Как попытки заблокировать контент в интернете приводят к росту его популярности

С возникновением потребности в фильтрации контента в Интернете, государства столкнулись с трудностями применения традиционных методов контроля над средствами массовой информации в Сети. Одну из основных проблем для цензоров представляла динамичность социальной составляющей Интернета – огромное количество материала вновь и вновь создается множеством пользователей.

 В 2003 году певица и актриса Барбара Стрейзанд подала в суд на фотографа, который сфотографировал ее дом с воздуха. Сделал он это по заказу правительства в рамках научного исследования по изучению калифорнийского побережья. Фото с домом поп-звезды было доступно на сайте проекта среди 12 тысяч других снимков, не привлекая никакого внимания. До того, как адвокаты Стрейзанд взялись за дело, фото было скачано четыре раза. Через месяц после подачи иска изображение было просмотрено более 420 тысяч посетителей.

Фотография побережья из проекта California Coastal Records Project // «Википедия»

Имя певицы стало названием феномена, который мы не раз наблюдали собственными глазами. TheRunet собрал самые интересные случаи, когда потенциальный запрет какого-либо контента приводил к неконтролируемому тиражированию «опальной» информации.

Юмор MDK

Актуальный пример эффекта Барбары Стрейзанд в действии — демотиватор популярного в «Вконтакте» паблика MDK, который пошутил над смертью актрисы и певицы Жанны Фриске. Цинично переделанная строчка из песни почившей звезды вызвала бурю негодования в сети, тысячи пользователей потребовали удалить демотиватор и наказать его создателей. На Сhange.ru появилась соответствующая петиция, которую подписали почти 150 тысяч человек. Депутаты Госдумы Иосиф Кобзон, Мария Кожевникова и Михаил Маркелов присоединились к негодующим интернет-пользователям — они направили запросы в Генпрокуратуру и Роскомнадзор с просьбой закрыть паблик.

Все эти действия, а также подробное освещение скандала в СМИ, привели к тому, что сегодня практически каждый знаком с содержанием демотиватора. Несмотря на удаление из паблика, он моментально распространился по сети. Из-за многочисленных жалоб пользователей и рекламодателей администрация «Вконтакте» отключила паблик от биржы рекламы. Тем не менее, такое решение не перекрывает паблику кислород — его создатели по-прежнему могут получать деньги от рекламодателей, который связались с ними напрямую.

Не расстраивайте мам

Другой такой случай произошел в конце прошлого года, когда мама певца Валерия Сюткина обнаружило фото своего сына в интернет-меме «Бей бабу по *** (лицу)». Женщина наткнулась на соответствующую страницу сатирической онлайн-энциклопедии «Луркморье» совершенно случайно, так же случайно ее сын стал героем мема — никакого смысла изображение в нем певца не несет.

По требованию мамы Сюткина Роскомнадзор подал в суд на Луркморье. В рассмотрении иска отказали, потому что, по мнению мещанского суда, его подал «ненадлежащий заявитель». Роскомнадзор оказался настойчивым и обжаловал это решение — ведомства заявило, что имеет право защищать права частных лиц перед медиаресурсами. Только тогда суд признал портрет Сюткина в меме незаконным использованием персональных данных, и сайту пришлось удалить его. Но это ничего не изменило, ведь мем раздора по-прежнему можно лицезреть на очень многих интернет ресурсах. Остается только гадать, почему Роскомнадзор прицепился лишь к Луркморью.

Цена вопроса

Даже если вы никогда не смотрите телевизор и телеканал «Дождь», а также не пользуетесь твиттером, вы все равно наверняка знаете о вопросе про блокаду Ленинграда, из-за которого «Дождь» чуть не прекратил свое существование. В одной из передач, а также в своем микроблоге, журналисты телеканала поинтересовались у россиян, не стоило ли сдать Ленинград нацистской Германии и таким образом избежать блокады города и сотни тысяч жертв.

О разгоревшемся после этого скандале слышал каждый, но такое внимание оказало дурную услугу «Дождю» — его отключили от кабельных сетей, лишив серьезного источника доходов. Так, в феврале 2014, телеканал оказался на грани закрытия. Затем возникла проблема с арендой, одно время редакции даже пришлось вести эфиры из квартир сотрудников.

Неудачный вопрос провисел в интернете не больше получаса, но из-за последовавших запретов о нем узнали все.

Мультик про Суицид

Роскомнадзор смог найти запрещенную информацию даже в социальной рекламе. Речь идет о ролике «Глупые способы умереть», который заблокировали на странице блогера Артемия Лебедева в ЖЖ. В частности, Роскомнадзор обнаружил в мультике призывы к совершению самоубийства.

«Текст песни содержит описание различных способов самоубийства, например: использовать лекарства с истекшим сроком годности, стоять на краю платформы, бегать через рельсы между платформ, съесть суперклея тюбик и другие. Мультипликационные герои демонстрируют описанные способы суицида в привлекательном для детей и подростков юмористическом формате. Такие строки песни, как „Спрятаться в сушилке для белья“, „Интересно, что делает эта красная кнопка?“ содержат призыв к осуществлению данных действий», — объяснил свою позицию Роскомнадзор.

Нетрудно догадаться, что все мигом кинулись искать заблокированный мультфильм на других площадках. Сейчас ролик набрал уже более 105 миллионов просмотров. Забавно также, что мультфильм заказало австралийское метро, специально, чтобы снизить случаи увечья среди пассажиров. Более того, утверждается, что они достигли своей цели — уже через три месяца после запуска ролика количество опасных инцидентов на платформе уменьшилось на 30 процентов.

Запрет как мотивация

Перед выходом в прокат продолжения фильма «Ирония судьбы» Константин Эрнст заявил, что «ОРТ-Видео» вместе с МВД разработало «мощную антипиратскую программу», которая предотвратит любые попытки незаконно распространить картину. Но после премьеры фильм тут же распространился на торрентах. Эрнст пригрозил пользователям, которые скачали пиратские копии, уголовным преследованием. Но это не остановило юзеров, а, наоборот, спровоцировало еще большее количество просмотров. А если бы продюсеры не разбрасывались угрозами, посредственный сиквел, возможно, и не привлек бы такого внимания в Рунете.

Многие медиа-технологи взяли на заметку эффект Стрейзанд и периодически пытаются придать весу тому или иному событию, провоцируя его фальшивый запрет. Внимание Роскомнадзора часто только на руку медиа-ресурсам. Если только ведомство не устраивает целенаправленную травлю того или иного ресурса, как это произошло с юмористической онлайн-энциклопедией Lurkmore.

Автор: Татьяня Щербакова, therunet.com

 

You may also like...