Почему в Запорожье процветают наркоторговля и «борцы» с нею. А горожане – «загибаются»

Наркомания давно стала угрозой для украинцев. А милиция превратила борьбу с этой заразой в доходный бизнес. Количество наркоманов, например, в Запорожье увеличивается с каждым годом. Наркоторговля всё так же процветает. А те, кто должен этому расцвету препятствовать, зарабатывают на наркоманах деньги и чины.

Интернет- сексот

Тридцатилетний житель Запорожья Игорь (имя изменено) сумел не только вырваться из порочного круга наркомании, но и порвать отношения с милицией. Стражи порядка, нарушая закон, использовали его не только как штатного понятого или осведомителя, но и как провокатора.

Игорь несколько лет назад попался на хранении марихуаны. Перед ним поставили выбор: либо колония, либо «работа» на отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) Шевченковского района.

«Моя работа состояла в следующем: я заходил на запорожские сайты и знакомился с людьми, – рассказывает Игорь. – Найдя общий язык и интересы с определенным человеком, я просил его помочь купить мне наркотики. Мол, если он мне купит и привезет «траву», таблетки или «ширку» (самодельный наркотик для внутривенных инъекций. — авт.), то я ему хорошо заплачу, и мы вместе «закинемся». Если моя жертва соглашалась, то мы договаривались о встрече в ближайшее время. Затем я шел в райотдел, и там мне давали деньги на покупку наркотиков, предварительно переписав номера купюр».

К месту встречи ехали и оперативники ОБНОН. Находясь в автомобиле, они снимали на видео момент встречи агента и продавца, передачу наркотиков и денег. Эта запись становилась формально основанием к возбуждению уголовного дела в отношении продавца.

С задержанного вымогали деньги, чтобы не возбуждать уголовное дело, или же «барыгу» вербовали. Если у торговца наркотиками нет денег или он не соглашается работать на милицию, против него возбуждают уголовное дело. Ведь в милиции до сих пор существует система, когда за высокую раскрываемость преступлений поощряют званиями и новыми должностями. Однако это – на втором плане. Главная цель — получение денег от торговца. «Такая картина — в каждом райотделе Запорожья. Руководство областной милиции знает об этой ситуации», – уверяет Игорь.

Таким образом создается видимость борьбы с наркоторговлей, а реальные торговцы продолжают оставаться на свободе, распространяя отраву в Запорожье. Больше того, некоторых крупных торговцев наркотиками милиция якобы знает, но не задерживает. Складывается впечатление, что у них есть приказ: «этого не трогать».

«Оборотни» в наручниках

 

 

…шприцы на заднем дворе Шевченковского райотдела говорят сами за себя

В 2003 году Запорожье потряс громкий скандал. Два депутата от Соцпартии предали огласке факты и документы, из которых следовало: в торговле наркотиками в нашем городе замешаны высокопоставленные сотрудники МВД Запорожской области. Делом занялась Служба безопасности Украины. Бойцы СБУ провели спецоперацию, в результате которой с поличным были взяты подполковник и бывший майор милиции.

Вслед за ними были арестованы начальники Энергодарского и Мелитопольского ОБНОНов, сотрудник Управления по борьбе с организованной преступностью. Кроме наркотических средств (ацетилированного опия и маковой соломки), у арестованных было обнаружено несколько единиц огнестрельного оружия, среди которых – винтовка с оптическим прицелом и глушителем. Был задержан (и вскоре отпущен под подписку о невыезде) уже бывший начальник областного ОБНОНа, подполковник Руслан Пучков.

Впрочем, из всех вышеперечисленных на скамью подсудимых сели только четыре человека. Были признаны виновными в незаконном изготовлении и хранении с целью сбыта наркотических веществ в особо крупных размерах два милиционера (один из них — экс-майор милиции Комаров, а второй — подполковник Воблый) и двое изготовителей наркотических препаратов. Все они отправились в колонию. А высшие милицейские чины отделались легким испугом и загубленной карьерой. Можно предположить, что это «чудесное спасение» обошлось «спасенным» в немалую сумму…

Только для своих

Существует миф о том, что наркотики в нашем городе общедоступны. Это неправда. Если вам с потолка упала идея «дай-ка нюхну» и вы начнете звонить знакомым с вопросом «где купить?», то вряд ли чего-то добьетесь.

Для того, чтобы купить дозу нюхательного порошка, «ширки», грибов или таблеток, надо общаться в определенных кругах людей. Если очень «повезет», в ночном клубе к вам подойдет «барыга» и предложит сам. Но в Запорожье это, скорее, редкость: после закрытия ночного клуба «Сова», в котором (по слухам) достаточно публично торговали наркотиками, многих «барыг» выгнали сами владельцы клубов.

Несколько месяцев назад в арке дома на площади Фестивальной продавали наркотики. Иногда возле окошечек киоска выстраивалась очередь жаждущих получить дозу. Тогда журналист «Субботы плюс» пыталась купить чего-нибудь «закинуться», но продавец скорчил непонимающую мину и закрыл окошко.

Что касается элитных наркотиков типа кокаина, в Запорожье они, бесспорно, есть. Ввиду немалой стоимости (200-300 долларов за грамм) их употребляют состоятельные люди. По слухам, «коксом» балуются некоторые запорожские бизнесмены и политики.

Цыганские точки

 

 

Наркоману на фото повезло: врачи спасли его от передоза. Многим везет значительно меньше

Судя по милицейским сводкам, доблестные сотрудники «органов» денно и нощно охотятся за неуловимыми наркоманами и наркоторговцами. Но те, негодники, неведомым образом ускользают из рук правоохранителей. Разве что изредка милиционеры задержат подростка с коробком «травы» в кармане или парня, который в поиске денег на дозу напал на прохожего и отнял у него мобильный телефон. «Суббота плюс» доказала очевидное: места скопления наркоманов и точек продажи известны многим, только вот милиция воспользоваться этой информацией не спешит.

Корреспонденты «Субботы плюс» вышли на проспект Ленина и сели в первое же такси. Показали водителю удостоверения, рассказали, что пишем статью. И таксист устроил нам «обзорную экскурсию» по запорожскому центру наркоторговли — поселку ДД. Там живет много цыган, приторговывающих «ширкой». «Вы увидите их сразу — они там себе шикарные домики отстроили», – пообещал таксист.

По его словам, цыгане особо не прячутся — торгуют прямо дома. «Звонишь цыгану, он высылает ребенка с пакетиком. В пакете уже весь набор — раствор, шприц. Можно подъехать в несколько мест: когда тепло, там тоже сидят цыгане. Поймать их сложно — ну, сидят две тетки и сидят. Незнакомому продать могут, но обмануть их очень тяжело, они наркомана сразу видят», – поделился опытом водитель.

Проехавшись по поселку ДД, мы миновали несколько «точек» – в основном это места возле магазинов или киосков. Рядом замусоренные посадки — туда, по словам таксиста, наркоманы бегают «ширяться».

«Нарколошадки»

Раньше, еще лет десять назад, наркотики продавали на точках – специальных условленных местах. «Одна из таких точек была у меня под домом. Я из окна регулярно видел: подъезжает машина, к ней сбегаются наркоманы. Три минуты — и всё, разбежались», – рассказывает наш водитель.

Но после ужесточения борьбы с наркотиками схема изменилась. Машины теперь ездят по городу и продают только знакомым. Набираешь номер, тебе говорят, куда подъехать — причем всегда в разное место. Ездят такие дилеры на старых машинах — чтобы в случае чего бросить было не жалко.Те же, кто продает наркотики «на дому», часто сотрудничают с таксистами. Найти таких «лошадок» можно в районе Малого рынка — они точно знают, куда ехать и где можно достать «ширку». «Как правило, эти таксисты в фирмах не работают, они сами по себе», – уверяет наш водитель.

 

P.S. Наркоманы Запорожья живут в собственном мире со своими законами и правилами. Туда сложно попасть – но еще сложнее оттуда сбежать. Иногда их мир соприкасается с нашим, и тогда на телевидении появляется очередная новость о краже, убийстве или пойманном «под кайфом» водителе маршрутки. И сотрудник милиции с экрана произнесет несколько умных слов о важности борьбы с наркоманией. Жаль, что этими словами его роль и ограничится.

 

Авторы: Валерий Бутенко, Юрий Гудыменко, Тимофей Макаров, Сергей Сидоров, Наталья Смаглюк. Фото Тараса МАКАРЕНКО, СУББОТА+


Совет специалиста

Защити себя сам

Не секрет, что многие наркоманы добывают себе деньги на очередную дозу не честным трудом, а кражами и грабежами. «Суббота плюс» спросила у специалиста по самообороне: как же нужно себя вести, если к вам пристал наркоман-грабитель?

Александр Воробей – один из основателей школы спортивного ножевого боя «Blade Brothers»:

– Уличный конфликт с наркоманом отличается от конфликта с обычным человеком прежде всего своей непредсказуемостью: у наркомана просто может не быть логически обоснованного мотива для нападения. Поэтому любое нестандартное поведение постороннего человека на улице для него – уже повод насторожиться. Если такая неадекватная личность вымогает у вас деньги, телефон и т. п. – отдавайте, особенно если вымогатель вооружен ножом, палкой, бутылкой или чем-то подобным. Он уйдет, а вы вызовете милицию.

Если же конфликт перерос в драку, то используйте подручные предметы или пытайтесь толчками сбить с ног противника и убежать, особенно если он вооружен. Однако помните, что под воздействием наркотиков человек маловосприимчив к воздействию газовых баллончиков и болевым ощущениям. Если убежать возможности нет – бейте. Бейте много, сильно и часто, бейте, как умеете, и не сдавайтесь – человек жив, пока он этого хочет.

Тест на заразу

Как определить, что ваш ребенок увлекся наркотиками?

Подросток постоянно выпрашивает деньги на малопонятные нужды. Он попадается на воровстве, или же вы подозреваете, что ребенок мог вынести из дома какие-то пропавшие вещи.

Внешние признаки: характерный «остекленевший» взгляд, расширенные зрачки, учащенный пульс. При этом не обязательно искать следы от уколов на сгибе рук вашего ребенка. Наркотик можно вводить в организм через любую вену на человеческом теле. Опытные наркоманы колют себе «ширку» в пах.

Наркотический рай советского Запорожья

Наркоманская субкультура 70-х годов прошлого века отличалась малочисленностью и элитарностью. Потребление «веществ» было сопряжено со многими условностями и заморочками. Официально советская власть считала, что наркомании – «порока капиталистического общества» – не существует при социализме. Это спасало тогдашних любителей кайфа от массовых преследований со стороны милиции.

В советское время наркотические вещества было легко купить или извлечь из легальных медикаментов. Эфедрино- и морфиносодержащие препараты продавались по рецептам, но жесткого контроля за ними не было. За небольшую взятку или даже коробку конфет можно было получить рецепт у кого-то из докторов, работающих в психиатрическом диспансере на Седова. Купленные по рецепту таблетки растворялись, и из них делался экстракт для внутривенного употребления.

Употребление наркотиков внутривенно было свойственно старым зэкам-рецидивистам, которые провели на зоне большую часть жизни. В городе таких наркоманов «со стажем» были считанные единицы, милиция знала их почти поименно и не трогала. Это было замкнутое сообщество, и они не «сажали на иглу» людей со стороны.

Затейливый способ употребления опиатов изобрели завсегдатаи кафе «Романтика», располагавшегося тогда рядом с Инженерной академией. Некоторые посетители носили с собой небольшую «маковую» лепешку. Ее раскатывали ободком по краю чашечки кофе и пили напиток через этот краешек, вприкуску.

В то время курить сушеную траву было моветоном — «истинные ценители» предпочитали мягкий гашиш, который тогда называли «планом». Собирались «планокуры» на поляне между железнодорожной веткой, идущей в порт, и Диагональным шоссе. Милиция знала об этом месте, но никаких облав не проводила.

Повальная наркоманизация Запорожья началась с антиалкогольной кампании Михаила Горбачева. Именно тогда «расцвел» печально известный поселок ДД. Уже несколько лет был широко известен способ получения «ширки» из маковой соломки, вываренной в ацетоне, но именно с началом «борьбы с алкоголизмом» этот рецепт стали массово применять — как замену привычному, но недоступному алкогольному кайфу.

You may also like...