Гибель рейса MH17: как менялись версии российских СМИ

Со дня крушения малайзийского "Боинга" в небе над Украиной прошло больше двух лет. За это время российские СМИ неоднократно ставили под сомнение результаты официального расследования причин трагедии, унесшей жизни 298 человек. Служба мониторинга Би-би-си проследила за тем, как менялись версии катастрофы в интерпретации прокремлевских медиа.

Испанский диспетчер

17 июля 2014 года в 19 часов по московскому времени новостной телеканал LifeNews сообщил о "новой победе донецких ополченцев", которым якобы удалось подбить очередной транспортный самолет Ан-26 ВВС Украины. На этот раз – около города Торез.

Фюзеляж MH17

GETTY IMAGES / По данным голландских следователей, ракета "Бук" взорвалась слева от кабины пилотов "Боинга"

"Все произошло около пяти часов вечера по московскому времени. Над городом пролетал Ан-26, внезапно в него врезалась ракета, раздался взрыв, самолет начал падать", – отметила ведущая, комментируя любительское видео с места событий. Новость тут же подхватили многие новостные сайты и телеканал "Россия 24".

Однако менее чем через час выяснилось, что на кадрах, показанных в эфире российских телеканалов, был вовсе не Ан-26, а малайзийский "Боинг", летевший в Куала-Лумпур из Амстердама.

В первые часы после подтверждения информации о сбитом пассажирском лайнере в небе над Украиной российские СМИ отвергали возможность причастности к катастрофе донецких сепаратистов.

"Специалисты уверяют: сбить лайнер теми средствами, что есть в распоряжении повстанцев, так высоко невозможно", – сообщил корреспондент программы "Время" на Первом канале.

"Самолет упал в районе населенного пункта Грабово, что неподалеку от поселка Снежное, которое позавчера как раз и бомбили, интенсивно очень бомбили украинские ВВС", – отметил журналист телеканала "Россия".

Параллельно с этим в СМИ начали активно распространяться альтернативные теории, в том числе конспирологические. Поздно вечером 17 июля русскоязычный сайт телеканала RT опубликовал твит "испанского диспетчера" в Киеве о том, что за несколько минут до крушения Боинга рядом с ним были замечены украинские военные самолёты.

Сообщение вскоре подхватил телеканал "Россия-24", а также ряд интернет-изданий. Вскоре Твиттер-аккаунт "диспетчера" был признан фейком и заблокирован.

Самолет Владимира Путина

AFP / В российских СМИ даже появлялась версия о том, что целью был не малайзийский "Боинг", а самолет российского президента

Самолет Путина

Еще одной версией, получившей большое распространение в российских СМИ вечером того же дня, стала теория о том, что вероятной целью сбивших "Боинг", вероятно, был борт номер один президента России, возвращавшийся из латиноамериканского турне.

"Контуры самолетов в целом похожи, линейные размеры также весьма схожи, а что касается раскраски, то на достаточно отдаленном расстоянии она практически идентична", – цитировало источник в Росавиации агентство Интерфакс.

На следующий день, когда заголовки мировой прессы пестрели обвинениями в адрес Кремля, российские государственные телеканалы продолжили обвинять в произошедшем Украину.

"Формально малайзийский лайнер был сбит в мирном небе. Несмотря на то, что украинские власти еще 8 июля объявили пространство над юго-востоком бесполетным, транзитные эшелоны продолжали работать" – заметил корреспондент "Вестей".

Одновременно в интернете появились новая конспирологическая теория: газета "Московский Комсомолец" сообщила со ссылкой на "очевидцев" и одного из тогдашних лидеров сепаратистов Игоря Стрелкова, что, возможно, некоторые пассажиры Боинга были мертвы еще до падения.

Тем не менее, спустя несколько дней эта версия, равно как и слухи о попытке сбить "борт номер один" ушли на второй план, уступив место официальным заявлениям минобороны России.

Исчезающий "Бук"

20 июля госсекретарь США Джон Керри, выступая в эфире CNN, обвинил Россию в поставках крупных партий вооружений сепаратистам на востоке Украины.

21 июля российские государственные телеканалы заявили, что, согласно данным российских военных, группировка украинских зенитных комплексов "Бук" накануне трагедии появилась в Донецкой области и вскоре после нее исчезла.

"Кроме того, в момент крушения на одном эшелоне с лайнером находился еще один объект – украинский Су-25", – отметил ведущий "Вестей", ссылаясь на данные минобороны.

В конце мая 2015 года международная независимая группа Bellingcatзаявила, что снимки украинского комплекса "Бук", якобы зафиксировавшие его перемещение 14 и 17 июля 2014 года, – подделка.

25 июля 2014 года версия об украинском "Буке" вновь прозвучала с экранов телевизоров. На этот раз телеканал НТВ, ссылаясь на мнение эксперта,заявил, что Boeing-777 мог быть сбит во время учений сил украинской ПВО.

9 сентября голландская служба безопасности опубликовала предварительный отчет о причинах крушения рейса MH17. Его главный вывод – "Боинг" развалился на части в воздухе в результате воздействия извне.

В тот же день корреспондент телеканала "Россия" раскритиковал мнение экспертов, вновь напомнив о том, что в распоряжении украинских военных якобы есть "Буки". "На этой фотографии виден ракетный комплекс с повернутой пусковой установкой. 17 июля она неожиданным образом куда-то исчезла", – отметил он.

"Специалисты уверены – эксперты упустили время, когда могло быть проведено полноценное и объективное расследование. Украинская сторона словно намеренно сделала все возможное, чтобы реальную причину катастрофы выяснить было уже нельзя", – заключил корреспондент.

AFP / Российские власти последовательно отрицают, что малайзийский "Боинг" мог быть сбит российским "Буком"

Сенсационный снимок

Тем не менее, в ноябре того же года версию об украинском "Буке" неожиданно сменила новая – о ракете "воздух-воздух".

Ведущий программы "Однако" Михаил Леонтьев заявил, что "в распоряжении Первого канала оказался сенсационный снимок, предположительно сделанный иностранным спутником-шпионом в последние секунды полёта малазийского "Боинга" над Украиной". На фотографии, отметил ведущий, "отчетливо виден пуск ракеты из-под левого крыла" истребителя МиГ-29 "точно в кабину пилотов".

"Короче, не было, скорее всего, никакого "Бука", – заключил он.

Выпуск программы "Однако" вышел в эфир Первого канала 14 ноября – за несколько дней до саммита "большой двадцатки" в Австралии. По признанию самого Леонтьева, "в преддверии важнейшей встречи мировых лидеров… тема расследования гибели пассажиров того рейса более чем актуальна", а сенсационный кадр "говорит в пользу той версии, которая на Западе почти не звучала".

Вечером того же дня похожий сюжет с "фотодоказательствами" уничтожения самолета истребителем появился в эфире телеканала "Россия". В тот же день популярный российский фотоблогер Илья Варламов обнаружил признаки подделки кадров со спутника.

Секретный свидетель

После громкого разоблачения фейкового снимка версия об истребителе вновь начала активно обсуждаться в российских СМИ в конце 2014 года.

На этот раз поводом послужила публикация в газете "Комсомольская правда" от 22 декабря. Как сообщило издание, журналисты "отыскали свидетеля, который утверждает, что малайзийский "Боинг" был сбит украинским штурмовиком Су-25.

"В деле малайзийского "Боинга" появился секретный свидетель, чьи показания снимают все обвинения с ополчения и России", – заключилиавторы статьи. Вскоре этот сюжет подхватили сетевые издания, крупные телеканалы и даже Следственный комитет России. Однако история на этом не закончилась.

В начале июня 2015 года "секретный свидетель" вновь появился в заголовках государственных СМИ. "Расследование дела о крушении "Боинга" в Донецкой области заметно продвигается. И сегодня в Следственном комитете России назвали имя основного свидетеля", сообщил Первый канал 3 июня. По данным журналистов, им оказался бывший украинский военнослужащий Евгений Агапов.

Параллельно российские медиа сообщили о результатах расследования, проведенного разработчиком зенитных систем "Бук", концерном "Алмаз-Антей". По мнению экспертов предприятия, малайзийский "Боинг" был сбит над Донбассом ракетой 9М38М1, выпущенной из комплекса "Бук-М1". При этом представители концерна на пресс-конференции не исключили, что ракета могла быть выпущена украинской ПВО.

В ответ основатель Bellingcat Элиот Хиггинс заявил, что Алмаз-Антей" использовал в своем докладе о катастрофе рейса MH17 некорректные и отредактированные снимки.

Спецоперация

29 июля – всего за несколько часов до голосования в Совете Безопасности ООН о создании международного трибунала по сбитому "Боингу" под Донецком – телеканал LifeNews выдвинул новую теорию о причинах падения лайнера.

Согласно этой версии, 17 июля 2014 года на борту "Боинга" взорвалась бомба. "Я практически уверен, что самолет был уничтожен изнутри, и это была спецоперация", – заявил тогда в эфире телеканала эксперт федерального информационного центра "Аналитика и безопасность" Сергей Соколов.

Устаревший "Бук"

13 октября Совет Безопасности Нидерландов опубликовал финальный отчет по итогам расследования причин катастрофы, где говорилось, что авиалайнер был сбит ракетой, запущенной из произведенного в России "Бука".

Комментируя доклад, российские СМИ ссылались не на голландских экспертов, а на специалистов концерна "Алмаз-Антей". Согласно их версии, малайзийский лайнер действительно был сбит "Буком", но не современным, а устаревшим.

"Самое главное – около 500 устаревших ракет 9М-38 с прямоугольными поражающими элементами до сих пор стоят на вооружении украинской армии", – отмечал корреспондент программы "Воскресное время" на Первом канале 18 октября.

К началу 2016 года альтернативная версия об украинской ракете "воздух-воздух" перестала муссироваться в СМИ, ненадолго вернувшись в заголовки прессы лишь весной этого года. Тогда телеканал BBC2 показал документальный фильм о теориях крушения рейса MH17, среди которых была и версия об истребителе.

Минобороны

AFP / Российское министерство обороны неоднократно проводило брифинги, на которых доказывало непричастность России к катастрофе

Вторая годовщина и доклад Bellingcat

Во вторую годовщину со дня трагедии крупные российские государственные телеканалы и вовсе обошли теории о причинах крушения "Боинга" стороной.

Репортаж, показанный в конце 90-минутной программы "Воскресное время", обвинил украинские власти в халатности из-за того, что Киев не закрыл воздушное пространство в зоне боевых действий.

"Спустя два года после падения малайзийского "Боинга" вопросов к Украине становится все больше, и один из главных – почему, несмотря на рекомендации европейских экспертов, Киев вовремя не закрыл воздушное пространство?" – отметила корреспондент Первого канала.

Телеканал "Россия 1", в свою очередь, и вовсе проигнорировал годовщину.

Однако в сентябре – в преддверии публикации голландского доклада о крушении Боинга – в российских СМИ вновь стали звучать версия об украинском "Буке". На этот раз в центре внимания оказался мартовский доклад Bellingcat, а также новые данные от российского министерства обороны.

Целый ряд СМИ, включая англоязычный телеканал RT и издание Lenta.ru, отвергли доводы отчета Bellingcat о том, что к катастрофе причастны военнослужащие 53-й российской зенитно-ракетной бригады. В своих репортажах все они сослались на расследование группы российских волонтеров под руководством главного редактора сайта "Сегодня.ру" Юрия Котенка.

Госканалы, в свою очередь, сосредоточили внимание на данных, представленных во время брифинга 26 сентября. По данным военного ведомства, Ростовская РЛС не засекла ракету, выпущенную по "Боингу" с территории сепаратистов.

Тем не менее, оппозиционные блогеры и некоторые либеральные медиа отметили, что, по сути, минобороны – а вслед за ними и прокремлевские телеканалы – окончательно отказалось от версии о штурмовике Су-25, которую сами же и выдвинули спустя несколько дней после катастрофы.

Автор: Ольга Бугоркова; Служба мониторинга Би-би-си

You may also like...