Дерибан НАКа начался с «Черноморнефтегаза»

Как стало известно «УК» из достоверных источников, народный депутат Украины Андрей Сенченко устроил «распродажу» должностей в государственном «Черноморнефтегазе». Торги за «теплые» места в компании стартуют со 100 000 долларов США. К примеру, должность Директора по коммерции стоит 1 миллион долларов. Интересно, как и чем прожженный коррупционер собирается гарантировать трудоустройство своим потенциальным подчиненным? Наверняка кивает на своих высокопоставленных покровителей в Киеве. С приходом правительства во главе с Юлией Тимошенко в стране проведены массовые кадровые перестановки во всех эшелонах власти. Желание контролировать ситуацию в экономике, используя собственные проверенные кадры, в целом понятно. Но вот вопрос: насколько профессиональны чиновники новые, пришедшие на смену старым? И еще: насколько новые «назначенцы» соответствуют критериям отбора на высокие посты государственной службы? Например, тот же А.Сенченко (№ 64 в списке БЮТ), о котором весь Крым сегодня говорит, как о будущем главе государственной компании «Черноморнефтегаз».

Вкратце напомним основные вехи биографии этого печальноизвестного крымского политика и бизнесмена – постоянного «героя» «Украины криминальной».

Политическая карьера известного крымского «рейдера» А.Сенченко началась в 1993 году с его вступления в ряды «Партии экономического возрождения», которая была создана с целью поддержки на выборах бывшего первого секретаря обкома КПСС Н.Багрова. В ее состав, помимо видных местных бизнесменов и чиновников различных рангов, вошли также руководящие члены организованной преступной группировки «Сейлем». Крымчане называли эту политическую клику «Партией жирных котов» или «Расстрельной партией».

Среди крымских политиков это объединение имело серьезный вес благодаря своему специфическому составу, хотя и не пользовалось широкой поддержкой народных масс. После того, как этой политической силе удалось провести представителей в крымский парламент, бандиты из «Сейлема» получили правительственную «крышу». По сути, будучи одним из руководителей «бригады» уголовников, на счету которой – сотни убийств, грабежей, рекетирских «наездов», хищений имущества, А.Сенченко скопил немалое состояние. Но… Большинство лидеров «Партии экономического возрождения» не умерли своей смертью: их расстреляли, взорвали и зарезали – к этому приложили руку как как конкуренты, так и «свои». Впрочем, в отличие от многих своих крымских «коллег», Андрею Виленовичу все же удалось легализироваться и выйти на вершины – теперь уже украинской – власти.

А в далеком ныне 1995 году Андрей Сенченко был назначен вице-премьером правительства Крыма по вопросам экономики и проведению экономических реформ. Что дало ему широкие возможности при проведении криминальной приватизации различных государственных объектов. Множество крымских санаториев и здравниц были отданы ОПГ «Сейлем» задаром. Себя лично он тоже не обделил, и незаконным путем перевёл в собственное владение недостроенную базу отдыха «Дельфин» в Судаке. Впоследствии реализовал ее АО «Укргазпром» (ныне НАК «Нафтогаз Украины»), точнее – его дочерней структуре ДК «Укртрансгаз». Заработал на этой афере около 100 миллионов долларов США. Связи в ДК «Укртрансгаз» позволили ему регулярно пользоваться «услугами» коррумпированных чиновников этой компании в своих махинациях.

А вот еще одна резонансная афера. 2 февраля 1995 года Анатолий Франчук (на тот момент – председатель совета министров Крыма) подписывает постановление о создании Координационного Совета единого республиканского цифрового территориального кадастра (ЕРЦТК), руководителем которого был назначен Андрей Виленович. Эта структура финансировалась из бюджета. Все денежные средства перечислялись в АКБ «Крым-кредит», учредителями которого выступили фирмы, принадлежащие самому Сенченко: ООО «BS-Холдинг-LTD», «Технохимкоплект», «Черноморское туристическое агентство», «Крымская корпорация экономического развития и международных инвестиций «ИКМ».

Деятельность Андрея Виленовича на этом посту стоила государству немалых средств. В период с 1995 по 1-е полугодие 1997 на ЕРЦТК было израсходовано 53,7 тысяч гривен из крымского бюджета и 7 миллионов 39,6 тысяч гривен – из внебюджетных источников. Для Крыма тех лет – огромные деньги.

Являясь Председателем координационного совета при Правительстве Крыма по вопросам ЕРЦТК, Сенченко совместно с Владимиром Шевьевым (еще один из лидеров ОПГ «Сейлем») организовали в Швейцарии СП по реализации офисной техники – «Grouzax AG», соучредителями которой являлися жена и сын Сенченко. С этим предприятием ЕРЦТК заключила договор на поставку партии компьютеров по завышенной на треть цене. Но, согласно результатам проверки деятельности ЕРЦТК со стороны КРУ, указанная техника не была поставлена вообще. В 1996 году ЕРЦТК заключило новый договор с фирмами «Grouzax AG» и «Hallsall LTD» (Ирландия) на приобретение офисной техники на сумму 645 000 долларов США. По истечении 90 дней в адрес ЕРЦТК поступило техники только на 200 000 долларов…

Под чутким руководством Андрея Виленовича, 13 ноября 1996 года исполнительная дирекция ЕРЦТК заключила договор с фирмой «Plastedil» (Швейцария) в лице генерального директора Микелле Кретти на проведение комплексного пилот-проекта «Система управления территорией Большая Ялта». Общая стоимость работ по контракту составляла 1 миллион 470 000 долларов США.

В результате проведенной правоохранительными органами проверки, по этому факту было возбуждено уголовное дело № 99 от 12.10.99г. И установлено, что в соответствии с графиком платежей, являющимся Приложением № 5 к контракту № 166/96 от 15.11.96г., ИДП ЕРЦТК было перечислено иностранной стороне по актам выполненных работ следующие суммы:

100000 $ по платежному поручению № 1 от 24.01.97г.;

100000 $ по платежному поручению № 2 от 19.02.97г.;

100000 $ по платежному поручению № 4 от 17.04.97г.;

80000 $ по платежному поручению № 5 от 29.07.97г.;

40000 $ по платежному поручению № 6 от 01.08.97г.;

40000 $ по платежному поручению № 7 от 22.08.97г.;

100000 $ по платежному поручению № 15 от 14.01.97г.

Перевод указанных средств Дирекция ЕРЦТК произвела с валютного счета №0001070801 в АБ «Крым-Кредит» в Швейцарский банк Credit Swisse Piazza Independenza CH-6830, Chiasso. Account number 67743-92-2 для Plastedil S.A., Corso S. Gottardo 8/a. CH-6830, Chiasso.

Кроме того, следствием по линии Интерпола были получены данные о том, что часть перечисленных за границу валютных средств (500 000 долларов США) в последующем была переведена в швейцарские банки «Мигрос» (г.Лугано), «Банк дель Готтардо» (г.Чиассо, г. Цюрих) на личные счета самого А.Сенченко.

Но проверка этих незаконных операций была приостановлена в связи с тем, что «вдруг» в автокатастрофе погиб генеральный директор «Plastedil S.A.» Микеле Кретти – человек, подписывавший все финансовые документы компании. Эти данные подтверждены Интерполом. Исполнение контракта на оставшуюся сумму 800 000 долларов США было прекращено…

Так как бартерные операции обладают определённой непрозрачностью, Андрею Сенченко удавалось многократно превышать стоимость услуг и товаров, предоставляемых его фирмами государственным структурам. При этом деятельно сохраняя образ политика – борца с коррупцией. Однако «сейлемовские» хватка и приемы наложили свой отпечаток на методы,практикуемые Сенченко в бизнесе.

Для решения вопросов списания энергетических задолженностей предприятий перед государством А.Сенченко использовал безналичные вексельные расчеты Запорожской атомной станции, где работала мать заместителя министра курортов и туризма АРК Дмитрия Гольдича (убит на пороге дома А.Сенченко). Документы, разрешающие взаимозачеты по электроэнергии с крымскими должниками через «Крымэнерго», были выданы Запорожской атомной станций в зачет поставок противопожарного оборудования предприятию «Харьковтрансгаз». Поставки осуществлялись через подконтрольную Сенченко фирму «Технохимкомплект», причем стоимость этой техники была многократно завышена. «Крымэнерго», в свою очередь, закрыл задолженности здравниц за электроэнергию, получив за это путевки в различные здравницы. А затем передал их туристическим фирмам Гольдича и Сенченко. Путевки на 4 миллиона гривен были реализованы в России. Но вышла неувязкма: Москва отказывается за пуевки платить, сочтя это компенсацией за газовые поставки РАО «Газпром», осуществленные через «Институт новых технологий» («ИНТ», дирекор М.Третьяков). Запахло жареным…

Когда возникла угроза криминального преследования за вскрывшуюся аферу с векселями, организованную совместно с заместителем министра курортов и туризма АРК Дмитрием Гольдичем, последний был ликвидирован киллером на пороге дома самого Сенченко (до сих пор Крым-бандитский обсуждает версию, что «друга» Гольдича хладнокровно «заказал» сам А.Сенченко, чтобы «обрубить концы». А чтобы окончательно замести следы вексельной аферы, ее организаторам (организатору?) пришлось убрать и директора «Крымэнерго» Кузина. Еще раз отметим: из всех выгодополучателей этой крупномасштабной аферы в живых остался только А.Сенченко… Который подался в бега и обосновался в Швейцарии. Там он благополучно и переждал проведенную под руководством Геннадия Москаля «зачистку» и ликвидацию ОПГ «Сейлем».

Вернувшись в 2001 году в Украину, Сенченко решительно берётся за восстановление пошатнувшихся экономических позиций своих фирм, старается легализировать украденные деньги. Что явно сказалось на увеличении числа «криминальных» трупов на полуострове.

Сам Сенченко в срочном порядке осуществляет инвестирование в иностранные предприятия совместно со старыми партнерами – Л.Денисовой (экс-министр финансов Крыма), В.Сетковым и С.Велижанским. Но одной финансовой стабильности Андрею Сенченко уже явно было недостаточно. слишком много людей на его счету. Чтобы упрочить свои позиции, он с головой уходит в политику. Задача-минимум: получить вожделенный для него статус депутатской неприкосновенности. Резко поменяв свои политические убеждения, Сенченко «перекрасился» в цвета БЮТ. Чем несказанно удивил многих, кто его знал. Но чтобы взобраться на вершину избирательного списка и попасть в парламент, ему пришлось провести очередную «спецакцию». В результате председателя крымского отделения БЮТ скосило странное отравление, а Андрей Виленович занял его место. За такие «маневры» в Крыму к нему прочно приклеилось прозвище «Политгей»… «Гей», не «гей», а – живой и с положением…

Да, большую политику делают большие деньги. А денег Андрею Виленовичу традиционно не хватало. Чтобы удержаться на завоеванном месте главы крымского отделения БЮТа, пришлось проспонсировать его предвыборную кампанию. А еще приходиться «кормить» своих глашатаев из ТРК «Черноморская». (Что касается самой телерадиокомпании, то с помощью своих партнеров Денисовой – министра финансов АР Крым и Велижанского – депутата Верховного Совета АР Крым весь процесс ее приватизации прошел вовсе без тендеров, с грубым нарушением законодательства).

И вот теперь,как видим, А.Сенченко весьма кстати пришлись знакомства с крымскими «газовиками». Именно за счёт украденных из дочерних структур НАК «Нефтегаз Украины» денег Сенченко довольно скоро не только возместил понесённые расходы, но и приумножил свое состояние.

В общем-то, ему и раньше приходилось сотрудничать с чиновниками «от газа». Андрей Вилленович использовал давнее знакомство с Анатолием Франчуком, своим бывшим начальником, чей сын, Игорь Франчук, до 2006 года руководил ГАО «Черноморнефтегаз». Благодаря солидным «откатам» бизнес-структуры Сенченко постоянно побеждали на фиктивных тендерах. Оборудование, которое они затем поставляли, легче было бы сразу списать, как металлолом, чем эксплуатировать. Например, для потребностей ГАО был закуплен большой комплекс оборудования для анализа технического состояния газовых магистралей. Вот только использовать это аппаратуру оказалось невозможно. Тем более, что компания уже имела аналогичное оборудование, не уступающее по своим техническим характеристикам и успешно работающее на объектах предприятия. Так и покоится никому не нужный многомиллионный аппаратно-программный комплекс на складах компании.

Бизнес специфический получается: купить по дешевке никому не нужное барахло, а потом продать в тридорога государственной компании. А руководство «Черноморнефтегаза» закрывало на все глаза, довольствуясь щедрыми «откатами». Но большие деньги любят не только в «Ченоморнефтегазе».

Андрей Вилленович придумал ещё один прием «быстрого заработка». Используя свои давние знакомства в ДК «Укртрансгаз», он договорился о проведении паспортизации технического состояния объектов этой компании с помощью своих – подставных – фирм. И хотя в заключенном договоре говорится о прогрессивных технологиях и уникальных методах, однако на самом деле плодятся никому не нужные документы с помощью обычных общедоступных компьютерных программ на основе уже существующей технической документации.

На таких вот аферах Андрею Сенченко удалось заработать более 65 миллионов долларов США. Что прекрасно известно специалистам «в теме».

Однако нынешний директор «Черноморнефтегаза» Анатолий Присяжнюк резко сократил «газовые» доходы Сенченко. Впрочем, как и компании в целом. Чем можно объяснить тот факт, что до прихода А.Присяжнюка на должность годовая прибыль компании оценивалась в 120 миллионов долларов США, а за год минувший – всего лишь в 20 миллионов долларов? Что, мировые цены на нефть и газ упали? А.Присяжнюк, экс-милицейский генерал, не стал «делиться» ни с хитрым, вороватым Сенченко, ни с государством. При этом Присяжнюк ведет полную утех и роскоши жизнь, в точности копируя поведенческую модель другого печально известного «газового» чиновника – Алексея Ивченко, «Леши-мерседеса»: дорогие авто, перманентные сабантуи. Что, опять же, прекрасно известно жителям полуострова…

Впрочем, вся биография Андрея Сенченко свидетельствует: он никогда не терпел конкуренции. А сегодня, когда продолжается фронтальная «зачистка» Крыма силами МВД и прокуратуры от криминального элемента, расчетливый Андрей Виленовичи явно намерен занять лидирующие позиции уже в «расчищенном» от конкурентов Крыму – политическом и бизнесовом. Подчеркнем еще раз: все, кто когда-либо вставал поперек пути Сенченко, был уничтожен в криминальных «разборках» или подался в бега. Сегодня А.Сенченко наверняка не применет воспользоваться «брешами», образовавшимися благодаря усилиям работников МВД и самоистребительной войне различных крымских ОПГ.

И первым шагом к этому для А.Сенченко может стать должность директора правления ГАО «Черноморнефтегаз» – наиболее лакомого бизнес-объекта в Крыму. А получив мощную финансовую подпитку за счет средств компании, Сенченко сможет скупить не только множество наиболее ликвидных крымских активов, но и многих «неподкупных» политиков, правоохранителей, судей. В принципе, он повторит путь клана Франчуков, создав на полуострове свою «карманную» финансово-политическую империю. Которой под силу будет диктовать Киеву-официальному свое видение всех процессов, происходящих на полуострове.

Как стало известно «УК» из достоверных источников, А.Сенченко настолько уверен в успехе своей очередной комбинации, что даже – превентивно! – устроил «распродажу» должностей в государственном «Черноморнефтегазе». Торги за «теплые» места в компании стартуют со 100 000 долларов США. К примеру, должность Директора по коммерции стоит 1 миллион долларов. Интересно, как и чем прожженный коррупционер собирается гарантировать трудоустройство своим потенциальным подчиненным? Наверняка кивает на своих высокопоставленных покровителей в Киеве…

С учетом специфических управленческих навыков А.Сенчука (случись ему «Черноморнефтегаз» возглавить), государственную компанию ожидают тяжелые времена. Эти опасения подкрепляются и нынешней ситуацией в стране. До сих пор не заключены договора с Россией на поставки газа. Фактически газ, поставляемый в нашу страну, расходуется в ручном режиме – кому, куда и сколько уходит сырья, знают только руководители газораспределяющих компаний. В то же время нет финансового плана самого НАК «Нефтегаз Украины», а соответственно – и финпланов его дочерних компаний. Расходы «на местах», по большому счету, сегодня никто контролировать не в состоянии, и в ближайшее время контролировать не будет.

Видимо, именно поэтому Андрею Сенченко так неймется занять кресло главного крымского газовика. В таком «финансовом омуте» никто его традиционных «проделок» не заметит. А когда заметит – будет поздно: «банк сорван!» Как бывало и раньше с фирмами Сенченко, денег на счетах «Черноморнефтегаза» не останется; сама компания погрязнет в долгах.

Печальный сценарий? Но именно так, или приблизительно так – будет. Потому что по-другому в «бизнесе» Сенченко никогда не бывало: сплошной скандал и разорение…

Какой-то сюрреализм: в то время, как США и их союзники на Ближнем Востоке воюют за контроль над нефтяными и газовыми месторождениями, ежедневно теряя своих солдат, украинские дельцы с криминальным прошлым – без единого выстрела! – «отвоевывают» у нашего государства стратегические позиции в нефтегазовой отрасли.

И за творящийся в стране бардак, похоже,опять никто не ответит.

Иван Дубинда, Крым, специально для «УК»

You may also like...