Медицина катастрофы: В Кировоградской области – имитация борьбы с эпидемией СПИД

…Оксану разбудили звон стекла и пьяные голоса. Бросилась к детям — спят. К счастью, на этот раз пьяный гул отдалялся от дома. Уже светало. Наверное, завсегдатаи сельского бара, возвращаясь домой, бросили в окно комом. Снова придется стеклить. Уже в который раз. Несколько недель назад вообще устроили ночной дебош. Детей перепугали. Пришлось вызвать участкового. А все из-затого, что в селе узнали: ее анализ крови, который сдавала в прошлом году в районе (потому что переболела желтухой), вдруг показал, что она ВИЧ-положительная.

Женщина всю жизнь жила в селе. В юности с учебой не сложилось, устроилась на работу на почту, где и работает. Вышла замуж, родила детей. Муж вот уже несколько лет как на заработках — в селе нет работы. Приезжал прошлым летом, побыл месяц и снова уехал. Но он анализов не сдавал. Считает себя здоровым. Как ему теперь об этом сказать? Другие люди в селе понимают ее беду, сочувствуют. А сельские пьянчуги, как наберутся по самую завязку, бьют ей окна: разносит, дескать, заразу…

Такая дикая, как для начала ХХІ века, история. И хотя в последние годы активно распространяется информация о путях заражения ВИЧ-инфекцией и о том, что инфицированные вирусом иммунодефицита люди вполне безопасны в быту, многие люди относятся к ним с необычайным предостережением. В том числе и медицинские работники.

Собственно, обо всем этом, может, и не было бы повода говорить, если бы не отношение самой власти нашей области к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. Дело в том, что Кировоградщина — одна из немногих областей, где центр профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом находится не то что в нищенских — в катастрофических условиях.

В 2000 году, когда центр только основывался и дело это было еще сравнительно новым (да и больных несравненно меньше), под него выделили две комнатушки в областном кожвендиспансере. В одной больных принимали эпидемиолог и инфекционист, в другой — манипуляционной — брали кровь на анализ. За несколько лет условия немного улучшились — предоставили еще несколько комнат, сделали косметический ремонт. Но уже почти десять лет — никаких сдвигов. А количество пациентов постоянно увеличивается (за прошлый год — на 358 человек, за первое полугодие 2012-го — на 233), задачи центра расширяются. Но просьб его работников о помощи, похоже, никто не слышит.

Рассказывает исполняющий обязанности главного врача Валентина Лазарева:

— Из обязательных для работы центра врачей у нас нет фтизиатра, гинеколога, дерматолога, стоматолога, детского гинеколога. Педиатр работает на полставки, а надо, чтобы он был в центре полный день. Более того, педиатр и инфекционист вынуждены принимать в одном кабинете. Продезинфицировать его или хотя бы проветрить нет ни времени, ни возможности. Грудные же дети, рождающиеся от ВИЧ-инфицированных матерей и здоровье которых мы некоторое время контролируем, по большей части здоровы. Для них должен быть вообще отдельный вход.

Тем временем в центре нет даже своего туалета, а в некоторых комнатах такая сырость, что слизни иногда портят документы. В лаборатории работают всього две лаборантки, которым очень трудно управиться с огромным объемом обязанностей. Некоторые анализы, когда возникает сомнение, для установления окончательного ВИЧ-статуса приходится возить в лаборатории Одессы и Киева. Опять же — средств на это не выделяют, передавать кровь приходится буквально попутным транспортом. Процесс этот, ясное дело, небыстрый. Можно только представить, сколько нервов стоит человеку дождаться окончательных результатов! Все можно было бы делать на месте, если бы площади позволяли и работала еще одна бригада лаборантов.

Более того, лаборатория должна проходить аккредитацию. В прошлом году получили ее только на год, потому что нет кондиционеров, не хватает холодильников для хранения тест-систем. Если не будет дальнейшей аккредитации, по правилам, работу лаборатории прекратят. Получается замкнутый круг, ловушка, выхода из которой ни работники центра, ни тем более его пациенты, не видят. А еще и оборудование нужно регулярно проверять, а средств на это не выделяют.

Несколько месяцев назад профильная комиссия областного совета, понимая катастрофическое положение центра, предложила разместить его в областном наркодиспансере, конечно, потеснив хозяев. Сразу привели много аргументов, почему этого делать нельзя. Некоторые из них действительно весомые. И власть их услышала. Но почему она упрямо не слышит просьб о помощи пациентов центра, которые написали в разные инстанции десятки жалоб, выходили пикетировать областное управление здравоохранения? Попасть на прием к первым лицам области они не могут, их отфутболивают — дескать, проблемы ваши известны, незачем отнимать время у занятых людей. Председатель же облгосадминистрации Сергей Ларин в интервью местным СМИ не перестает хвалиться, как он беспокоится о развитии медицины в крае. Тем временем за последний год дважды меняли начальника областного управления здравоохранения. Нынешняя руководительница — исполняющая обязанности начальника Наталья Горбенко обещала еще до конца мая решить проблемы центра.

За все годы его работы центр ни разу не получал финансирования в полном объеме. А из того, что выделялось, процентов 80 шло на зарплату и коммунальные услуги. Центр не имеет права предоставлять платные услуги или собирать благотворительные взносы, как это делается в других лечебных заведениях. Для посетителей здесь все бесплатно. Еще с 2009 года действует областная программа, рассчитанная на пять лет, которая предусматривает предоставление центру более трех миллионов гривен. Но финансируется она не по отдельному коду — средства поступают на общий счет. Так что вместо того чтобы стать дополнительным подспорьем для центра, они идут как основное финансирование, да и в суммах, далеких от реальных нужд.

А тем временем центр, кроме обслуживания своего контингента, обязан обследовать минимум пять процентов населения с профилактической целью. И только на это необходимо 450 тысяч гривен. А беременные? За девять месяцев их кровь обязательно нужно дважды проверить на наличие ВИЧ-инфекции. В прошлом году не провели своевременно тендеры на обслуживание этой программы, и все «легло» на те несчастные крохи, которые выделяли областному центру профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом.

Кроме того, центр уже год как без главного врача. Валентину Лазареву, которая работает в центре со дня его создания и которая за эти годы многому научилась, не назначают главным врачом. Впрочем, на сайте ОГА промелькнула информация, что на эту должность планируется другой человек — врач-дерматолог, совсем не имеющий соответствующего опыта работы. Зато имеет влиятельного в медицинской отрасли папу, который, очевидно, не против устроить сына на

руководящую должность. Вообще, руководящие сыновья и дочери в медицине Кировоградщины — отдельная тема. Не скажу, что она имеет сугубо негативный оттенок. Скорее наоборот. Но не в случае с центром профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом, когда его пациенты нуждаются в срочной помощи, чтобы вырваться из ловушки, в которой они очутились.

P.S. Когда материал был готов к печати стало известно, что в обласном управлении здравоохранения новый исполняющий обязанности начальника — Олег Рыбальченко. Он констатирует: «…количество выявленных и зарегистрированных инфицированных и больных ВИЧ/СПИДом ежегодно возрастает», но сейчас о каких-либо шагах для изменения ситуации к лучшему речь не идет. Правда, уже объявлен конкурс на замещение вакантной должности главного врача.

Автор: Светлана Орел «Зеркало недели. Украина» №27

You may also like...