Ликбез для Владимира Зеленского – оправдания которого рассчитаны только на болванов

Со скандалом вокруг июльского выступления студии «Квартал 95» в Юрмале происходит то же, что и с еще одним недавним скандалом: чуть ли не больше чем факты, вокруг которых они возникли, возмущают объяснения и оправдания, с которыми публично выступают их «герои». Оправдания неуклюжие и нелепые.

Такие, что вместо того, чтобы  дать исчерпывающие ответы, порождают новые и новые вопросы. Вместо того чтобы погасить страсти – только разжигают их. Объяснение, рассчитанные на болванов, которые априори примут за чистую монету все что угодно, что им скажут.

Владимир Зеленский убеждает : он и его партнеры высмеивали не Украину, а ее власть. Но это неправда, господин Зеленский! Началось выступление «Квартала 95» с того, что зрителям было сказано (сказал это не Зеленский, но вряд ли это был  не согласованный с ним экспромт): в Юрмале – Дни украинской культуры, продлятся они четыре дня, потому что «у нас культуры теперь осталось всего на четыре дня». И где здесь, простите, высмеивание власти, а не Украины?

Поэтому, извините, приходится объяснять азбучные вещи. Те, которые профессиональный сатирик должен бы знать лучше любого другого.Общим местом критики «Квартала 95» стала констатация: то, что вполне годится для внутренней аудитории, никак не годится для внешней – и даже не только российской. (А Юрмалу и сами латыши называют «филиалом России», потому что слишком много российских граждан являются собственниками недвижимости в этом городе и там регулярно проводят   свое время.) И речь здесь вовсе не о том, чтобы не выносить сор из избы и не о том, чтобы делать вид, будто все у нас в порядке.

Когда я учился в университете, был у меня приятель-ямаец. Чернокожий. И мы с ним достаточно часто – под обоюдный смех – смеялись с цвета кожи и расы друг друга. Услышал бы это кто-то посторонний – не сомневался бы: перед ним двое таких расистов, что клейма на обеих негде ставить. Но никому из нас и в голову не пришло бы вынести эти шутки на постороннюю аудиторию.И вот именно по этой причине: посторонняя аудитория просто не смогла бы понять, где шутка, а где не шутка.

Вот точно так было и в данном случае: посторонняя по отношении к Украине аудитория, не могла понять, где юмор, где метафоры с гиперболами, а где факты. Ведь почему так бурно реагирует на шутки «Квартала» украинская аудитория? Потому что она знает контекст. Потому что она может, имеет возможность сравнить сказанное с реальным. Вот именно из сравнения слов с реальностью и рождается смех, именно на нем строится высококлассная сатира.

Зарубежная аудитория тоже сравнивает слова сатириков с украинским контекстом – только таким, которым сама владеет или считает, что владеет.Стоит ли разъяснять, каким контекстом, скорее всего, владеет русскоязычная аудитория в Юрмале – учитывая сказанное несколько выше? И разве не знал господин Зеленский, что его Юрмальская аудитория будет  сравнивать его слова с тем, чего не видела собственными глазами, но многое об этом слышала от российской пропаганды? Если не знал, не давал себе отчета – это, извините, непрофессионально …

Когда аудитория вообще не владеет контекстом, она воспринимает все слова сатириков как совершенные факты. Без поправок на те же метафоры с гиперболами.

Учитывая контекст, которым владеет русскоязычная аудитория, сравнение Украины с «актрисой из порнофильмов» только подтверждало ее, аудитории, убежденность: в стремлении Украины в Европу нет никакой другой мотивации, кроме желания «продаться», превратиться в объект удовлетворения желаний «проклятых пиндосов и подпиндосников». Но ровно то же рассказывает ей и Дмитрий Киселев!

В этом ли была критика власти? Да, критика власти – но такая, которая, опять же, только подтверждала русский пропагандистский тезис: мол, народ Украины хочет быть с Россией, и лишь «антиконституционная хунта» силой тянет страну на Запад. Когда речь шла чуть ли не о проститутке (а многие поняли «актрису из фильмов для взрослых» именно как легкий эвфемизм для обозначения проститутки), у сторонней аудитории не оставалось сомнений: «заказчиком», инициатором продвижения Украины на Запад является именно Запад, а не Украина. Украина только «отдалась» – точнее, «хунта» ее отдала.

«Квартал» высмеял украинскую власть, а Украину искренне любит? Тогда, извините, какой-нибудь Жириновский тоже скажет вам, что любит Украину – потому что «на Украине живут русские люди», вот только «зловещая хунта» якобы промывает им мозги и убеждает в существовании украинцев как отдельного народа.

А чем, вообще-то, отличается сатира от юмора? Одним-единственным: сатирик имеет цель повлиять на сознание аудитории, изменить представления о том, что ее окружает, побуждать к тому, чтобы люди влияли на объекты высмеивания и бороться с осмеянными явлениями. А теперь вопрос: а какую реакцию, высмеивая украинские власти, ждал господин Зеленский от присутствующих в Юрмале граждан России, граждан Латвии, неграждан Латвии? Чтобы они влияли на украинскую власть и боролись с ее недостойными поступками – и неважно, реальными, преувеличенными или мнимыми? Каким, простите, образом? Скорее всего, единственное, на что рассчитывал в данном случае господин Зеленский – это тупое «гы-гы-гы». А если так, то это уже никакая не сатира.

И еще. Хотел того господин Зеленский или не хотел, стремился ли не стремился, но выступление его команды перед русскоязычной аудиторией в Юрмале немало у кого могло оставить впечатление, что артисты пытались реабилитироваться перед Россией. Восстановить для себя путь к русской публики, российским телеэкранам и российским концертным площадкам.

Много лет «Квартал 95» работал больше в России и для России, чем в Украине и для Украины. Так же, как и многие другие артисты, которые «бороздили просторы» всего бывшего СССР и для которых и Украина, и Россия, и та же Латвия были «наша страна». Похоже, что и сегодня Юрмала для Зеленского – это «наша страна», и именно поэтому ему и в голову не пришло скорректировать свое выступление учитывая менталитет зарубежной аудитории. И каким бы патриотом он не заставил себя сознательно стать в течение последних двух лет, а юрмальское «выступление по Фрейду» показало: его подсознание все еще живет в «нашей стране».

Автор: Борис Бахтеев, Детектор Медиа

 

You may also like...