Дефолта не будет. А что будет?
Реструктуризация внешнего долга позволит Украине удержать валютный курс, снизить нагрузку на госбюджет и продолжить сотрудничество с МВФ. Да, мы немного посочувствуем глобальным хедж-фондам, но там есть кому утереть инвестбанкирские слезы. Что будет вместо дефолта.
Сейчас привлекаются новые, более дешевые кредиты (от МВФ, ЕС и т. п.), часть которых направляется на погашение прежних, дорогих, нахватанных правительством Азарова–Януковича. Ходим по кругу? Не совсем: правительство начало работу по реструктуризации старых долгов.
Технически это назовут дефолтом, но в итоге получим укрепление финансовой устойчивости Украины. И, скорее всего, большинство запланированного на переговорах с инвесторами Минфину удастся достичь. Сейчас, по данным Министерства финансов, у страны финансовый разрыв в обслуживании и погашении внешнего долга на ближайшие четыре года составляет 15,3 млрд. долл. Именно о списании и частичной рассрочке этой суммы и ведутся переговоры с частными кредиторами.
По словам премьер-министра Арсения Яценюка, стране необходимо реструктурировать 23 млрд. долл. внешних долгов. Хотя общий внешний долг страны – много больше этой суммы. По данным НБУ, на 1 января 2015 года внешний долг сектора государственного управления и центрального банка составил 70,1 млрд. долл. То, о чем говорит Яценюк, – это требующее погашения в ближайшие годы.
Правительство надеется договориться с кредиторами о реструктуризации, но в противном случае принятые парламентом законы дадут возможность ввести мораторий на внешние выплаты. Соответствующие законы Верховная Рада уже приняла 19 мая в первом чтении (проекты № 2898 и № 2899). Кроме правительства, также городские советы получили право принимать решение о временном приостановлении осуществления платежей по внешним долгам.
Зачем нужны законы? Таким образом инвесторам подается сигнал: Украине действительно «очень надо», и лучше пойти ей навстречу.
К тому же, закон не касается внутренних обязательств, а также долгов госбанков и крупных госмонополий. «Любые действия, предпринятые в соответствии с законом о моратории, не будут влиять на наши внутренние обязательства, обязательства государственных банков или Укрзализныци», – отметила министр финансов Наталия Яресько.
В правительстве говорят, что готовы продолжать реформы для возобновления экономического роста, а сокращение внешнего долга даст дополнительный толчок для роста доверия инвесторов и кредиторов.
Шум вокруг реструктуризации долгов начался в марте 2015 года – после утверждения МВФ новой четырехлетней программы расширенного финансирования EFF для Украины на 17,5 млрд. долл. Условиями программы предусмотрена экономия на внешних платежах по долгам государства, гарантированных государством, и субъектов госсектора на сумму примерно 15,3 млрд. долл. за период ее реализации. То есть МВФ задачу поставил – надо выполнять.
«Любая сделка с нашими международными коммерческими кредиторами должна включать в себя комбинацию по продлению срока погашения и снижению как купона, так и основной суммы долга. Наше правительство, как и ранее, уверено: решение о реструктуризации долга может быть найдено», – уверена министр Наталия Яресько.
«Реструктуризация долга – этот стандартная практика, чтобы снижать потребность в иностранной валюте иногда в процессе реструктуризации может списываться часть долга, например 10% долга, и это снижает нагрузку на обслуживание основной части кредита», – считает Игорь Бураковский, руководитель Института экономических исследований и политических консультаций.
Реструктуризация внешних долгов позволит Украине избежать чрезмерной нагрузки на госбюджет и золотовалютные резервы, а значит, будет способствовать стабильности курса гривны. Стабильность курса? Значит, банкам не придется трястись от девальвационных шоков, постоянного отчисления средств в резервы из-за пересчета курсовой разницы и роста проблемной задолженности.
Инвесторы убегут? Вряд ли. Нет смысла говорить о росте недоверия инвесторов к стране из-за изменения условий выплаты внешнего долга, ведь частники и так инвестиции сюда не заводят последние три года. А международные кредиторы сегодня продолжают поддерживать Украину – и займами, и грантами, и гарантиями.
22 мая Украина и Европейская комиссия подписали меморандум о получении макрофинансовой помощи от Евросоюза в размере 1,8 млрд. евро. А 18 мая Украина и США подписали Соглашение о предоставлении кредитных гарантий, что позволит привлечь 1 млрд. долл. за счет выпуска еврооблигаций. И это – далеко не вся поддержка, которую страна получит в 2015 году от Запада.
Так что реструктуризация – это вовсе не тот дефолт, о котором кликушествуют платные «эксперты».
Что получает Украина с помощью реструктуризации
-
Укрепляется платежеспособность страны, сохраняются резервы НБУ
-
Украина продолжает сотрудничество с МВФ
-
Гривна стабильна
-
Внутренние обязательства продолжают выполняться
-
Приток иностранных инвестиций НЕ замедляется – замедляться пока нечему
-
Банки получают возможность жить в условиях стабильного курса