Государство Украина гражданину – враг

В 82 года остаться без крыши над головой — такая перспектива «светит» участнику Великой Отечественной войны Георгию Андреевичу Рязанову. Пенсионера и его жену хотят лишить жилья. Причем, не какие-нибудь «организованные преступные группировки» или «черные риэлторы». Жилье у участника войны отбирает… «родное» государство.

 Крик о помощи

«Обращается к вам доведенный до отчаяния человек, который надеется, что в Украине еще осталась хоть какая-то справедливость. Если и вы не сможете или не захотите мне помочь — не знаю, как дальше жить, да и стоит ли? Уже больше 5 лет тянется дело, по которому по инициативе прокуратуры Заводского района г. Запорожья меня, старика, сделали преступником, отобрали имущество предприятия, на котором я работал, а теперь отбирают и мое единственное жилье.

Неоднократно я обращался в различные государственные органы — от районной и областной прокуратуры до Администрации Президента и Верховной Рады. На словах вроде бы все понимают нелепость и абсурдность ситуации, из-за которой я остаюсь на старости лет выброшенным на улицу, но в итоге все сводится к тому, что мои обращения пересылают тем, на кого я жалуюсь, и я получаю очередную отписку или не получаю ответа вообще…».

Это отрывок из письма, которое было направлено Георгием Рязановым Генеральному прокурору Украины Виктору Пшонке.

Политика обмана

Все начиналось в начале 2000-х годов, когда Георгий Рязанов работал директором ООО «Брокерская фирма «Восток». Предприятие приобрело земли бывшего КСП «Південне», находившегося в процессе банкротства. Наряду с колхозными гектарами было решено прикупить и административное здание, которое состояло в налоговом залоге. После необходимых согласований, на счет залогодержателя, налоговой инспекции Вольнянского района, было перечислено около 125 тыс. грн.

Между тем, у госорганов нашлись причины, чтобы не передавать здание в собственность покупателя. Деньги, внесенные в бюджет, обманутым предпринимателям тоже не вернули. Но Георгий Рязанов, как человек старой закалки, был уверен, что рано или поздно родное государство поступит по справедливости и компенсирует причиненный ущерб. Эта слепая уверенность впоследствии сыграла с ним злую шутку.

В 2004 году «БФ «Восток» заключило договор с Украинским государственным концерном «Украгротехсервис» на поставку трактора «Джон Дир» стоимостью 27, 5 тыс. долларов. По условиям договора, сельхозтехника предоставлялась фирме в рассрочку сроком на 4 года. Однако, два года спустя, во время хлебоуборочной кампании у предприятия возникли финансовые трудности, и трактор пришлось продать. На тот момент ООО выплатило почти половину стоимости техники. Оставшуюся часть директор «БФ «Восток» как раз и планировал погасить из тех денег, которые, как он рассчитывал, должно было вернуть государство.

— На момент продажи трактора на счету отделения госказначейства в Вольнянском районе находились средства в размере 124732 грн, принадлежащие «Брокерской фирме «Восток». Этой суммы было вполне достаточно, чтобы погасить остаток задолженности перед концерном, — говорит Георгий Рязанов. — Нужно было просто переложить деньги из одного казенного кармана в другой. Поэтому средства, полученные от продажи трактора, пошли на хозяйственные нужды предприятия. Кто мог подумать, что, удерживая денежные средства фирмы без всяких на то оснований, государство начнет на меня настоящие гонения?

Сделали виноватым

В марте 2008 года, за девять месяцев до истечения срока действия договора о рассрочке, прокуратура Заводского района возбудила уголовное дело в отношении директора ООО «Брокерская фирма «Восток». Георгий Рязанов, которому на тот момент шел 78 год, обвинялся в присвоении и растрате имущества государственного концерна, в интересах которого выступала прокуратура.

— Сотрудник прокуратуры Заводского района мне сказал так — давай 30 тыс. грн, и мы все уладим. Я отказался. До последнего я пытался доказать свою невиновность, ведь фирма задолжала бюджету куда меньше, чем бюджет фирме. Получается, свои долги перед бизнесом государство «прощает», а с бизнеса надо драть три шкуры? Еще и тюрьмой наказывать?!

Несмотря на явную абсурдность ситуации, прокуратура твердо стояла на своем. Так в свои 78 лет Георгий Андреевич впервые попал в суд. Да непросто, а на скамью подсудимых! Запорожская фемида приговорила директора ООО к одному году лишения свободы, освободив от реального отбытия наказания в силу преклонного возраста.

— При этом суд постановил взыскать с меня в пользу госпредприятия ущерб в размере 72,5 тыс. грн. Ни один юрист впоследствии не смог ответить мне на вопрос, почему за долги общества с ограниченной ответственностью отвечает физическое лицо своим личным имуществом? Тем не менее, арест был наложен на мою частную собственность. Мои отчаянные попытки обжаловать такое решение суда, результата не принесли. В феврале 2012 исполнительная служба Жовтневого района передала на реализацию мою квартиру, единственное жилье, полученное нашей семьей за гибель трех защитников родины, моего отца и двух братьев.

Что характерно, попытка вымогательства со стороны должностного лица районной прокуратуры подтверждения не нашла. По данным проверки, проведенной силами следственного отдела прокуратуры Запорожской области следует то, что в органах надзора самоотверженно трудятся образцовые служители закона, нередко подвергающиеся клевете за свою исключительную принципиальность.

Жилье продали «по указанию»?

…Словом, год назад квартира пенсионера была выставлена на публичные торги. Реализацию недвижимости по поручению исполнительной службы проводило частное предприятие «СП «Юстиция». В итоге, жилье, двухкомнатная квартира в центральной части города, после двух уценок (!) было продано по смехотворной цене — 146 тыс. грн. При том, что его рыночная стоимость, согласно отчету эксперта, составляла порядка 340 тыс. грн! Примечательно и то, что на момент продажи квартиры Рязанов добровольно погасил значительную часть долга.

— Как только мне стало известно, что мою квартиру будут продавать, я обратился в торгующую организацию, — рассказывает Георгий Рязанов. — Директор ЧП «СП «Юстиция» Телегин рекомендовал мне погасить 30% задолженности, дескать, в этом случае квартира продаваться не будет. Оплатив 30 тыс. грн, я написал письмо директору торгующей фирмы с тем, чтобы он снял с торгов мою квартиру. Письменного ответа на свое заявление я не получил. Но при этом в устной форме Телегин сказал мне, что на реализации квартиры настаивает главный госисполнитель Куличенко Е.Н. В свою очередь, государственный исполнитель Куличенко Е.Н. говорила мне, что на продаже жилья настаивает прокуратура Заводского района. В частности, то самое должностное лицо, которое в свое время предлагало мне «все уладить» за 30 тыс. грн…

Призрачные гарантии

Особый цинизм ситуации придает тот факт, что квартира участника войны ушла с молотка как раз в те дни, когда вся страна праздновала День Победы, а первые и прочие лица государства клялись бывшим защитникам в «вечной сыновней преданности».

Торги прошли тихо и скромно, всего при двух претендентах. Яростной борьбы не было. Приобретатель уцененной донельзя квартиры предложил всего на 100 грн больше своего конкурента. По словам Георгия Рязанова, он даже не знал, что в тот майский день решается его судьба…

— До этого, в конце апреля, я пришел к государственному исполнителю, сообщил, что уезжаю в Москву на парад Победы для получения награды брата. Остаток долга обещал погасить сразу после возвращения. Она мне ни слова не сказала о назначенных торгах. Более того, заявила, что расплатиться нужно до 1 июня. Я уехал в неведении, а когда вернулся и пришел в исполнительную службу с деньгами, Куличенко ответила мне, что ничего платить не нужно, квартира уже продана.

Государственный исполнитель действовала в рамках закона. Такой вердикт вынесла запорожская прокуратура, куда обратился потрясенный пенсионер. Со своей стороны, судебные инстанции отказались признать публичные торги недействительными. Месяц назад Жовтневый районный суд вынес решение о принудительном выселении пожилых супругов из квартиры без предоставления другого жилья. То есть, фактически на улицу…

Следуя логике представителей власти, каждый человек в нашей стране имеет «неотъемлемое конституционное право» стать бомжом. Доживать свой век под забором. Ни один компетентный орган, ни один его «самоотверженный и образцовый» работник так и не вспомнил о том, что речь идет о пожилых людях! Тех самых социально незащищенных категориях, о которых на словах так печется «заботливое» украинское государство!

— На момент реализации жилья должник являлся лицом преклонного возраста. Кроме того, он имеет статус участника ВОВ, а значит, должен находиться под особой защитой государства, — говорит председатель Запорожского общественного объединения «Громадський захист», юрист Екатерина Кириченко. — Согласно ст.1 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста в Украине», государство гарантирует лицам данных категорий надлежащий уровень жизни, удовлетворения жизненных потребностей. Все конституционные права сохраняются за человеком, независимо от его возраста. В том числе, основополагающее право на жилье… Надзор за соблюдением Конституции Украины возложен на прокуратуру. Однако на практике надзорные органы все чаще отдают предпочтение защите интересов государства в ущерб правам и свободам граждан.

Коррупционная схема?

Что касается правомерности действий госисполнителя, якобы установленной органами прокуратуры, то квалифицированные юристы могут с этим поспорить.

— Закон Украины «Об исполнительном производстве» устанавливает особый порядок и ограничения по обращению взыскания на жилье граждан. Так, согласно ст. 63 упомянутого закона, принудительная реализация дома, квартиры, земельного участка, другого недвижимого имущества физического лица проводится только в случае отсутствия у него достаточных средств или движимого имущества. Прежде всего, взыскание обращается на денежные средства должника, в том числе, на счетах и вкладах в банковских учреждениях. И только самой крайней мерой может стать продажа с молотка дома или квартиры, где фактически проживает должник, — отмечает адвокат Дмитрий Яма.

Как выяснилось, на момент продажи квартиры у бывшего директора предприятия имелся вклад в сумме 60 тыс. грн. Почему же исполнительная служба пренебрегла своими обязанностями и не приняла мер для выявления денежных средств? Или единственной целью должностных лиц была квартира в центре города?

К сожалению, сегодня есть все основания утверждать, что исполнительной службе выгодно идти на «крайние меры». Судя по систематичности, с которой с легкой руки госслужащих сбывается арестованное имущество горожан, как правило, за бесценок, частными фирмами, в этой сфере сегодня действует четко отлаженная коррупционная схема.

Во-первых, имущество, переданное на принудительную реализацию, изначально оценивается несколько дешевле его рыночной стоимости.

Во-вторых, в процессе проведения торгов цена лота искусственно занижается еще вполовину. Как, например, в данной ситуации, когда после двух несостоявшихся аукционов (якобы по причине отсутствия покупательского спроса) квартира была дважды уценена и продана меньше, чем за половину ее рыночной стоимости.

В-третьих, после того, как имущество обесценивается до предела, на него быстро находится покупатель из числа «нужных» людей или подставных лиц. Посторонних претендентов, вознамерившихся принять участие в аукционе, методично отсеивают всевозможными способами, вплоть до внезапной смены места проведения торгов или не допуска к предварительному осмотру лота. В-четвертых, все участники операции извлекают из данной схемы свой интерес. Иначе она бы не работала…

— Могу сказать, что на моей практике никто правильно торги не проводил, как того требует законодательная процедура, — говорит Дмитрий Яма. — И в данном случае я убежден, прокуратура найдет целый «букет» серьезных нарушений, если только захочет их увидеть…

От автора. Сегодня Георгий Рязанов разослал отчаянные письма в Генеральную и областную прокуратуры. Обратился в Главное управление юстиции в Запорожской области. Со своей стороны, журналистам «НВ плюс» хочется спросить представителей данных структур — куда, по их мнению, должен идти запорожский ветеран в свои 82 года, когда его лишат жилья?

А это, увы, лишь вопрос времени. 21 февраля апелляционным судом Запорожской области будет рассматриваться жалоба на решение Жовтневого суда о выселении участника войны из квартиры. От вердикта вышестоящей инстанции, без преувеличения, зависит судьба человека. Ведь уже сегодня исполнительная служба прислала супругам-пенсионерам требование освободить «незаконно» занимаемую жилплощадь…

Автор: Иляна ПЕЧЕРСКАЯ, Наше время – плюс

You may also like...