Неудавшееся покушение на Владимира Плахотнюка в полной мере продемонстрировало всю непрочность и эфемерность молдавского государства.
Почему гранатометы были без глушителей?
Первое что обращает на себя внимание, – странный набор оружия у покушавшихся, большое число лиц, готовивших покушение, и смехотворный бюджет в $ 200 тыс. – на 17 человек. Из них половина якобы была уплачена авансом. Особенно потешались комментаторы над оружием, предназначавшимся для уничтожения Плахотнюка: два пистолета CS с глушителями и 4 РПГ-26. Между тем большая часть несообразностей при внимательном рассмотрении обстоятельств оказывается вполне логична.
Плахотнюк редко появляется на публике, а в тех случаях, когда это происходит, появляется всегда неожиданно и с многочисленной охраной. Также непредсказуемы, малозаметны и хорошо продуманы в плане безопасности его передвижения по городу. Ни выйти на дистанцию пистолетного выстрела, ни разместить снайперов в зоне досягаемости у организаторов покушения не было возможности. Просматривался единственный реальный вариант – расстрелять Плахотнюка в его квартире на улице Болгарской, в центре Кишинева. Но и это непросто. Улица – тихая, на ней почти нет транспорта и очень мало прохожих. Окна кабинета Плахотнюка выходят в охраняемый двор, куда кому попало так просто не войти. Окна бронированные. Здание – добротное, старой постройки, к тому же стены кабинета наверняка укреплены изнутри.
План покушения был следующим. Группа киллеров должна была проникнуть в соседний двор. Затем стрелки устраняли охрану во дворе, которая могла бы помешать гранатометчикам, – вот для чего нужны были пистолеты с глушителями. Гранатометчики, стреляя под углом вверх, двумя выстрелами выбивали два бронированных окна в кабинете Плахотнюка на втором этаже. Две следующих гранаты должны были разорваться уже в помещении. План был весьма авантюрным, но при некотором везении все-таки мог сработать.
Общее число участников операции было довольно большим – их должно было хватить для обеспечения отхода по нескольким направлениям при любых вариантах развития ситуации. Далеко не факт, что арестованы все члены группы и изъято все оружие. Напротив, доступная в открытом доступе информация оставляет противоположное впечатление.
Что касается малой суммы, то часть денег, как и часть киллеров, могли не попасть в поле зрения правоохранителей. Кроме того, озвученную сумму гонорара могли сознательно приуменьшить, дабы не привлекать потенциальных исполнителей попытки №2.
Кто такой Владимир Плахотнюк, чтобы его заказывать?
Формально – председатель правящей Демократической партии. Бизнесмен. Фактически – теневой диктатор Молдовы, единолично определяющий политический курс страны. В этом качестве Плахотнюк неудобен многим по той причине, что в последние два года он начал проводить реформы, суть которых можно свести к двум пунктам:
– Реальная борьба с коррупцией, с посадками – причем по нарастающей – высокопоставленных коррупционеров.
– Последовательный увод Молдовы из сферы российского влияния – притом тоже по нарастающей.
Естественно, этим он нажил себе много врагов как в Молдове, так и за ее пределами. Судя по ситуации, первая попытка будет не последней. Все только начинается.
Кто заказал?
Хотя в СМИ уже озвучена версия о причастности ФСБ РФ, российских спецслужбы, вероятно, лишь подтолкнули к такому решению кого-то из тех, кому Плахотнюк особенно сильно мешал в последнее время, и оказали техническую поддержку в подготовке группы киллеров.
Причем игроки из ФСБ могли поддержать даже такой план, который имел минимальные шансы на успех.
Во-первых, скверная проработка деталей плана давала возможность в случае провала заявлять, что это была инсценировка, организованная самим Плахотнюком по сговору с украинской стороной для очернения его противников, а заодно и России. Эта версия сейчас и продвигается всеми антиплахотнюковскими и пророссийскими СМИ.
Во-вторых, устранение Плахотнюка – менее желательно, чем достижение с ним договоренности. Попытка покушения, пусть и неудачная, могла, по замыслу россиян, сделать объект сговорчивее.
Судя по всему, кураторы из спецслужб сыграли роль посредников между непосредственными заказчиками и исполнителями, а также предоставили гранатометы и подготовленных гранатометчиков. Успешная стрельба из РПГ по окнам, вверх, из-под крон деревьев, скорее всего, в сумерках требует некоторой практики. Уже известно, что гранатометчики около полугода воевали на Донбассе, в составе формирований ЛДНР (здесь стоило бы поставить кавычки, да аббревиатуры по правилам грамматики не закавычиваются). Гранатометы же, вероятно, были доставлены в Кишинев из тираспольских арсеналов российской или приднестровской армий. Впрочем, арсеналы у них де-факто общие.
Хотя официальной информации о заказчиках пока нет, можно предположить, что Плахотнюка заказали те, кому он особенно досадил в последние несколько месяцев. Тогда на первом месте с большим отрывом приднестровский холдинг "Шериф". Введение совместных украинско-молдавских таможенных постов – тяжелый удар по непризнанной ПМР (и опять-таки кавычки…), а власть в ПМР после прошлогодних президентских выборов – это именно и только "Шериф", без каких-либо компромиссов.
Второй в очереди – беглый бельцкий мэр и лидер "Нашей партии" Ренато Усатый. К слову, лузерство исполнителей – это его стиль. Достаточно вспомнить неудачное покушение на банкира Германа Горбунцова: киллер Виталий Прока выпустил шесть пуль, а Горбунцов остался жив. Ранее, выполняя другой заказ в Румынии, Прока перепутал цель со случайным прохожим, выпустил в того очередь из АК-47, и прохожий тоже остался жив. Такого киллера еще поискать надо.
На третьем месте Вячеслав Платон, арестованный в Украине и выданный в Молдову, где он находится под следственным арестом. Что, впрочем, не исключает и участия Усатого – но уже в качестве посредника или подрядчика. Поговаривают также о причастности Григория Карамалака, уголовного авторитета по кличке Болгар, творца двух молдавских президентов: Петра Лучинского и Владимира Воронина, уже 14 лет находящегося в международном розыске, скрывающегося в России и опекаемого ФСБ. Похоже, что Карамалак предоставил часть людей, другую часть предоставил Усатый.
Нельзя, разумеется, исключать и других потенциальных заказчиков. К примеру, олигархов Виктора и Виорела Цоп, скрывающихся от молдавского правосудия в Германии. У Владимира Плахотнюка, как уже было сказано, много влиятельных врагов.
Что было бы, если…
Если бы покушение удалось, Молдову ждали бы хаос и развал всех антикоррупционных дел, затем кардинальная смена вектора развития и российское внешнее управление. Парламентское большинство рухнуло бы. Следом за ним рухнула бы и Демпартия, которая по сути – проект одного человека. На досрочных выборах с вероятностью 99% победила бы пророссийская Партия Социалистов во главе с Игорем Додоном.
Приднестровский вопрос решался бы по московским сценариям – с федерализацией Молдовы в рамках плана Козака 2003 г. Напомню, что по этому плану Молдова должна была стать "асимметричной федерацией" в составе которой два пророссийских региона – Приднестровье и Гагаузия – получили бы особый статус и возможность блокировать законопроекты, нежелательные для них – а точнее, для курирующей их России. Кроме того, Молдова обязывалась распустить армию и предоставить России право на размещение войск на территории Приднестровья сроком на 20 лет.
Тут самое время поговорить о роли личности в истории. Сегодня проевропейский курс Молдовы висит, как на гвозде, на одном человеке – и этого человека зовут Владимир Плахотнюк. В остальном Молдова остается коррупционно-пророссийской. Устойчивой проевропейской команды, способной продолжить нынешний курс в случае выбывания с поля Плахотнюка, – нет и не ожидается в обозримой перспективе. Прочной поддержки реформ в обществе тоже нет. Сил, способных объединиться и выйти на молдавский Майдан при попытке сменить нынешний курс на сближение с Россией, – нет.
Отдельного, не ностальгически-советского, не пророссийского и не прорумынского, а именно молдавского, гражданского самосознания – нет. Отдельного молдавского патриотизма – нет. Единичные исключения не в счет, ибо не делают погоды. Взамен всего перечисленного имеется только желание местной элиты эксплуатировать возможности, которые дает признанная независимость. Это все, что держит на плаву молдавскую государственность. Молдова, через 25 лет после распада СССР, остается частью Советского Союза, где большинство политиков, заявляющих о поддержке европейских реформ, легко могут быть перекуплены россиянами. Причем половина общества этот разворот поддержит сразу, а три четверти оставшейся половины – после максимум двух недель пропагандисткой обработки.
Влияние России в Молдове во всех сферах огромно. От падения в объятия Кремля пока спасают три вещи: отсутствие общей границы, борющаяся за независимость Украина и Владимир Плахотнюк, избравший путь реформирования сверху. Вся эта конструкция похожа на трехногий табурет – она ненадежна, неустойчива и не имеет запаса прочности. А это значит, что в Кремле и впредь будут испытывать сильнейший соблазн повторить попытку устранения Плахотнюка.
Автор: Сергей ИЛЬЧЕНКО, Деловая столица