Как бизнесмен Егор Немов стал в России украинским преступником Владимиром Гавриленко

Предприниматель Егор Немов, выросший без родителей и поздно получивший паспорт, должен быть выдан Украине — это решение утвердил Верховный суд, признавший, что Немов — не Немов, а беглый украинский уголовник Владимир Гавриленко. Суд не смутило, что у Немова и Гавриленко разный рост и размер ноги, а показания свидетелей, фотографии и ДНК-экпертизы подтверждают, что это два разных человека.

Человек без паспорта

 

 

В Волгоградской области есть город Камышин; с противоположного берега Волги на него смотрит маленький — всего 15 тысяч жителей — городок Николаевск. 7 января 1976 года в Николаевске родился Егор Семенович Немов — это он откуда-то знает наверняка. Других подробностей жизни с родителями Немов не помнит: когда ему было шесть лет, мама и папа отправили его в какое-то дошкольное учреждение, а забрала оттуда уже чужая женщина. Мальчика определили в школу-интернат.

 

Егор Немов (справа). Фото из материалов дела

Что произошло с его родителями, и живы ли они, ребенку так никто и не рассказал, вспоминает Немов: «Мне никто не говорил, а потом знаете как, когда ты живешь среди людей, которые, давайте грубо назовем, беспризорники, то очень многие нравы… Они говорят: ну раз тебя не ищут, значит, ты никому не нужен, и тебе искать не надо. Вот эта мотивация всегда была с детства таким пунктиком в голове, понимаете? Меня никто не пытался найти все эти годы. Я жил и выживал так, как я мог, и так, как я считал нужным».

Из интерната, как рассказывает Немов, он сбежал практически сразу, и дальше выживал сам — перебирался из города в город, но никаких документов не оформлял, чтобы не попасть в армию и «в принципе, чтобы быть свободным человеком». Никаких проблем, связанных с отсутствием документов, у него не возникало, говорит Немов, сложностей с трудоустройством — тоже. «Вы в регионах давно были? Настолько всем на все плевать, особенно в регионах, что ну вот нет тебя, или идешь ты там своей тропой, да и иди. Если ты не залез ни к кому в огород, ни к кому в магазин, никто тебя трогать не будет. Никто никогда у тебя даже в электричке не проверит документы, если ты более-менее опрятно одет».

«Да я бы и дальше без паспорта жил, если бы у меня супруга не настояла», — признается Немов.

Когда молодому человеку исполнилось 28 лет, а значит, армия ему уже не грозила, Немов решил все же получить свой первый в жизни паспорт, но столкнулся с затруднениями: свидетельства о рождении у него не было, в загсе в Николаевске ему не отвечали, о своих родителях он ничего не знал. В паспортных столах никто не хотел заниматься его проблемой и подтверждать личность странного просителя.

Адвокат Филипп Шишов объясняет, что в таких случаях закон предусматривает процедуру установления личности с помощью свидетелей; этим должна заниматься ФМС. «Человек заполняет анкету, приходят два свидетеля, и устанавливается таким образом личность. Выдается документ, потом надо подтверждать гражданство и так далее», — говорит адвокат.

После нескольких неудач Егор Немов обратился в паспортный стол в Перемышльском районе Калужской области — он жил тогда в Калуге. Там 23 января 2004 года ему наконец-то выдали паспорт гражданина России; по этому документу он получил военный билет и загранпаспорт, зарегистрировал несколько фирм, начал путешествовать.

Девять лет спустя этот паспорт признали недействительным и выданным с нарушениями, Немова обвинили в незаконном пересечении границы, а суд постановил, что он не россиянин Егор Немов, а находящийся в розыске гражданин Украины Владимир Гавриленко. Последние полгода, после выхода из СИЗО, этот лишенный имени и личности человек живет без каких-либо документов. В отсутствие паспорта его не пропускают даже в суд на заседания по собственному делу.

Егор Немов (справа). Фото из материалов дела

Превращение

В конце июня 2013 года в московской квартире Егора Немова прошел обыск, его задержали и доставили в аэропорт Домодедово. Там ему предъявили обвинения в незаконном пересечении границы (часть 1 статьи 322 УК); дело возбуждено 13 июня, его вел отдел дознания отряда пограничного контроля ФСБ в аэропорту Домодедово. При этом ранее во время путешествий у спецслужб не возникало к нему никаких вопросов, говорит Немов: незадолго до ареста бизнесмена без проблем пропустили на международный рейс в Шереметьево: «Я нормально слетал в Нью-Йорк в марте месяце и вернулся обратно».

Немов полагает, что неожиданное уголовное преследование может быть связано с участием его фирм в тендере на благоустройство детских площадок в Таганском районе Москвы. Речь шла о подряде на сумму более 40 млн рублей. «Был предметный разговор с человеком накануне этих торгов, и тогда мне было сказано, что — это ни для кого не секрет, понимаете? Все эти подстольные схемы — мне было сказано: будут участвовать все пять фирм наших и те, кто еще вылезет. Но вытащим мы на себя, а тебе отдадим в подряд. Все, в пятницу мы ударили по рукам, я уехал на дачу, в понедельник утром меня арестовывают», — рассказывает Немов. Оба тендера были разыграны по плану: и первыйи второй выиграла компания «БАЗ эксплуатация».

Адвокат Шишов предполагает, что началом цепочки событий, которая привел в итоге к аресту предпринимателя, стала проверка в паспортном столе в Калужской области, выявившая махинации с документами. «И видимо, начали проверять все паспорта, которые были там выданы», — говорит Шишов.

Начальника паспортного стола Геннадия Пехова Перемышльский районный суд еще в 2007 году осудил за злоупотребление должностными полномочиями (часть 1 статьи 285 УК). Согласно приговору, он «совершил незаконные действия по выдаче паспортов лицам, не являющимся гражданами РФ и не проживающим в Перемышльском районе Калужской области». Столоначальник получил два года условно.

Паспорт Егора Немова признали недействительным, а поскольку на его основании был получен загранпаспорт, по которому Егор ездил за рубеж, возбудили уголовное дело. «Само по себе получение этого паспорта не образует никакого преступления. Это начальник паспортного стола, возможно, что-то нарушил, а человек-то что? Он написал заявление, взятку он не давал, ничего не нарушал, ему выдали документ. А если человек пересекает границу и при этом знает, что его паспорт недействительный, то его можно привлечь за незаконное пересечение границы», — объясняет возможную логику следствия Филипп Шишов.

Тогда Немова объявили Владимиром Анатольевичем Гавриленко — родившимся 13 февраля 1967 года гражданином Украины, который на родине объявлен в розыск за разбой, бандитизм и убийство. Гавриленко выбрали как человека, который, судя по фотографиям, имеет некоторое сходство с Немовым, предполагает адвокат Шишов. «Чтобы оправдать свои ошибки, потому что человек фактически ни в чем не виноват, они не нашли ничего лучше, чем приклеить ему эту вот личность», — говорит защитник.

Спустя шесть месяцев после задержания Домодедовский городской суд продлил обвиняемому срок содержания под стражей — уже под именем Владимира Гавриленко. «Сделали изменение анкетных данных, дознаватель выпустил постановление считать Егора Немова Владимиром Гавриленко», — рассказывает адвокат.

Основанием для смены личности обвиняемого стала экспертиза, проведенная сотрудником Пограничного научно-исследовательского центра ФСБ Олегом Прилипко. Эксперт Прилипко сравнил фотографии на паспорт, сделанные 28-летним Немовым и 30-летним Гавриленко, и пришел к выводу, что на них изображен один и тот же человек. 

Фамилии дознавателя Татаринова и эксперта Прилипко фигурировали и в деле гражданина Киргизии Маратбека Эшанкулова, которого также обвиняли в незаконном пересечении границы. Он был задержан в аэропорту, когда пытался вылететь домой; следствие предположило, что мужчина пользуется чужим паспортом, а эксперт Прилипко сделал заключение, согласно которому Маратбек Эшанкулов и лицо на фотографии из его паспорта — разные люди.

В апреле 2014 года Домодедовский городской суд вынес Эшанкулову оправдательный приговор.

Прокуратура сообщила украинским властям, что объявленный в розыск Владимир Гавриленко задержан; Украина подтвердила розыск и направила в Россию необходимые для экстрадиции преступника документы.

В июне 2014 года Домодедовкий городской суд под именем Владимира Гавриленко признал Егора Немова виновным в незаконном пересечении границы и оштрафовал его на 25 тысяч рублей. Немов остался в СИЗО Каширы в связи с запросом на его экстрадицию; все это время арестант не получал ни писем, ни посылок — администрация изолятора не принимала корреспонденцию на имя Немова, от передач на имя Гавриленко отказывался он сам. 13 ноября 2015 года Генпрокуратура России вынесла постановлении об экстрадиции Гавриленко; 11 декабря Егора Немова спустя два с половиной года после ареста выпустили из СИЗО под подписку о невыезде. Постановление о смене меры пресечения было оформлено на Владимира Гавриленко, но подписано Егором Немовым.

Решение прокуратуры об экстрадиции Немов и его адвокат обжаловали сначала в Домодедовском городском суде, потом — в Московском областном. Защита предоставила несколько заключений специалистов по фотографиям, показания свидетелей, данные о росте и размере ноги, экспертизы ДНК; все эти документы подтверждали, что Немов — не Гавриленко. Судей доказательства не убедили: на основании экспертизы Прилипко они признали экстрадицию законной, а подсудимого — 49-летним Владимиром Анатольевичем Гавриленко.

Так Егор Семенович Немов, 40 лет, перестал существовать.

Экспертизы, которые игнорирует суд. «Машина запущена»

Заключение эксперта ФСБ Олега Прилипко остается единственным свидетельством в пользу того, что Немов и Гавриленко — это один и тот же человек. По инициативе защиты это заключение изучил заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры судебных экспертиз МГЮА, автор ряда методик криминалистической фотопортретной экспертизы Александр Зинин.

Зинин заключил, что Прилипко допустил «определенные отступления от методики проведения судебных фотопортретных экспертиз» и другие нарушения, которые не позволяют считать сделанное им заключение достоверным и обоснованным. Необоснованным, неполным и противоречивым счел исследование Прилипко и специалист независимого агентства «Эксперт» Вячеслав Кондратьев.

Фото из материалов дела

Сотрудник Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны Сергей Леонов в своей экспертизе сравнил фотографии Немова и Гавриленко и пришел к выводу, что на них изображены разные люди. Такое же заключение дал и эксперт-криминалист ООО «Honest» Алишер Махсумов.

И Прилипко, и Леонов вызывались в суд как свидетели — причем на одно заседание. «На суде встретились два эксперта. И Леонов ему полностью все доказывает. Ну вы же видите, что это не тот человек? Да, вижу, но свое мнение я не поменяю», — вспоминает Егор Немов.

Украинский адвокат Василий Колотюк опросил соседей Владимира Гавриленко из поселка Романов Житомирской области — никто из них не узнал на фотографии Егора Немова своего соседа. Бывшая жена Гавриленко даже приехала в Московский областной суд, чтобы выступить свидетелем по делу, но судья отказался выслушать ее, рассказывает адвокат Шишов.

В полученной из Украины учетной карточке военкомата на Владимира Гавриленко указано, что его рост — 175 см, а размер ноги — 42-й. Рост Егора Немова, согласно освидетельствованию фельдшера в ИВС Домодедово — 182 см, а размер ноги — 40-й.

Наконец, были проведены две экспертизы ДНК. В первом случае сравнивались генетические материалы Егора Немова и Владислава Гавриленко, сына разыскиваемого украинца (сравнение ДНК проводила лаборатория в американском Университете штата Нью-Мексико), во втором — образцы Егора Немова и Валентины Гавриленко, его сестры (сравнение проводил Государственный научно-следственный экспертно-криминалистический центр МВД Украины). В обоих случаях эксперты пришли к однозначному выводу: эти люди не могут быть родственниками.

Однако суды не стали исследовать и приобщать к материалам дела эти экспертизы, соглашаясь с прокурорами, всякий раз повторявшими, что «личность Гавриленко установлена в ходе предварительного следствия».

«Суд нам говорит, что у нас и так все доказано, есть портретная экспертиза, где эксперт ФСБ Прилипко подтвердил, что это один человек», — разводит руками адвокат Шишов. 

При этом суд обратил внимание на то обстоятельство, что близкие — гражданская жена и ее родные — называют Егора Немова Виталием, и что в документах его дочери указано отчество «Витальевна». Немов объясняет, что такое имя ему дали при крещении, поскольку в православных святцах имени Егор нет. 

«У меня много не очень приятных ассоциаций связано с моим настоящим именем, — рассуждает он. — Я достаточно глубоко верующий человек, и я не хочу, чтобы мое плохое наследие отражалось на жизни моего ребенка. Я в церковь пришел сознательно и взрослым человеком, я спросил у батюшки, как мне быть, мне дали наставление. Я следую этим наставлениям». Поэтому дочери Немов дал отчество по своему церковному имени; его отцовство дополнительно подтвердила экспертиза ДНК.

«С системой просто бороться тяжело, — говорит Немов. — Я объясню, как мне рассказывают сотрудники, они сказали: машина запущена. Ты можешь каток, который идет с горки, толкать руками назад? Нет, все. Машина запущена. У них один ответ: "Машина запущена"».

Генпрокуратура Украины, получив результаты сравнения ДНК Немова и Гавриленко, отказалась от своего запроса на экстрадицию, говорит адвокат Шишов. Российская прокуратура этот отказ пока не получила.

Заседание Верховного суда 25 мая 2016 года прошло в отсутствие Егора Немова, который не пришел, сославшись на свою болезнь; он прислал в суд телеграмму и передал медицинские документы через своего адвоката. Заседание уже несколько раз переносилось из-за болезни Немова, но в этот раз суд отказался откладывать дело и рассмотрел жалобу без него. В итоге ВС оставил решение об эстрадиции без изменений, а жалобу — без удовлетворения.

Что будет с самим Егором Немовым в ближайшие дни — неизвестно. Его адвокат Филипп Шишов намерен дополнить уже направленную в ЕСПЧ жалобу по делу Немова обращением об обеспечительных мерах в соответствии со старсбургским правилом 39 — оно предполагает запрет на экстрадицию лица до решения Европейского суда. Таким образом, экстрадиция Егора Немова как Владимира Гавриленко будет приостановлена, рассчитывает адвокат.

Российский УПК предполагает, что если запросившая экстрадицию сторона в течение 30 суток не забирает человека, то он должен быть немедленно освобожден. Поскольку Украина отказалась от экстрадиции Немова, то вряд ли пошлет за ним конвой, предполагает Шишов.

Впрочем, всех проблем Егора Немова, который признан российскими судами Владимиром Гавриленко, это не решит. «Мне теперь присвоены данные просто чужого человека», — растерянно говорит предприниматель. Он не понимает, как и под каким именем будет жить дальше. Беглым преступником Гавриленко он себя не признает, да и нет у него документов на это имя — а собственный его паспорт признан недействительным.

«Этот паспорт, как домино, все документы порушил: дача, машина, квартира, все оформлено на старые документы Егора Немова, — говорит адвокат Шишов. — Эти документы аннулированы, и теперь статус имущества в подвешенном состоянии находится. Потому что собственник имущества — человек, который стерт ластиком из реальности. Все документы стерли, есть только живой человек».

Автор: Егор Сковорода, МЕДИАЗОНА

 

You may also like...