В битва за льготы победили более богатые

Во вторник была предпринята попытка штурма Верховной Рады: протестующие против законопроекта, упраздняющего льготы афганцев, чернобыльцев и других категорий населения, прорвали кордоны «Беркута», окружили здание и выломали двери парламента. Напуганные депутаты спасались бегством – через «черный вход»…

 В этом побоище победа была за митингующими – напуганные напором протестантов, депутаты согласились «отложить» рассмотрение законопроекта, стоявшего в повестке дня пятницы, и даже пообещали согласовать его текст с самими льготниками. Тем не менее, в комментариях журналистам представители правящего большинства утверждали, что льготы рано или поздно все равно нужно упразднять, так как многие из них существуют только на бумаге.

В законопроекте 2951-VI, сказано, что выплаты и компенсации ветеранам, чернобыльцам, шахтерам, медикам, учителям, участникам и детям войны, пожарным, лицам, имеющим особые трудовые заслуги перед Отечеством, работникам милиции и членам их семей (всего – 16 льготных категорий) будут регулироваться в «ручном режиме».

Иными словами, в новом законе не будет даже упоминания о конкретных суммах компенсаций, выплат, размерах скидок на оплату услуг ЖКХ. Не будет четких данных о периодичности предоставления санаторно-курортных путевок. К примеру, если раньше бесплатные санаторно-курортные путевки полагались чернобыльцам ежегодно, то сейчас слово «ежегодно» из законопроекта исчезло.

Студентам вузов этой категории полагалась стипендия, повышенная на 100%, сейчас ее размер будет определять Кабмин. Дополнительную пенсию инвалиды-чернобыльцы І категории (а также дети-инвалиды и больные лучевой болезнью) получали в размере 50–75% минимальной пенсии по возрасту.

Сейчас же ее размер также будет зависеть от щедрости Кабмина. Это же касается льгот и компенсаций участникам боевых действий – на ежегодные выплаты в размере пяти минимальных пенсий по возрасту они могут не рассчитывать, их сумму определят министры. А вот статья, предусматривающая льготы инвалидам войны (по желанию, вместо путевки в санаторий они могли раз в два года получать денежную компенсацию от 75 до 100% ее стоимости) в новом законопроекте вообще отсутствует.

Журналисты издания Kontrakty.ua попросили главу Комитета по вопросом соцполитики Василия Хару рассказать, почему законопроект, упраздняющий льготы, носит завуалированное название «Об исполнении решений судов», какие льготы собираются отменить, будет ли предусмотрена какая-то другая помощь, вместо льгот, а также почему власть решила сэкономить на самых уязвимых слоях населения.

В чем необходимость внесения данного законопроекта? На льготы чиновникам и депутат деньги в бюджете есть, а для афганцев и чернобыльцев нет?

Василий Хара: Знаете, мы в свое время понапринимали такое количество социальных законов, что бюджет даже одну треть их выполнить не может. Поэтому перед правительством стоит задача – каким-то образом решить эту проблему. То есть, либо найти деньги, а это можно сделать только раскрутив экономику. Либо честно признаться, что экономика не только сегодня, но и вчера, не способна выплачивать эти льготы. А у нас получается, что мы кормим человека надеждой, что государство ему выплатит льготы год, два, три. Лучше б он знал, что государство ему не обязано. Поэтому попытки обрезать ту часть льгот, которую неспособен нести бюджет, делалась не только этим правительством.

О какой сумме идет речь?

Василий Хара: Есть разные подсчеты, но, я думаю, это где-то свыше 100 миллиардов. Это достаточно приличная сумма. Другое дело – как это делается. У нас были предложения от комитета: давайте разложим «пасьянс», что у нас есть, и что мы не способны выполнять. Давайте проведем общественные слушания – создадим общественное мнение, чтобы люди понимали, как обстоят дела на самом деле. Потому что есть много тех, кто незаслуженно получают льготы. Нужно подготовить морально людей к принятию этого решения и честно сказать: мы не способны выплачивать льготы. И тогда уже принять закон, которым отменить те законы, которые государство не способно выполнять.

Почему законопроект об урезании льгот назвали завуалировано – «Об исполнении решений судов»? Надеялись, что его примут, не заглянув в середину?

Василий Хара: Это и у меня вызывает неприязнь. Зачем закон называть иначе, а по сути дела в содержание вкладывать совсем другое.

Что в итоге, кому предлагается отменить льготы, согласно этому законопроекту?

Василий Хара: Там много категорий: это и чернобыльцы, и афганцы, и военнослужащие, и милиционеры… Часть льгот, которые им полагаются, предлагается отменить. Но по сути дела, это та часть, которая и раньше никогда не выполнялась. Речь не идет о тех льготах, которые реально сегодня получают люди.

Какие-то альтернативные виды помощи, скажем, адресная, взамен льгот, предлагаются?

Василий Хара: А не может быть альтернативной помощи. Как ее не назови – адресная или не адресная – денег нет в природе, физически! Когда деньги появятся, тогда можно возвращаться к этому вопросу. Другое дело – то, что останется после сокращения льгот, вот там нужно разложить «пасьянс» и сделать оставшиеся льготы адресными. Во-первых, нельзя давать льготы всем подряд, в первую очередь, нужно помочь тем, кто приближается к черте бедности. И, во-вторых, нужно провести монетаризацию льгот. Чтобы человек имел не просто «скидку» на коммунальные платежи и проезд в транспорте. Лучше дать человеку определенные средства, которыми он сам сможет распоряжаться, как захочет. Хочешь – едь в трамвае, хочешь – сзади за ним беги. Адресность и монетаризация льгот – сложный процесс.

Почему экономят на самых бедных? Почему не экономят, например, за счет миллионов гривен, выделяемых на оздоровление чиновников?

Василий Хара: Я за то, чтобы ни у кого – ни у чиновников, ни у народных депутатов, льгот не было. У нас есть льготы на санаторно-курортные путевки. Но и зарплата такая, что мы могли по полной стоимости купить эту путевку. Это можно и нужно сделать. Но хочу вам сказать, это, по большому счету только чуть-чуть улучшит ситуацию. Это не решит проблему 100 миллиардов, которых не хватает на льготы. То есть, это вопрос, скорее, больше нравственный, чем экономический.

Подсчитывали, скольких людей затронет данный законопроект?

Василий Хара: Мы не вели такой статистики. Если бы эти льготы выплачивались, была бы статистика, но они ведь были только на бумаге. Но мне кажется, это сотни тысяч.

Законопроект пока что отложили. Тем не менее, многие говорили, чтобы в пятницу за него проголосовать? Вы сами голосовали бы «за» или «против»?

Василий Хара: Трудно сказать. Большинство – против, но «за» могли проголосовать. Я бы не голосовал. Но вы знаете, у нас принцип какой: когда я ухожу по каким-то делам, карточка моя может остаться в системе, так что кто-то может ею проголосовать. Хотя когда принималось решение по пенсионной реформе – я забрал карточку и даже ее дубликат, от греха подальше.

Льготы власти

Народные депутаты (всего – 40 категорий льготных норм)

Список льгот нынешним и бывшим народным депутатам содержится в законе «О статусе народного депутата». Из 38 статей закона об обязанностях народного депутата говорится только в двух, остальные 36-ть посвящены изложению прав и привилегий. Деятельность одного народного депутата в 2011 году обойдется стране в более чем в 500 тыс грн (деятельность 450-ти – 250 млн грн).

В эту сумму входят траты на командировки, телефонные разговоры, проезд, оплата за выступления на радио, телевидению, публикации в прессе. Только на оздоровление слуг народа и чиновников планируется потратить 500 млн грн! Вот лишь некоторые из привилегий парламентариев, оплачиваемые из кармана налогоплательщика:

– после сложения полномочий народного депутата, выплата зарплаты действующего депутата в течение 2 лет;

– если по истечении 2 лет бывший народный депутат не трудоустраивается, далее до пенсионного возраста ему полагается ежемесячная выплата 50% действующей депутатской зарплаты;

– выплата 12 окладов при выходе на пенсию;

– бесплатное медицинское обслуживание в ведомственных клиниках;

– государственное страхование жизни и здоровья на сумму десятилетнего денежного содержания одного парламентария;

– 80% скидка на санаторно-курортные путевки;

– ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере двух депутатских окладов (до 40 тыс грн);

– бесплатный проезд всеми видами транспорта (самолет, поезд, автобус, кроме такси, но в автопарке ВР всегда можно взять одну из разгонных «шкод» и до двух часов в день кататься, как на такси);

– бесплатное дополнительное образование;

– компенсация трат на мобильную связь;

– бесплатная парковка авто на всей территории страны;

– бесплатное пользование конференц-залами в аэропортах.

Министры (информация о льготах – в документе с пометкой «для служебного пользования»)

– 30 календарных дней отпуска;

– служебный транспорт;

– дипломатический паспорт;

– пенсия в размере 80% оклада работающего министра (оклад в среднем — 18 тыс грн) ;

– госдачи.

Президент (полный перечень льгот – государственная тайна)

– находится на полном гособеспечении: проживает в госрезиденции, которую обслуживает повар, официанты, домработницы, садовник за счет бюджета;

– полное медобслуживание его и супруги;

– бесплатное санаторно-курортное лечение;

– гардероб;

– охрана, транспорт.

Автор: Наталья Клименко, КОНТРАКТЫ

*****

«Они хотят войны? Так они ее получат!»

Штурм ВР глазами корреспондента издания «Обком»:

Как начался штурм Верховной Рады, – этого из находившихся внутри господ с депутатскими значками не понял решительно никто.

Ну, подумаешь, стояла с утра у ограды средних размеров толпа «афганцев» и чернобыльцев. Стояла – и вполне себе безобидно, хотя и бойко, требовала от народных депутатов вернуть недавно упраздненные в первом чтении социальные льготы малообеспеченным слоям населения. Ну и что с того, что в камуфляжной форме? – ведь под стенами парламента в последнее время традиционно людно дежурит «Беркут». Да и «афганцы» эти – старички уже, куда им лезть в такую мясорубку?!

А они «полезли» – и в стенах украинского парламента началась не то чтобы паника, но средней тяжести мандраж. По мере того, как нарастал шум снаружи, корреспондент «Обкома» стал свидетелем того, как несколько встречных депутатов делали осторожные пассы руками, после чего их депутатские значки исчезали в карманах дорогих пиджаков. Народные избранники явно опасались того, что, ворвавшись внутрь, суровые дядьки от 40 до 60 начнут молча и деловито бить их по законодательному лицу – причем, вполне возможно, ногами.

А давление извне нарастало: люди в камуфляжной форме играючи преодолели невысокий заборчик – и с пугающей скоростью пошли на приступ одного из депутатских входов в здание под куполом. В двери гулко забарабанили, и было видно, как милиционеры из охраны напряглись, ожидая дальнейшего развития событий. Одна только надежда была у них в этот момент – на бойцов «Беркута» в полном обмундировании. Но сколько тех бойцов по сравнению с «афганцами»? – эта мысль не давала покоя милиции и депутатскому корпусу.

Нажим протестующих тем временем усиливался; сквозь внутренние двери было видно, как «беркутовцев» выдавливают в пролет между дверными проемами. Снаружи были слышны крики:

– Вперед, ребята!

– А ну-ка назад!

– Куда назад? – раздался откуда-то сбоку мощный рык. – Сопляки, это вы чухайте назад!

Удары кулаков о могучие двери производили серьезное впечатление. И тут, на мгновение оглянувшись в сторону кулуаров, корреспондент «Обкома» увидел пробегающего наверх, в сессионный зал, Михаила Чечетова.

– Михаил Васильевич, – возник сам собой вкрадчивый вопрос, – а где ваш депутатский значок?

На миг маленькие глазки главного сигнальщика коалиции воровато забегали. Но г-н Чечетов быстро нашелся с ответом.

– А я его вообще не ношу. Не ношу и все! А вот некоторые и спят с этим значками, и пиво в них пьют! А я не ношу!

Здесь внимание корреспондента отвлек голос «старшого» по внутренней охране ВР:

– Давай мне скобу, изнутри запру двери! Журналисты, отойдите от окон, не провоцируйте людей!

Бойцы «Беркута» после того, как участники митинга афганцев и чернобыльцев попытались взять штурмом Верховную Раду, забаррикадировали своими телами вход в парламент. Киев, 20 сентября 2011 года. Фото  Мустафы Найема и Сергея Лещенко . Украинская правда

Коллеги – с камерами и без – действительно прилипли ко всем «бойницам»; их лица выражали давно забытый в этих стенах «драйв» и, пожалуй, легкий намек на ожидание того момента, когда атакующие ворвутся внутрь и поговорят с надоевшими «народными избранниками» по душам…

…Где-то в районе правой двери внешнего входа послышался звон разбитого стекла. В двери забарабанили еще сильнее. Сквозь внутренние двери было видно, как бойцы «Беркута» толкаются с побагровевшими от напора атакующими. Корреспондент «Обкома» перешел к одному из боковых окон первого этажа – и глазам его предстало любопытное зрелище.

Один за другим, к дверям продвигались седоватые «афганцы». Шли они как бы нехотя, да еще и смущенно улыбаясь друг другу. Так улыбаются люди, некогда ходившие под пулями, а теперь вынужденные играть в пейнтбол с детьми дошкольного возраста. При этом от просторных окон атакующих отделяла лишь хлипкая цепь «беркутовцев», и при желании «афганцы» могли проникнуть внутрь в считанные минуты. Но они шли к дверям, в упор не желая замечать более доступного пути.

И стало совершенно ясно, что этот штурм здания парламента – и не штурм вовсе, а так, предупредительная мера, желание показать, что может произойти, если выдвигаемые к властям требования не будут удовлетворены.

Когда «Беркуту» подослали подкрепление и пробившихся в дверной «предбанник» вытеснили на улицу, корреспондент «Обкома» был уже на площади возле парламента. Площадь была запружена «афганцами», среди которых совершенно потерялись уступающие им в численности чернобыльцы. Боевые награды на камуфляжной форме поблескивали на солнце, их обладатели оживленно переговаривались друг с другом.

Фото  Мустафы Найема и Сергея Лещенко . Украинская правда
Фото  Мустафы Найема и Сергея Лещенко. Украинская правда

– Я «Беркуту» говорю: ребята, зачем вы пустили газ? Вы что, на отцов своих руку поднимаете?

– Эй, шурави в здании! Небось, перес…али там?

– Тигипко – душман! Тигипко – к народу!

– Козлы, трусы – выставили молодых пацанов прикрывать вам жопу! Так ее все равно ничто не спасет!

– Они вообще собираются пускать нашу делегацию внутрь? Или им хочется войны? Так они получат войну! БТР-ы сюда надо, б…ь, да еще ребят – и мы эту богадельню н…й разнесем!

Попутно под руку «афганцам» попался Александр Ефремов. Бить его не стали – все же не побоялся выйти на площадь один! – но пару советов о том, куда ему «засунуть» предлагаемую к созданию рабочую группу по решению конфликта, глава фракции ПР получил.

Впрочем, при всем эмоциональном накале происходящего ситуацию на площади контролировали две общественных организации «Украинский союз ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов)» и «Никто, кроме нас». Тон во второй из них задавал скандально известный экс-директор МДЦ «Артек» Борис Новожилов. С импровизированной трибуны через динамики он сообщил протестующим, что внутрь здания направляется тройка переговорщиков с тем, чтобы донести до нардепов требования собравшихся.

– Только отмена закона! – заявил г-н Новожилов. – Мы не уйдем отсюда, пока они не вернут то, что нам по праву принадлежит!

– Да, не уйдем! – закричала толпа. – Позор Раде! Ганьба!

– Я был одним из первых, кто пошел на приступ, – рассказал «Обкому» 57-летний Михаил из Винницы. – Приказа штурмовать у нас не было, была команда немного поддавить. Если бы мы хотели войти внутрь, мы бы вошли. Газ пускали ребята из «Беркута», но мы на них не в обиде: у них был такой приказ. А вот те воши, что там окопались, – вот они должны за все отвечать. Не отменят закон – завтра здесь будет в сто раз больше людей!

Тем временем у другого крыла Верховной Рады инициативная группа «афганцев» безуспешно ждала, когда ее пустят к Владимиру Литвину. Вокруг переговорщиков уже сновали доброхоты – нардепы Евгений Царьков (КПУ) и Олег Ляшко.

Фото  Мустафы Найема и Сергея Лещенко . Украинская правда
Фото  Мустафы Найема и Сергея Лещенко. Украинская правда

– Мы хотим прийти так, чтобы нас услышали, – объяснял «Обкому» «боевую задачу» Борис Новожилов. – Потому что нас не слышат! Нам предлагают какие-то закулисные переговоры, но это все жульничество, они опять собираются обмануть людей в надежде, что они разойдутся. Поэтому мы хотим прийти и донести наши требования до депутатов. Единственно правильным решением – для всех, для страны! – будет отменить этот закон. Они обманывали столько раз, что только голосование по отмене этого закона может быть гарантией того, что завтра, с подачи Азарова или кого-то другого, они не примут еще какой-нибудь закон, который не просто поставит нас на колени, а еще и заставит нас целовать им руки и ноги!

– Это нужно сделать сейчас – влез в разговор нардеп-коммунист Евгений Царьков. – Потому что в пятницу готовится принятие этого закона во втором чтении. И если люди уедут, то надо будет элементарно поднять 235 лапок – и закон вступил в силу.

– А вы готовы к тому, – спросил г-на Новожилова корреспондент «Обкома», – что вас будут пытаться использовать такие вот политиканы?

– Среди тех, кто сюда пришли, нет ни одного политика. Потому что мы не видим смысла в том, чтобы договариваться с политиками. Более того, я считаю, что те люди, которые называют себя парламентской оппозицией, по совести должны были сложить мандаты и оставить эту банду сидеть в одиночестве. Сделать их нелегитимными! Но они остались там. Поэтому мы не хотим, чтобы какая-нибудь политическая сила нас использовала!

– Передайте им одну простую вещь, – обратился Новожилов уже к нардепу Царькову. – Все, что будет происходить дальше, – вина за это, в том числе уголовная, – будет в том числе и на них. Они не всегда будут при власти. И первое, что сделает новая власть, – она посадит тех, кто все это допустил!

Однако к Литвину протестующих не пустили; вместо этого под вечер к ним явился брошенный своими соратниками на растерзание вице-премьер Сергей Тигипко. Он передал обещание премьер-министра и спикера Верховной Рады не принимать без переговорщиков никакого решения по проекту закона №9127 и предложил встретиться с инициативной группой на следующее утро.

– Мы пока разошлись до завтра, но никакой веры этим козлам нет, – сообщил нашему изданию по телефону один из активистов «Никто, кроме нас» Виталий. – И если обманут, – тогда еще на этой неделе здесь будут стоять десятки тысяч героев афганской войны!

…А корреспондента «Обкома», покинувшего парламентскую площадь несколькими часами ранее, на выходе из ограды окликнул невысокого роста пожилой мужчина в камуфляжной форме и тельняшке.

– Слышишь, парень, где здесь аптека? Что-то желудок прихватил, а лекарство дома забыл…

Выслушав пояснения о том, как пройти к ближайшей аптеке, «афганец» кивнул и, без видимой связи с предыдущим своим вопросом, сказал:

– Говорила мне жена: Коля, не надо туда ехать, ты уже не мальчик, а я ваши игры знаю, как соберетесь вместе – так обо всем забываете! Останься дома! А я ей сказал: да, я не мальчик. И потому ценю мужскую дружбу. И вместе мы покажем этим гадам, что…

Побагровевший «афганец» не договорил, еще раз кивнул и медленно побрел по направлению к аптеке.

Автор: Семен ПОТЕМКИН, ОБКОМ

 

You may also like...