От мошенничества – к угрозам и шантажу: продавцы сомнительных товаров берут покупателей за горло!
Справиться с такими агрессивными фирмами правоохранительные органы пока не могут. Продавцы навязывают людям уже не только некачественные дорогостоящие и чаще всего ненужные товары, но и кредиты на их приобретение. Заманивают доверчивых покупателей, правда, по прежней схеме – обещая, что платить им ни за что не придётся.
Одна из наиболее распространённых в последнее время схем связана с косметикой DeSheli. Группа пострадавших от продавцов этой то ли израильской, то ли французской косметики «В контакте» насчитывает около 2 тыс. человек. Схема однотипная: женщине звонят и говорят, что она по рекомендации подруги приглашается в салон красоты на бесплатную СПА-процедуру. При этом настоятельно просят прихватить с собой паспорт – якобы потому, что салон находится в здании со строгой пропускной системой.
В салоне женщине действительно делают ухаживающие процедуры: чистка лица, массаж или уход за волосами. Часто делают процедуры на одной половине лица – чтобы показать эффект от «чудо-средств», которые используют. А пока женщина сидит в маске или отдыхает от процедуры, ей предлагают ароматный чай. И всё это время мягко, но настойчиво рассказывают о том, как ей необходима косметика DeSheli. Наверное, доводы очень убедительны. Потому что редко кому удаётся избежать покупки чемоданчика с набором из 10 тюбиков за 40–50 тыс. рублей.
«Я не понимаю, то ли чай был с добавками, то ли что-то ещё, но я вышла из салона с чемоданом косметики DeSheli, – жалуется на страницах СМИ пенсионерка из Иванова Анна Ивановна. Как это произошло, она не понимает, говорит, «там, в салоне, на меня нашло полное затмение». Разумеется, у пенсионерки, получающей 10 тыс. рублей, нужной суммы на покупку не было. Ничего – ей прямо в салоне оформили кредит. Тем, кому удалось остаться без покупки, всё равно приходится расплачиваться: у них не менее настойчиво просят телефоны 10–20 подруг. Как рассказывают женщины, их фактически не отпускают до тех пор, пока они не дадут контакты.
Втюхинг / Фото: Лаура Ильина
Приходить на бесплатную процедуру заставляют угрозами
Автор этих строк знает подобные истории не понаслышке. Год назад коллега радостно сообщила, что её «кто-то из подруг записал на бесплатную СПА-процедуру». После неё коллега позвонила в подавленном состоянии. «Слушай, я вынуждена была дать твой телефон, но ты к ним не ходи – там заставляют или покупать жутко дорогой набор в кредит или дать телефоны знакомых. Я уже боялась, что меня просто не выпустят».
О том, что испытала коллега, можно представить по тому, что уже год после этого мне непрерывно звонят, приглашая в различные центры на пресловутую СПА-процедуру. Никакие отказы, никакие объяснения, что я не хочу и даже не могу из-за сильнейшей аллергии прийти к ним, не помогают. Десятки раз пообещав «исключить из базы», настойчивые зазывалы уже перестали притворяться и прямо говорят, что не перестанут звонить каждые 5–10 минут до тех пор, пока я не приду в салон. Это если они не развлекаются, звоня с нецензурной бранью.
Телефоны звонящих постоянно меняются, в чёрном списке их уже около двух десятков. Записи этих «бесед» есть, но привлечь к ответственности компанию или её развлекающихся сотрудников трудно. В милиции мне неуверенно сказали, что я «могу попробовать» пожаловаться на незаконное получение моих персональных данных. Но ушлые продавцы не зря берут телефоны у знакомых: это избавляет их от подобного обвинения. Да и не очень-то у нас правоохранительные органы умеют справляться с таким преступлением.
Настойчивость звонков в принципе может быть расценена как телефонное хулиганство, тем паче если звонящие оскорбляют и угрожают, но, как рассказал в доверительной беседе знакомый юрист, доказать это сложно. Да и ответственность – только административная.
Кстати, покупка дорогостоящего набора или «откуп» телефонами знакомых вряд ли что даст. Моей коллеге и после продолжали названивать.
Продавцов натаскивают дорогостоящие тренеры
Моя мама-пенсионерка несколько лет назад стала жертвой продавцов «чудо-лекарства», за которое она отдала всю свою «заначку» в 30 тысяч. Отвязаться не удалось: её фактически заставляли угрозами купить это «лекарство» ещё несколько раз – пока я не узнала о том, куда уходят деньги. Флакончик с «лекарством» оказался сомнительным БАД – без указания сертификата соответствия и адреса производителя и продавца. Мои претензии и угрозы обратиться в правоохранительные органы мошенников не смутили: они не только издевательски предложили «жаловаться куда угодно», но и продолжали звонить маме с угрозами «довести до инфаркта», если она не продолжит покупки. Избавиться от них удалось, только поменяв номер телефона.
После этого были ещё продавцы пылесоса «Кирби», которым мой телефон опять же дала бывшая коллега. Правда, узнав о том, что у меня нет ковров из-за аллергии, они довольно быстро отстали с предложением «приехать для демонстрации работы уникального пылесоса».
«Эта технология «активного втюхинга» основана на манипуляции вашим потребительским поведением. Людей, которые занимаются такими продажами, натаскивают дорогостоящие тренеры, обучающие технике нейролептического программирования», – утверждает Михаил Аншаков из Общества защиты прав потребителя (ОЗПП). При этом, добавляет он, продавцы работают с теми группами населения, у которых критическое мышление снижено: пенсионеры, женщины – те, кто может поверить в то, что есть действительно чудодейственное средство.
«Часто они используют вообще недобросовестные приёмы, – говорит Аксаков. – Нам, например, жаловались пенсионеры, что им звонили якобы от их лечащего врача, уверяли, что только сегодня, по специальной программе Минсоцразвития, им полагается чудо-лекарство со специальной скидкой». Продавцы пылесосов, рассказал эксперт, используют другой приём: пропылесосив вам дома, к примеру, ковёр, они показывают собранную грязь под микроскопом. Выглядит она устрашающе – особенно увеличенные до огромного размера клещи. Если вы не биолог и не медик, то вряд ли узнаете, что эти домашние клещи – наши обычные «сожители».
«Подобные продавцы работают на грани, а то и за гранью статьи «Мошенничество» УК РФ. Но правоохранительные органы не хотят ими заниматься», – возмущается Аншаков.
Мошенники использовали базу пострадавших от мошенников
В пресс-службе МВД РФ рассказали, что в Москве были случаи обращений граждан по поводу продаж БАД, а вот по поводу косметики или пылесосов никто не обращался. Правда, недавно пресс-служба МВД сообщила об очередном рейде против распространителей псевдомедицинских приборов «Дэта» в Москве. «Правоохранители выявили деятельность межрегиональной организованной группы, участники которой производили и продавали «медицинские» приборы «Дэта».
Злоумышленники продавали «чудо-прибор» через аптеки и различные медицинские учреждения, в частности посредством известной в последнее время схемы сетевого маркетинга. Цена в 20 раз превышала реальную стоимость, – говорится в сообщении. – Власти аннулировали документы, разрешающие производство и продажу техники этой фирмы». Впрочем, несмотря на запрет, злоумышленники продолжили свою мошенническую деятельность: полицейские выяснили это, посетив центральный и региональные офисы фирмы.
В пресс-службе Главного следственного управления (ГСУ) по Москве «Нашей Версии» рассказали, что в настоящий момент расследуется ещё три дела подобных продавцов. Одно уже закончено – там мошенники умудрились использовать само возбуждение дела! «Они заходили в базы клиентов, покупавших подобные БАД, звонили от имени прокуратуры и говорили, что пострадавшим полагается компенсация, но надо оплатить некоторые судебные издержки, вытягивая из несчастных пенсионеров новые деньги», – рассказали в пресс-службе.
И посоветовали обращаться по 02, если вам надоедают звонками. «Если же звучат угрозы, то нужно написать заявление в дежурную часть, они передадут его в специальное подразделение, которое занимается подобными случаями», – добавили там. Но предупредили, что подобных заявлений должно накопиться некоторое количество, свидетельствующее, что это действительно работает новая группа мошенников.
По словам Аншакова, обзвон идёт посредством IP-телефонии, а там виртуальных номеров могут быть сотни. Как мы считаем, ИТ-технологии у той же DeSheli на уровне. В этом автор этих строк смог убедиться, попытавшись взять комментарий представителей компании. Звонки на телефоны, указанные на сайте, сбрасывались, пока я звонила с номера, на который мне поступали приглашения на СПА-процедуру.
Звонок с другого номера, не занесённого в их базы, – и вот меня уже любезно переключают на отдел рекламы. Правда, там предложили прислать письменный запрос, о сроках ответа на который сказать затруднились. Представитель отдела контроля качества салона красоты «Авилон», куда меня звали на процедуру чаще всего, некая Катерина тоже отказалась от комментариев, пообещав только исключить мой номер из списка. Но через пять минут после разговора на телефон, с которого я звонила, позвонили с приглашением на «бесплатную СПА-процедуру с косметикой DeSheli». Теперь и этот номер в их базе…
Автор: Татьяна Шестакова, Наша Версия (№ 39)
Tweet