На Тверской в Москве стрелять можно, в храме танцевать – пока нельзя
Стрельба на Тверской в Москве — закономерное следствие «новой политкорректности», когда одна часть граждан России живет по законам своего государства, а другая — по законам гор. Этот дикий случай, потрясший Первопрестольную, уже вошел в анналы под названием «стреляющая свадьба».
Произошедшее на Тверской, а это, на минуточку, правительственная трасса, до сих пор не укладывается в голове. Свадебный кортеж уроженца Дагестана, состоящий из иномарок представительского класса, мчался в сторону Кремля, паля в воздух, а заодно и по машинам, пытавшимся пойти на обгон.
Остановить беспредел смогли лишь бойцы спецназа, заблокировавшие улицу. Ситуация выглядела столь вопиюще, что премьер Дмитрий Медведев был вынужден вмешаться лично. Но самое удивительное в этой истории то, что дебоширы отделались классическими 15 сутками и смехотворными штрафами.
В блогах уже задаются вопросом: что бы было, если бы стрельбу на Тверской затеяли граждане, проживающие в регионах, удаленных от Кавказского хребта. Например, чуваши, татары, русские или тувинцы… Вопрос риторический — упекли бы за решетку лет на пять с развесистым букетом уголовных статей.
«Стреляющая свадьба» — закономерное следствие «новой политкорректности», когда одна часть граждан живет по законам своего государства, а другая — по законам гор…
Некультурный слой
Зубайру Зубайруев, начальник управления информационной политики и пресс-службы президента Республики Дагестан, узнав о стрельбе на Тверской, места себе не находит: «Дикие выходки диких товарищей! Почему-то кое-кто считает, что Москва — то самое место, где можно развернуться по полной.
Хотя на родине они ведут себя совсем по-другому: в маленьких городах и селах большое количество глаз родственников, соседей. И они там ниже травы, понимая, что любая их выходка станет предметом пересудов и может обернуться позором для всего рода. Видимо, когда они вырываются из-под этого контроля, попадая в огромный город, у них ломается некий внутренний стержень. Появляется ощущение вседозволенности. Нормальных в общем-то ребят становится не узнать…»
Психологи объясняют такую метаморфозу просто: представители малых народов, перебирающиеся по тем или иным причинам в крупные города, априори воспринимают новое место жительства как агрессивную среду, где им, мягко говоря, не рады. И по большому счету тут играет роль фактор не столько этнический, сколько социокультурный. Ведь ленинский постулат о противоречиях между городом и деревней еще никто не отменял.
С подобными проблемами в свое время столкнулись в Казахстане, когда молодежь из дальних аулов потянулась в Алма-Ату за легкими деньгами и красивой жизнью. Как результат в среде урбанизированных казахов возникло презрительное прозвище «мамбет», характеризующее выходцев из сельских районов — малокультурных и агрессивных.
Свадебное торжество со стрельбой в самом центре Москвы смогли остановить лишь бойцы спецназа, блокировавшие Тверскую улицу. Вряд ли жених и невеста мечтали начать свою совместную жизнь с такого скандала Фото: Пресс-служба ГУ Новости Москвы РИА МВД
Психологи подтверждают: страх перед бурлящим мегаполисом у сельских жителей часто сублимируется в агрессию. И если их прежний образ жизни был увязан с клановой, родовой или общинной структурой, то в городе они пытаются эту общность мультиплицировать, сплачиваясь в группы. Землячество — это уже сила, которая поможет выжить в чуждой среде. И способ самоидентификации зачастую один — агрессивно навязать свой привычный образ жизни городским. Хамить, задирать чужих девушек, демонстрировать удаль джигита…
Не будем обобщать
Впрочем, далеко не все приезжающие с Северного Кавказа ведут себя подобным образом. Психолог Маргарита Брунеева, исследующая проблему миграции, считает, что приезжающих в центральную часть страны из южных регионов можно условно разделить на три типологические группы. Первую составляют «мажоры» — дети состоятельных родителей, отправленные в столицу набираться ума-разума.
Они имеют в Москве свое жилье, хорошие машины, учатся в престижных вузах или работают в солидных офисах. Эта категория приезжих называет себя москвичами, старается дистанцироваться от своих земляков, общаясь с себе подобными. Эксцессы в их среде случаются, но они, как правило, не носят системного характера. Представители этой категории нечасто попадают в криминальные сводки, разве что как участники потасовок в дорогих ночных клубах.
Фото: ИТАР-ТАСС
Вторая категория — «трудяги», люди, которые уезжают в большие города на заработки. Они, как правило, не доставляют беспокойства коренному населению и правоохранителям до тех пор, пока имеют стабильную работу.
Третья категория — «изгои» — самая беспокойная. Эти люди покидают родные места из-за того, что не ужились с соотечественниками — нарушили негласные законы клана, кого-то обидели, набедокурили или просто не смогли найти себя. Они склонны к совершению преступлений, могут объединяться в преступные группы, идут на противоправные действия, в том числе и за вознаграждение.
Полицейские аналитики с этой классификацией согласны, но предлагают дополнить ее еще одной подкатегорией — «спортсмены». Это специфическая социальная группа, парадоксальным образом объединяющая черты трех вышеперечисленных. Имея высокий имущественный ценз, они при этом частенько не отягощены ни хорошим образованием, ни чувством уважения к закону.
Культур-мультур
Заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Дагестанского государственного университета доктор юридических наук Тажутдин Рамазанов считает, что неадекватное поведение его соотечественников в больших городах — это результат общего падения социального и образовательного уровня населения Дагестана: «Молодежь в горных поселениях не имеет необходимого уровня культуры, образования, навыков адаптации и материальных средств, чтобы плавно влиться в городской образ жизни, отличающийся от сельского материальной и духовной развитостью.
Горский парень, оказавшись в мегаполисе, сразу же хочет иметь круг общения, автомобиль, жилье, одежду и все остальное, чем располагают многие жители крупного города». Понятно, что сразу не получается. Невозможность легально утвердить высокий социальный и материальный статус часто озлобляет приезжего. В том же Казахстане нашествие аульной молодежи в большие города в середине 90-х сопровождалось массовыми драками, самозахватами земельных участков, автомобилей и даже городских квартир.
Мигрант — потенциальная жертва когнитивного диссонанса. С одной стороны, его терзает мысль о том, что он имеет социальный статус на порядок ниже, чем у коренных жителей, а с другой, он считает себя полноценным гражданином страны, имеющим право на все эти блага. И вот молодой человек уже готов нарушить закон, чтобы «догнать и перегнать», а заодно заставить окружающих уважать себя (читай — бояться).
Тех парней с Кавказа, что палили на Тверской, вряд ли мучил упомянутый выше комплекс — это классические «мажоры». Но и они, как утверждают психологи, находясь в группе себе подобных, да еще и в нестандартной ситуации (пусть даже позитивной), легко выходят за общепринятые модели поведения. Ведь по сути они такие же «гости столицы». И как бы ни старались соответствовать статусу и месту, их затаенная обида на «этих зажравшихся» вырывается наружу. Справедливости ради, «мажоры» с чисто славянской внешностью порой ведут себя похожим образом. Но есть кое-какие отличия в их поведенческом рисунке.
У золотой молодежи с Кавказа хорошо развито клановое сознание. Они прекрасно знают: что бы ни случилось, влиятельные родственники вступятся, защитят, «отмажут», даже если ты не прав. Ибо таковы законы гор — своих в беде там не бросают. Поэтому приезжим горцам боязнь социальной обструкции чужда — им всегда есть куда вернуться. У московских доморощенных «мажоров» такой самоуверенности нет. Поэтому, набедокурив, они быстро скисают, пишут явки с повинной и охотно сотрудничают со следствием.
Есть и еще одна причина, которая рождает у приезжих ощущение вседозволенности: инертность и пассивность городских жителей, живущих по принципу «моя хата с краю». Весьма показательно, что в деле о стрельбе на Тверской у следствия есть только один-единственный свидетель. И это несмотря на то, что звонивших в полицию с сообщениями об инциденте было чуть ли не несколько десятков. Ау, где вы, возмущенные и законопослушные москвичи?!
Фото: vesti.ru
По закону не гор
Все опрошенные «Итогами» эксперты единодушно считают, что в данной ситуации свое веское слово должна сказать федеральная власть. Так, член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте России Роман Силантьев заявил «Итогам», что случившееся, безусловно, разжигает антикавказские настроения и, чтобы палить на Тверской никому было неповадно, имеет смысл ужесточить в УК статью «Хулиганство».
А может, ужесточать ничего и не нужно? Ведь достаточно исполнять существующие законы повсеместно. Ни для кого не секрет, что ребятам, приехавшим с юга, в Москве спускают многое, если не всё. Все прекрасно помнят, как кавказского паренька, въехавшего на джипе прямо в Александровский сад, без шума отчислили из института и по-тихому отправили восвояси. А ведь, по сути, имело место кощунство ничуть не меньшее, чем то, что учинили «пуськи» в ХХС. Вечный огонь, как ни крути, место для нашего народа святое…
Ту грань, которая отделяет самобытные традиции от дискредитирующих целый народ выходок, порой трудно определить даже специалистам в области межнациональных отношений Фото: Валерий Мельников (РИА Новости)
Руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях доктор медицинских наук Михаил Виноградов подметил такой факт: по данным СМИ, один из задержанных за стрельбу на Тверской ранее чуть ли не десяток раз попадал в полицейскую статистику как злостный нарушитель ПДД. «В Америке такой человек был бы на постоянном контроле и не мог позволить себе носиться по городу и стрелять в воздух, — говорит Виноградов. — И не случайно я привожу в пример Америку. Там удается справляться с подобными явлениями, хотя у каждого штата существуют свои законы, но при этом есть верховенство законов федеральных, которые всеми соблюдаются неукоснительно».
Министр по информационной политике Дагестана Нариман Гаджиев убежден: «Чтобы подобных инцидентов не было, нужно, безусловно, выполнять закон. Виноват — надо наказывать. Государство должно применять свои функции, подтверждая главенство закона. Поверьте, никто не обидится! Если посмотреть реакцию дагестанского сегмента Интернета, то люди пишут в основном следующее: «Что они творят? Позорят нас!» Поверьте, никто не написал: «Ай, какие молодцы, дальше ездите, стреляйте!»
Всем ясно, что федеральные власти закрывают глаза на выходки «горячих южных парней» не от хорошей жизни. Раны от двух чеченских войн еще не затянулись. Кавказская кастрюля, плотно накрытая крышкой миллиардных субсидий, все еще кипит, поплевывая паром сепаратизма. Понятно, что власти не хотят лишний раз будоражить национальные элиты. Но нужно понимать и другое: на той же плите начинает закипать кастрюля с густым ксенофобским супом, которую просто так крышкой не прикроешь. Да и нет у нас такой крышки…
Выход из этой ситуации только один: полное и абсолютное равенство перед законом всех и каждого — независимо от того, откуда ты родом и каких традиций придерживаешься. Этот метод давно и успешно опробован во всех цивилизованных странах, на опыт которых так любят ссылаться наши уважаемые законодатели.
P. S. Анекдот, который появился в Сети спустя несколько часов после описанных выше событий:
«Мама, можно я пойду прохожих на Тверской постреляю?»
— «Иди, сынок, только в храме не танцуй…»
Автор: Григорий Санин, Анастасия Красновская, ИТОГИ №41 / 852
Tweet