкивались с проблемой застройки центра. Многим из них ее удалось решить. К примеру, в Париже высотность зданий в центре ограничили девятью этажами, а культурно-деловой центр вынесли в отдельный район — La Defense. В Лондоне деловая активность сосредоточена в районе Лондон-Сити. Подобное много лет предлагают сделать и в Киеве.

Но перенос делового и правительственного центра — дело не одного дня, потому он не способен быстро повлиять на ситуацию. Начинать нужно с введения моратория на застройку исторической части, что делали и стремительно развивающиеся европейские мегаполисы.

В Киеве подобные попытки предпринимались не раз, но для их воплощения не хватало политической воли. Еще в 2007 г. президент Виктор Ющенко подписал указ, предписывающий КГГА и ГПУ в течение трех месяцев принять меры по запрету строительства в историческом центре Киева высотных домов, разработать схемы размещения небоскребов за пределами исторической зоны столицы, утвердить границы исторических ареалов Киева, определить режим использования этих территорий.

ГПУ должна была проверить законность застройки исторического центра. Если бы положения указа были воплощены в жизнь, то сейчас проблема так остро не стояла бы. Но что из этого было сделано — неизвестно, никаких отчетов опубликовано не было, и менее чем через полгода Ющенко отменил свой указ.

Бурную активность начала демонстрировать и нынешняя власть. После массовых протестов граждан против оживившихся строек 22 марта с. г. Николай Азаров поручил создать комиссию из представителей министерств и центральных органов исполнительной власти с участием представителей ГПУ и независимых экспертов с целью проверки строительства в центре столицы на соответствие градостроительному законодательству, государственным строительным, санитарным и экологическим нормам.

Комиссия проверила три наиболее скандальные стройки — на ул. Гончара, 17-23, ул. Б. Хмельницкого,7 и ул. Пирогова, 2. Относительно двух последних члены комиссии вынесли вердикт — возведенные конструкции демонтировать. Выводы комиссии по застройке датированы 16 мая, но и по сей день нет и намека на демонтажные работы на этих объектах. Напротив, в здании над станцией метро «Театральная» заканчивают отделку. Относительно объекта по ул. Гончара выводы более щадящие: проект нуждается в корректировке. Знающие люди говорят, что все из-за того, что эту стройку активно опекают депутаты от ПР, которых часто видят там во время акций протестов.

И все же одно достижение можно записать на счет нынешней власти — 14 июля на сессии Киевсовета депутаты проголосовали за введение моратория на строительство в буферной зоне Софийского заповедника. Для этого потребовалось вмешательство ЮНЕСКО и президента Виктора Януковича, который весной этого года потребовал прекратить застройку буферных зон Софийского заповедника и Киево-Печерской лавры. Впрочем, победой назвать это пока нельзя — де-факто строительство там продолжается.

Один в центре не воин

Чуть ли не единственным органом, который реагирует на нарушения законов, осталась прокуратура, но, к сожалению, и ее протесты остаются без внимания застройщиков. На решения Киевгорсовета от 2005 г. о выделении и передаче в аренду под застройку участка по ул. Пирогова, 2б/Хмельницкого,37б и решение от 2007 г. о возобновлении договора аренды и отчуждении участка прокуратура г. Киева подала два протеста. Первый из них датирован 2008 г., но до сих пор не выполнен.

«В связи с тем, что протест остался без рассмотрения, 24 января этого года прокуратура подала в Окружной административный суд г. Киева иск об отмене этого решения Киевсовета, — сообщил «ВД» Вячеслав Мармыш, замначальника управления защиты прав и свобод граждан и интересов государства прокуратуры г. Киева. — На данное время решение по делу не вынесено».

Отменить эти решения и демонтировать возведенные конструкции, возобновив благоустройство двора, рекомендует и созданная КГГА комиссия по проверке объектов, строящихся в центре столицы. Но ее рекомендации не обязательны к исполнению.

«Заключения комиссий и наличие судебных решений о «незаконности» строительства сами по себе не влекут прекращения строительных работ, если не отменено разрешение на их выполнение. Т. е., к примеру, решение суда о признании незаконным решения Киевсовета о выделении земельного участка под строительство является лишь первым этапом в борьбе с незаконной стройкой, — поясняет Максим Копейчиков, адвокат, партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры».

— Иное дело, если отменено само разрешение на выполнение строительных работ, но и в таком случае застройщики пытаются найти выход из ситуации с помощью различных определений об обеспечении исков или же просто продолжают строительство вообще без документов, и в случае пассивности компетентных органов (органы архитектурно-строительного контроля, прокуратура) такое незаконное строительство может продолжаться месяцами».

Яркий пример беспомощности власти — строительство ТОЦ над станцией метро «Театральная». Чиновники всех уровней признают, что там множество нарушений, ГАСК отозвала свое разрешение на строительство, но работы по возведению объекта продолжаются, а застройщик обходит все запреты через суд.

«Строительство над станцией метро «Театральная» — это беда и преступление, — резюмировал Виктор Тихонов, занимавший на момент активного возведения ТОЦ пост министра Минрегион-строя. — Но мы не можем его остановить — фирма выигрывает все дела в суде».

Строить нельзя сносить

«Скандалы и споры вокруг строительства объектов в центре Киева будут продолжаться до тех пор, пока на государственном уровне не утвердят план застройки столицы, — уверен Иван Куровский, нардеп, почетный президент СК «Житлобуд». — Столица не может развиваться хаотично, как это происходит последние 15 лет.

В документе должны быть четко прописаны высот­ность и целевое назначение зданий, которые могут быть построены на конкретном участке, чтобы этот вопрос был решен еще на этапе выделения земли. В таком случае как минимум половины строительных скандалов в столице удастся избежать». (Этажность и целевое назначение зданий должны быть прописаны в зонинге — документе, который городские власти должны разработать до конца этого года. Однако велик риск, что он узаконит все скандальные стройки. Подробнее — см.«Жизнь без плана», «ВД» №22 с. г.)

Чтобы взять под контроль застройку исторического центра столицы, нужно утвердить границы исторических ареалов Киева, в которых ввести мораторий на строительство, но закрепить его либо указом президента, либо отдельным законом. Кроме того, нужно признать земли в охранной зоне Софии и Лавры «особо ценными землями», тогда, согласно ст.150 Земельного кодекса, вопросы землеотвода нужно будет согласовывать в Верховной Раде. Кстати, представители общественных организаций даже подали такой иск и выиграли суд в первой инстанции, но КГГА подала апелляцию.

«Действенной и простой мерой было бы введение денежного залога при строительстве, — считает Игорь Луценко, лидер общественной организации «Сохрани старый Киев». — Каждый, кто строит нечто важное в центре, должен внести залоговую сумму, сопоставимую со стоимостью проекта, чтобы в случае несоответствия построенного здания определенным нормам его можно было за эти деньги снести или реконструировать по решению суда».

В центре можно разрешить только реставрацию памятников и создание туристическо-гостиничной и музейной инфраструктуры. Кроме того, надо определить режим использования этих территорий, разра­ботать схемы размещения небоскребов за пределами исторической зоны столицы. Должна быть введена персональная материальная и уголовная ответственность за подписание составленных с нарушением закона документов. Некоторые общественные активисты считают, что остановить строительный хаос помогут только радикальные и жесткие меры.

«Нужно ввести уголовную ответственность за нарушение мораториев по сносу зеленых насаждений и застройке исторического центра, за выселение или приватизацию музеев, библиотек и книжных магазинов, — уверен Алексей Гриценко, член общественной организации «Гражданская позиция». — Госреестр недвижимых памятников Украины надо сделать публичным».

Но наиболее эффективно было бы показательно снести хотя бы один построенный с нарушениями объект. Однако на то нужна политическая воля, которую в Украине проявить некому.

Не удалось отстоять

Ул. Богдана Хмельницкого, 7 (м. «Театральная») Торгово-офисный центр

Строительство сопровождалось много­численными акциями протеста, вызовами милиции и чиновников, решениями судов. Намерения его запретить декларировали представители практически всех уровней власти. В мае этого года временная комиссия по проверке объектов, строящихся в центральной исторической части Киева, вынесла вердикт: здание демонтировать, сквер восстановить. Тем временем строители начали отделку здания.

Ул. Гончара, 17-23 (буферная зона заповедника «София Киевская»)

Элитный жилой комплекс с двухэтажным подземным паркингом, бассейном и водопадом (Fresco Sofia)

Строительство не смогли остановить ни решение суда, ни пикеты киевлян, ни блокирование ими работы строительного крана, ни угрозы со стороны ЮНЕСКО внести «Софию Киевскую» в «черный список» объектов, которые разрушаются.

Ул. Грушевского 9а (Мариинский парк) 22-этажный элитный жилой комплекс

Строительство сопровождалось много­численными нарушениями, среди которых — несоответствие фактической застройки и утвержденной (в проекте речь шла о 15 этажах). Против возведения дома наряду с общественностью выступили архитекторы и геологи. По мнению первых, «высот­ка» испортила вид столицы. Вторые указывали на не­безопасность строения: дом стоит на оползнеопасных склонах. Обращения к органам власти, вплоть до президента, результатов не принесли. Дом введен в эксплуатацию.

Ул. Мазепы, 11 а-б (Аскольдова могила)

18-этажный жилой дом Diamond Hill, расположенный прямо над Аскольдовой могилой и памятником апостолу Андрею

Дом возводят на участке в 0,8 га на месте детского сада, на оползнеопасных склонах. Остановить стройку оказались неспособны ни вмешательство президента, ни массовые акции протеста активистов с приковыванием себя к крану и блокированием техники.

Ул. Пирогова, 2 Элитный жилой комплекс с подземным паркингом

Строительство ведется, несмотря на два протеста прокуратуры г. Киева и решение комиссии КГГА по проверке строек в центре столицы о демонтаже возведенных конструкций. Их строительство началось на участке 0,23 га, на месте снесенного 2-этажного памятника архитектуры. Стройку признали технологически опасной, которая может привести к деформации трех памятников архитектуры — Национального музея медицины Украины и домов по ул. Пирогова, 2 и 6.

Ул. Сагайдачного, 1, 5-этажный офисный комплекс с подземным паркингом на 38 машиномест

Строительство ведется на месте снесенной усадьбы Казанского 1909 г., которая в свою очередь входила в состав заповедника «Древний Киев», где строительство запрещено приказом Минкульта от 2010 г. Однако в 2009-м экс-министр культуры и туризма Василий Вовкун своим приказом исключил усадьбу из госреестра памятников архитектуры, после чего она была снесена, а на ее месте началось строительство офисного комплекса.

Кловский спуск, 7а, Офисно-жилой комплекс высотой 162 м

Возводится на месте бывшего детского садика на участке в 0,6 га на территории завода «Арсенал». Станет самым высоким зданием столицы — включает 16-этажный офисный центр и 42-этажный жилой комплекс. Многие архитекторы выступали против «высотки», которая не только кардинально изменит вид столицы, но и усугубит транспортную проблему в центре — на 209 квартир и 19 тыс. кв. м офисов предусмотрен подземный паркинг всего лишь на 284 места.

Отстояли от застройки

Пейзажная аллея (ул. Владимирская, 2 — ул. Б. Житомирская, 34)

9-этажный элитный комплекс с подземным паркингом и бассейнами на крыше

Строительство предполагалось вести на землях заповедника «Древний Киев», находящегося под охраной ЮНЕСКО. Заказчиком строительства выступил МИД. Активистам удалось отстоять Пейзажную аллею, на которой меценаты и местные жители за собственные средства создали ландшафтный парк с оригинальными скульптурами. Верховный Суд принял решение о незаконности выделения этого земельного участка.

Ул. Шелковичная, 39/1а, (Александровская больница), 17-этажный дом

Строительство здания должно было вестись на склоне Кловского холма на территории Александровской (Ок­тябрь­ской) больницы прямо между мемориалом академику Богомольцу и корпусами больницы. Активные протесты общественности и сотрудников больницы привели к тому, что в мае 2010 г. Высший хозсуд отменил решение Киевсовета о выделении этого земельного участка под застройку.

Строительные работы приостановлены

Ул. Лукьяновская, 11 (гора Щекавиця), 4-этажный 8-квартирный жилой дом

Индивидуальный дом по проекту «вырос» до четырехэтажного особня­ка на восемь квартир площадью 3 тыс. кв. м. Кроме этого, расчищая выделенные 10 соток, застройщик вышел за границы и на 20 метров срезал историческую гору, что привело к ее разрушению. После активных протестов граждан и проверки чиновников КГГА аннулировала разрешение ГУ архитектуры и намерена вынести на сессию Киевсовета проект решения об отмене выделения земли.

Из центра — вон

Вопрос сохранности исторического облика центра столицы в разных странах решали по-разному. Многие мегаполисы Европы выносят деловой центр за пределы исторической части, на окраину. В Казахстане подошли к проблеме более кардинально — перенесли административную столицу в Астану, сохранив тем самым архитектурное наследие Алма-Аты от атаки застройщиков. Вслед за правительством в Астану переместилась и деловая активность, а город получил мощный приток инвестиций в строительство.

Схожие варианты решения проблемы предлагают и в Киеве. Один из них — перенести Киевскую обладминистрацию в пригород, к примеру, в Ирпень или Белую Церковь. Более радикальный способ разгрузить центр предлагают сторонники переноса всего правительственного и делового комплекса на Левый берег. Эта идея витает в воздухе уже несколько лет и оживилась этой весной, после поездки Виктора Януковича в Астану. По поручению президента КГГА нашла шесть участков для возможного строительства делового центра Киева. Но дальше разговоров дело пока не пошло.

Около 30% общего объема строящихся офисных центров приходится на центральный деловой район Киева. Подобная тенденция характерна для формирующихся рынков. На развитых рынках она изменилась — основная масса компаний перемещает свои офисы на окраины. Эти процессы уже прошли в европейских столицах, проходят в Москве. По данным компании Jones Lang LaSalle, Ukraine, в Москве только 15% возводимых офисных площадей расположены в центре города, а в Париже — 7%.

Потерянный интерес

Как рассказал «ВД» анонимный источник, хорошо осведомленный в тонкостях взаимоотношений в кулуарах ВР, застройщики составили для нардепов специальный список «неприкасаемых» строек, интересоваться которыми не стоит. В этом перечне — больше десятка объектов. Практически все они размещены в центральной части Киева.

Ирина Никифорова, глава инициативной группы жителей, выступающих за отмену строительства по ул. Гончара, 17-23

— Одним из действенных рычагов для изменения ситуации с бесконтрольным выделением земельных участков под застройку в охранной зоне той же «Софии Киевской» было бы внесение информации об этих участках в земельный кадастр как о «землях историко-культурного назначения», то есть «особо ценных землях». В этом случае любое решение о землеотводе, в соответствии со ст.150 Земельного кодекса, должно быть согласовано с Верховной Радой. Действенным оказалось бы создание прецедента — снос одного или нескольких незаконно построенных зданий, которые сейчас называют «градостроительной ошибкой». Также необходимо ввести персональную ответственность (вплоть до криминальной) чиновников, незаконно подписавших согласования или разрешения на строительство в охранных зонах заповедников или в зоне регулируемой застройки первой категории (центральной части).

Автор: Наталья Ковалевская, ВЛАСТЬ ДЕНЕГ

You may also like...